arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Архитектурная бионика НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ АРХИТЕКТУРЫ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

Наряду с традиционными материалами — камнем, кирпичом, деревом — он осваивал новые строительные материалы — стекло, металл, железобетон, и его достижения в этой области выдающиеся.

Райту было свойственно и использование органичес­ких форм. Примером тому служат колонны в интерье­ ре конторского здания фирмы «Джонсон», напоминаю­ щие стебли растений, форма раковины в здании музея Гуггенхейма, сетчатый его потолок в виде паутины. Стремясь оградить себя от натурализма, он писал: «. . . органическая архитектура — это архитектура «изнутри наружу», в которой идеалом является целостность, мы не употребляем слово «органическая» в смысле «принадлежащая к растительному или животному миру».

В доме над водопадом (рис. 27), Западном Тейли-зине (рис. 28), в здании музея Гуггенхейма (рис. 29) он сумел наиболее ярко отразить то понимание органической архитектуры, которое соответствовало XX в., его строительному и научно-техническому уровню.

Таким образом, при явных достижениях Райт скорее всего развивал концепцию романтизма, несколько отой­дя от усиленного внедрения биологических знаний в архитектурное творчество, наметившегося в XIX и XX вв. К тому же, критикуя отречение от достижений научно-технического прогресса, сам он зачастую не при­нимал эпоху индустриализации.

Ле Корбюзье удалось в большей степени объединить в своем творчестве биологические и технические начала, подняться над уровнем традиционных представлений «органической архитектуры» и приблизиться к уровню бионических принципов архитектуры.

Говоря об архитектуре и градостроительстве, Ле Корбюзье редко использовал понятие «органическая», тогда как понятие «биология архитектуры» в его рабо­ тах встречается часто. Эти два понятия он не противо­ поставлял. Определение 'органический», сказанное по отношению к объекту, созданному человеческими рука­ ми; значило для Ле Корбюзье высшую его оценку. И все же отход от столь популярного понятия был созна­ тельным, в этом проявилось желание Ле Корбюзье выйти на новый уровень общения с природой (рис. 30 — 32).

Живая природа привлекала Ле Корбюзье, Он писал: «Мои детские годы протекали среди природы и друзей. Мой отец внушил нам культ гор и реки, которые обра­зовывали наш пейзаж.^ Гигантские горизонты были нашим кругозором. Я знал, как сделаны цветы изнут­ ри и снаружи, форму и цвет оперения птиц и почему деревья сохраняют равновесие в горах во время бурь» [42].

В творчестве Ле Корбюзье взаимосвязь архитектуры и природы проявлялась в двух аспектах: природа была объектом его исследования как биологическая среда людей и неисчерпаемый источник принципов, необходи­ мых для создания и организации предметного мира. Он очень наглядно представлял графически связь трех компонентов: природы, человека и предметного мира. На его рисунке, с одной стороны, человека пронзает острие конуса-природы, раскрытого в бесконечность, его содержание переходит в человека; с другой сторо­ ны, конус открывается в бесконечность - в человечес­ кое творчество.

Исходя из того, что человек — «продукт природы», «продукт вселенной», Ле Корбюзье считал необходи-

мым ввести природу в жилище и на производство. Его исследования проблем среды являются одной из самых ярких страниц теории современной зарубежной архитектуры. Кажется, нет ему равных по разносторон­ ности анализа кризиса окружающей среды, определе­ нию его причин и последствий и по множеству предло­ женных решений выхода из кризисной ситуации. С на­ чала 20-х годов Ле Корбюзье занимается поиском веду­ щих экологических принципов. Он определил их понятием «основные радости»: «Солнце, пространство, зелень — три столпа нашей доктрины» [32].

На основании этих принципов у него сложилась кон­цепция «лучезарных городов», которую он внедрял в своих сооружениях и сотнях градостроительных проек­ тов. Ле Корбюзье постоянно подчеркивал, что пробле­ му дегенерации окружающей среды нельзя решить при помощи распространения цветочных мотивов. Он видел спасение не в органическом орнаменте, а в экологичес­ ком подходе к этому вопросу. Реформу архитектуры нужно проводить изнутри, она связана не только с внеш­ ним видом объектов. Новые научные методы, исследо­ вания и открытия естественных наук требуют отказа от поэтики прошлых времен, часто основанной на поверхностном и мистическом подходе к природе. Сле­дует выработать научный подход к природным явлени­ям, так как на вопросы архитектора наука сейчас дает тысячу ответов. Понимание архитекторами природы должно воплощаться не в декоре, а во всей системе архитектурной организации. Эту идею он воплотил в вилле Савой, капелле Роншан, павильоне Филипс, в по­ стройках Чандигарха (рис. 33—35).

Он приводил несколько примеров созданных чело­ веком предметов столь совершенных форм, что над ни; ми оказались не властны ни время, ни технический про­гресс, — форма ножа, колеса, топора, лыж, гондолы, бутылки. Это подтверждает его идею о том, что произ­ ведения человеческого творчества подчиняются и эво­ люционным правилам, действующим в живой природе, и достигают функционального совершенства путем улучшения и качественного отбора.

Идеи/представленные мастерами искусства прошло­го, нашли благоприятную почву в последние десятилетия. В начале 60-х годов в различных частях земного шара возникают архитектурные направления — метаболизм, аркология, биотектура, биоурбанизм, архитектур­ ная бионика и другие, которые за основу брали биологические процессы формообразования и жизнедеятельнос­ ти организмов. Их доктрины выражают сущностные процессы современности, связанные с экологическим и энергетическим кризисом, они являют собой опреде­ ленный этап в двухвековом развитии органической архитектуры.

  . страницы:
1  11
2 12
3 13
4 14
5 15
6 16
7 17
8  
9  
10  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Laguna Proun  — проект для Венеции
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz