arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Архитектурная бионика НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ АРХИТЕКТУРЫ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

Бионические принципы в архитектурной практике ярче проявились в послевоенный период, в конце 40-х годов (работы итальянского инженера ПЛ.Нерви). Тогда возникла особая необходимость поиска таких конструктивных решений, которые дали бы при большой экономии материала и облегченной массе конструкции максимальный эффект прочности, устойчивости, надежности (принцип минимакса) и одновременно красоты. П.Л.Нерви своими произведениями убедительно доказал возможность использования законов живой природы (рис. 40, 41). Принцип мини-макса получил особое развитие в работах Ф.Отто (ФРГ) и его учеников в конце 50-х — начале 60-х годов (рис. 42).

Экономия материала в строительных конструкциях и одновременно использование всех их возможностей для перекрытия больших пространств с целью массовых организаций общественных процессов (тенденции демократизации жизни) были ответом на требования послевоенной эпохи.

Оказалось, что многие вопросы архитектуры и конст­руирования невозможно было решать без помощи жи­ вой природы. Сюда относятся использование в архитектуре оболочек-скорлуп со сложными, криволинейными поверхностями, не освоенными математикой; создание сложных комплексных форм с тесно связанными между собой структурными элементами, логику организации которых не придумаешь просто так из головы, а вместе с тем это — формы, хорошо обеспечивающие всеусложняющиеся жизненные процессы. Особенно большую услугу живая природа могла оказать архи­тектуре в решении проблемы индустриализации и ком­ бинаторики типовых индустриальных элементов (здесь во многом помогли исследования французского инженера Робера Ле Риколе, постройки Б.Фуллера, М.С.Туполева и др.).

Конечно, единению архитектуры и биологии способ­ ствовали не только чисто практические соображения. По-видимому, этому способствовали и глубокие психо­ логические факторы. Желание уравновесить нарастающий «вес» техники, индустрии в архитектуре, угрожаю­ щий смыть всякие проявления эмоций в эстетизирован­ ном контексте архитектуры, также направляли на поиски возможных вариаций форм в живой природе - единственной пока субстанции, не считая искусства, которая смогла гармонично соединить рациональность и красоту, утилитарное и прекрасное.

Тенденции развития архитектурных и конструктив­ ных форм, не связанные с преднамеренным исследова­ нием законов живой природы, вели также на смыкание («конвергенцию») с формами живой природы. Незави­ симо от воли их создателей они стали напоминать фор­ мы и конструкции живой природы, например работы

Интерьер главного зала Туринской выставки, Италия, 1948 г . Пролет 98 м . Инж. П.Л. Нерви. Природный аналог — лист экзотического цветка Виктории регии (микроструктура)

Рис. 40. Интерьер главного зала Туринской выставки, Италия, 1948 г . Пролет 98 м . Инж. П.Л. Нерви. Природный аналог — лист экзотического цветка Виктории регии (микроструктура)

Эстакада в Риме, 1950-е гг. Инж. П.Л. Нерви

Рис. 41. Эстакада в Риме, 1950-е гг. Инж. П.Л. Нерви

Выставочный павильон в Мангейме, 1972 г . Общий вид интерьер. Архит. Ф. Отто и его школа (ФРГ)

Рис. 42. Выставочный павильон в Мангейме, 1972 г . Общий вид и интерьер. Архит. Ф. Отто и его школа (ФРГ)

мексиканского инженера Ф.Канделы, который, по его словам, пользовался аналитическим методом в процес­ се поиска конструктивных форм и др.

И это тоже понятно — новые произведения ума и рук человеческих функционально стали приближаться к формам живой природы благодаря своему совершенст­ вованию (рис. 44). Вместе с этим процессом углубля­ ется мировоззренческое и образное представление о целостности всей земной системы, о единстве живой природы и архитектуры, обусловленных функциональ­ ными (содержательными) элементами сходства.

Оперный театр в Сиднее, 1960-е гг. Архит. Утцон

Рис, 43. Оперный театр в Сиднее, 1960-е гг. Архит. Утцон

Современные законы жизни в связи с ее сильной диф­ ференциацией требуют их комплексного, системного освоения в архитектуре и научной методике. Отсюда и обращение к живой природе, в которой системность/ целостность отрабатывались неизмеримо дольше, чем в архитектуре.

Таким образом, проблема экономии, стремление к максимальному эффекту с затратой минимальных средств, необходимость комплексной организации жиз­ ни и создание гармонично развивающейся эстетически полноценной материальной среды, к которой была бы подключена и биосфера, наличие технических средств реализации идей на практике заставили зодчих обратиться к живой природе.

В Советском Союзе в связи с плановым ведением хозяйства и тенденцией градостроительного подхода к решению вопросов архитектуры существует благо­ приятная почва для использования всех тех преиму­ ществ, которые может дать архитектурная бионика. Особо это касается следующих, еще не получивших своего полноценного воплощения в архитектуре и гра­ достроительстве моментов:

•  единства формирования всех сторон архитекту­
ры — функции, конструкций, технологии, экономики,
эстетики и т.д.;

•  комплексного управления развитием градострои­
тельства и архитектуры с использованием принципа
обратной связи и средств электроники;

•  создания научной основы для прогнозирования
развития градостроительства и архитектуры;

•  организации гармоничной искусственной и при­
родной среды. И еще один важный вопрос, который
можно выделить специально, — это преодоление элемен­
тов однообразия массовой застройки.

Мост в Потенце , 1970- е гг . Инж . С . Мусмечи Мост в Потенце , 1970- е гг . Инж . С . Мусмечи

Рис . 44. Мост в Потенце , 1970- е гг . Инж . С . Мусмечи .

Массовая застройка является проявлением высочай­ шего гуманизма процесса демократизации. Элементы же ее однообразия — это следствие далеко несовершенной индустриальной базы строительной технологии. Думает­ ся, что и в этом вопросе архитектурная бионика может оказать существенную помощь.

Внутренний, сложный процесс формирования систе­ мы живой природы отражается на ее формах, приобретающих «тонкую» филигранную структуру своего строения, что, к сожалению, редко можно сказать о современных нам архитектурных формах. Наслаждаясь красотой природных форм, трудно представить, что она является производной в основном утилитарных процессов, происходящих в живой природе.

Думается, что одной из причин упрощенности современных архитектурных форм служит недооценка влия­ ния объективных факторов, формирующих архитектуру, на ее эстетические свойства. Без глубокого освоения функционально-утилитарного содержания архитектуры, воплощающего всерастущее разнообразие потребностей человека и образного представления о мире общественном, живом и физическом, вряд ли можно говорить и о высоком художественном содержании архитектуры. Эта мысль не отрицает подключение субъективного механизма архитекторов, ассоциирующих значительно шире духовный мир и выводящий архитектуру из сферы ее внутренних потребностей на арену большого искусства.
  . страницы:
1  11
2 12
3 13
4 14
5 15
6 16
7 17
8  
9  
10  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Laguna Proun  — проект для Венеции
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz