arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Архитектурная бионика НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ АРХИТЕКТУРЫ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

Немалую роль теоретические и практические результаты в области архитектурной бионики могут сыграть в укреплении позиций архитектурной теории и ее понятий. Архитектурная бионика способствует также совершенствованию методов анализа и оценки процессов, происходящих в архитектуре.

НАТУРАЛИЗМ ИЛИ РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД?

Архитектурная бионика продолжает традиции теоретической школы советской архитектуры и учитывает предбионические идеи таких ведущих советских архи­текторов 20—40-х годов, как И.В.Жолтовский и М.Я. Гинзбург, а также молодых в ту пору архитекторов Н.Б.Соколова, Н.А.Красильникова и других [33].

Зарубежные архитекторы в последние два-три десятилетия достаточно часто обращались к законам живой природы, что давало и дает подчас интересные результаты (работы П.Л.Нерви, Ф.Отто, Р. Ле Риколе, Р. Саржера и др.).

Однако в целом обращение к законам живой природы, не поддержанное четкой и последовательной фило­ софской концепцией, открыло дверь двум, казалось бы на первый взгляд, исключающим друг друга теории

Галерея Пегги Гуггенхейм. Ф. Кизлер. Конкурсный проект. План. Нью-Йорк, 1942 г . (рис. Ю. Лебедева)

Рис. 45. Галерея Пегги Гуггенхейм. Ф. Кизлер. Конкурсный проект. План. Нью-Йорк, 1942 г . (рис. Ю. Лебедева)

Город «Аквилла». Построен по подобию структуры жилкования листа дерева (формалистические использование явлений живой природы в градостроительстве). Архит. П.-Ж. Грийо, 1960-е гг

Рис. 46. Город «Аквилла». Построен по подобию структуры жилкования листа дерева (формалистические использование явлений живой природы в градостроительстве). Архит. П.-Ж. Грийо, 1960-е гг. (Франция).

«Дом-лицо». Архит. К. Ямасита, 1974г. (Япония)

Рис. 47. «Дом-лицо». Архит. К. Ямасита, 1974г. (Япония)

которые отражают бытующие в буржуазной философии точки зрения

Первая теория — обвинение научно-технического ~оогресса во всех социальных бедах капиталистическо общества. Она призывает к уходу в живую природу, < первобытному состоянию жизни и выражается в одно­сторонне-экологическом — «биоструктуральном» под- юде к строительству. Его выразителем является Р.Дорнах (ФРГ), занимающийся разработкой методов «выращивания полезных структур» — «агротектуры» [41].

Вторая теория, наоборот, делает ставку исключитель­ но на научно-технический прогресс как средство разре­шения противоречий капиталистического общества. В «хвои природе архитекторы и теоретики архитектуры, задерживающиеся этой философской концепции, ви- ддт только один смысл — использование лишь «техники» (технологии) живой природы в архитектуре. При­ мером может служить технологическая архитектура Вольфа Хильберца и Глена Смола (США), биохимическая архитектура Уильяма Катаволоса (Англия) и др.

И в том, и в другом случае вопросы эстетики (а с ними и проблемы идеологии) просто игнорируются. Красота форм зодчества будто бы возникает стихийно в живой природе. Теория же архитектурной бионики специально акцентирует внимание на том, что между - эасотой форм живой природы и использованием ее мконов в архитектуре стоит глубокий творческий -роцесс, управляемый человеком с его общественной *леологией.

Однако дезорганизованность концепций «биотектуэистов» и им подобных теоретиков кажущаяся. В искусстве архитектуры эти концепции фактически ведут к рождению беспринципности в идеологии.

Особенно ярко это выразилось в рецидивах натурализации, часто механического, эстетского подражания эормам живой природы в архитектуре: галерея Пети Гуггенхейм Ф. Кизлера в виде громадного желудка животного, структура города по подобию формы листа дерева и его нерватуры П.-Ж. Грийо, дома-почки и гланды А.Квормби и т.д. Потеря чувства национально­ го также характерна для этого направления (рис. 45-47).

Указанные направления, страдающие общей болез­ нью — односторонностью подхода, — противоречат основному, системному закону развития форм живой природы и архитектуры.

В наше время в условиях широкой индустриализации строительства и научно-технического прогресса сущест­ вует опасность преувеличения роли техники в архитек­ туре. Поэтому особое значение для повышения социальной ценности архитектуры и преодоления в общем вредной тенденции безликости «международного стиля» приобретает комплексный метод — взаимоувязанное решение вопросов архитектуры с учетом всех формо­ образующих и особенно эстетических факторов архитектуры.

Архитектурная бионика, противодействуя эстетс­ кому натурализму, призывает и в этом случае к творчес­кой переработке законов красоты живой природы в архитектуре с учетом ее национальных особенностей, не противоречащих и «общечеловеческим» законам ее развития (как, например, многие объекты народной архитектуры разных стран).

Конечно, любое использование эстетических потенций природной гармонии не исчерпывает возможностей художественно-образной выразительности, которая должна быть присуща зодчеству; но возможности архи­тектурной бионики и здесь только начинают исследо­ ваться и использоваться.

Об этом подробнее см. в брошюре В.И.Рабиновича «Художественные проблемы архитектуры». М., Знание, 1972.

  . страницы:
1  11
2 12
3 13
4 14
5 15
6 16
7 17
8  
9  
10  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Laguna Proun  — проект для Венеции
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz