arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Метод архитектурной бионики МЕХАНИЗМ ПОЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ АРХИТЕКТУРЫ И ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

Принципы аналогий и гомологии представляют собой диалектическую пару, в которой все элементы дополняют друг друга. Например, когда говорят о гомологичных органах, то опираются на выявленное сходство ( аналогию ) в их строении. Если же мы обращаемся к аналогиям в разных явлениях, мы тем самым определяем черты их родства ( гомологичность ).

Принцип гомологии может быть использован и в архитектурной бионике для установления родственных связей в постройках живых организмов и архитектурных сооружений .

Строительство, например , плотин бобрами и человеком имеет родственные корни. В свое время запруды, устраиваемые человеком и бобрами, были аналогичными . Плотины же гидроэлектростанций приобрели новые функции — обеспечение производства электроэнергии . Остается , однако , общим план ( идея ) построения запруды . И в этом отношении плотины гидроэлектростанций гомологичны ( родственны ) плотинам бобров .

Также значительно изменилась форма и функция жилья ( включая и транспортные жилые ячейки ) по сравнению с убежищем первобытного человека , сходным с термитниками , гнездами птиц , жилыми постройками тех же бобров .

Идея вант , стальных проводов и т . п . ведет свое про­ исхождение от паутины паука , гибких лиан , расчленен­ ных волокон льна и т . д . Однако подобные системы по­ родили различные , гомологичные функции в челове­ ческой деятельности — линии высокого напряжения , подвесные дороги и висячие мосты , вантооые покры­ тия зданий , рыболовецкие сети .

В соответствии с открытым в 20- х годах нашего сто­ летия акад . Н . И . Вавиловым законом гомологических рядов в наследственной изменчивости устанавливается сходство " формообразовательных " процессов не только у организмов близких видов родов и семейств , но и сходство гомологических рядов и семейств растительно­ го и животного мира , органических соединений ( угле­водородов ), систем и классов кристаллохимии [7]. Здесь идет речь о сходстве именно формообразователь­ных процессов в весьма различных системах , а не о сход­ стве структур ( подразумевается видовое сходство — Ю . Л .) [8].

Основой формообразовательных процессов в архи­ тектуре являются в первую очередь общественные и биологические потребности человека . Немалое значение имеют здесь поведенческие факторы человека , обуслов­ ленные его биологией , физиологией , психофизиологией . И в этом случае принцип гомологических рядов позво­ляет вскрыть многие поведенческие стороны человека на основании уже изученных примеров жизнедеятельнос­ ти и поведения других живых организмов , например в отношении действия радиации , света , цвета , взаимодей­ ствия с физическими массами , материалами , конструк­циями и т . д . В теории архитектуры не раз возникала проблема антропоморфизма ( изучение пропорций чело­ века в " золотом сечении " от Леонардо да Винчи , Аль­ брехта Дюрера до Адольфа Цейзинга в XIX в . и модуло - ра Ле Корбюзье ). Теория антропоморфизма все же не получила глубокого и широкого развития в архитекту­ ре , и к ней стоит вернуться , по нашему мнению , на осно­ ве бионики .

М . И . Сетров по поводу принципа " гомологии " пишет : " Однако общность происхождения не может полностью объяс­ нить общность организации , поскольку за долгий период эво­ люции биологических систем они имели время коренным обра­ зом преобразоваться " f 2].

И здесь на помощь приходит упоминавшийся прин­ цип аналогий , который позволяет обнаруживать сход ство в организации различных систем .

Добавим также , что , если аналогии являются свиде­ тельством схождения — конвергенции признаков различ­ных по происхождению объектов , то гомологии , наобо­рот , говорят о расхождении — дивергенции ( постепен­ ном исчезновении ) принципов развития ранее родствен­ ных объектов . Таким образом , их использование в архи­ тектурной бионике может воссоздать интересную карти­ ну соотношения приобретенного и утерянного как от­дельно в живой природе и в архитектуре , так и в их взаимодействии .

Практически в архитектурной бионике процесс освое­ ния законов живой природы идет от функций живых объектов к аналогичному функциональному назначе­ нию архитектуры , а также от природных форм , " очи­ щенных " от тех их элементов , которые чужды архитек­туре , к творческой осмысленной архитектурной форме . Как говорят ученые , осуществляется процесс отчужде­ ния деталей и ненужных элементов . Вместе с тем реали­ зуется процесс включения " недостающих элементов ", т . е . совершенствование моделируемого объекта .

В архитектурной бионике , поскольку она связана с красотой форм живой природы и в соответствии с про­цессом репликтации ее модели — с искусством архитек­ туры , возникают эстетические и , более того , художест­венные проблемы . Их разрешение идет главным обра­ зом по линии освоения объективных основ гармонии , общих для архитектуры и живой природы . Впрочем , в определенных ситуациях это подразумевает весьма контрастные интерпретации красоты форм живой при­ роды в архитектуре .

В принципе , демократической и гуманистической направленности архитектуры импонирует в живой природе своеобразная " правдивость " красоты ее форм , " оптимизм " и стремление к жизнеутверждению , нашед­шие отражение во многих произведениях , например , народного зодчества .

Законы гармонии живой природы могут помочь вскрыть и законы гармонического равновесия между архитектурными комплексами , обогащающимися раз­ личием построения форм — полиморфизмом , в возник­ новении которого большую роль сыграла новая техника . Именно живая природа обладает " умением " приводить к " единообразию " самые разнохарактерные формы . И в этом смысле очень важно изучение в живой природе " механизмов " гармонизации : симметрии — асимметрии , пропорций , ритмов , тектоники , светоцветовых отноше­ний и таких проявлений свойств форм живой природы , осваиваемых эстетически в архитектуре , как живопис­ ность , красочность , жизнерадостность , физическая лег­ кость , прозрачность , структурность , психологически сопереживаемая надежность и т . п . Изучение законов гармонии форм живой природы и ее популяций поможет преодолеть в архитектуре имеющее место " однообра­ зие " на разных его уровнях как несогласованное сочета­ ние разнообразных форм , так и бесконечное повторение типовых форм ( в живой природе , например , поле , покрытое типовыми формами — ромашками , не создает впечатление однообразия ).

От разработки основ метода архитектурной бионики во многом зависят успехи архитектурно - бионических исследований . Так , попытки " напрямую " связать при­ родную и архитектурную форму часто приводят ( за редким исключением ) к чудовищным недоразумениям и полнейшему непониманию смысла архитектурной бионики . Например , можем ли мы найти что - либо соответ­ствующее цели архитектуры в ползущем черве , улитке , трепетании лепестка цветка ? Направление таких сравне­ ний может лишь увести еще дальше от существа реше­ ния вопроса и даже оттолкнуть исследователя и по­требителя архитектуры . Но стоит вглядеться в принцип движения кольчатого червя , как возникнет идея изме нения структуры , которая дает представление о транс­ формируемых конструкциях . В лепестке же цветка можно увидеть интересную геометрию формы , обеспе­ чивающую энергетический баланс и , одновременно , уди­ вительную конструкцию лепестка и другие полезные для строителей свойства . И здесь мы уже переходим из плана несогласованности , недоразумений к установле­ нию логической связи законов развития архитектуры с законами формообразования живой природы .

  . страницы:
1
2
3
4
5
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Laguna Proun  — проект для Венеции
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz