arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Основные принципы АРХИТЕКТУРНО-БИОНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

Основу моделирования в описываемой разновидности составляет физическое подобие модели и объекта , предполагающее одинаковость или сходство их физической природы и тождественность законов движения . Отношение таких материальных моделей к отображаемым объектам живой природы сопровождается обычно изменением пространственной или временной шкалы . Например , модели конструкции выполняются со значи­ тельным увеличением размеров ( маленькое крыло жука и его метровая модель ), не говоря уже о натуре — архитектурных объектах . Кстати , в техническом моделировании — обратная зависимость размера модели от моделируемого объекта ( модель корабля , плотины и т . д .). Или изменение временной шкалы : трансформация конструкций может происходить в более ускоренном темпе , чем , например , в моделируемом процессе раскрытия бутона цветка флоксы .

Третья разновидность — смешанные модели . Они предназначены главным образом для моделирования связей , изучаемых в изобразительных и действующих

моделях , — законов геометрии и принципов конструирования ( объективные основы тектоники ); формы и размерностей функционирующего - элемента ( пропорции ) ; функции и формы ( симметрия — асимметрия , ритмы ) и др .

Вещественные или материальные модели неразрывно связаны с идеальными или воображаемыми моделями , так как мысленное представление о моделях предшест­вует их овеществлению . Особенностью таких моделей является необязательная , а часто и невозможная реали­ зация в вещественных моделях ( схема II ).

Имеются также разновидности и этих моделей . На­ пример , рассматривая модели с точки зрения способа их построения — формы , их можно разделить на три подгруппы : первая — образные модели , втррая — знако­вые и третья — смешанные , образно - знаковые модели (3~). Не останавливаясь подробно на рассмотрении из­ вестного в научном мире их содержания , обратим вни­ мание лишь на преимущественное значение в архитек­ турной бионике образных моделей , что соответствует и преобладанию образного мышления в архитектурном творчестве .

В архитектурной бионике , так же как и в других отраслях научных знаний , существует возможность зна­ чительно расширить число видов моделей за счет учета разнообразия объектов исследования ( растительный мир , животные организмы , конструкции и строительный материал живой природы ), уровня их проработки ( пол­ ные , частичные ), динамики ( изменяющиеся во времени ) и статики и т . д . С ними мы будем сталкиваться в процес­ се дальнейшего анализа , проводимого в данной книге .

АРХИТЕКТУРНО - БИОНИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КАК СРЕДСТВО

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Сравнивая вещественные и идеальные модели , необ­ ходимо отметить их следующее важное гносеологичес­ кое различие . Несмотря на то что вещественные модели создаются для определенных целей человека , они су­ществуют объективно по законам , относительно незави­ симым от человека .

Идеальные модели , воспроизводя те же явления , что и вещественные , существуют лишь в сознании познаю­ щего субъекта и " функционируют " только благодаря его мысленным операциям . В этом смысле они весьма " гибкие " и поддаются быстрым трансформациям .

В то же время вещественные модели уже относятся к определенной среде практической деятельности и от них значительно ближе к реализации архитектурно - био­ нических идей в архитектурной практике . Оперирова­ ние . же мысленными идеями — это область теоретичес­ кой ( умственной ) деятельности , складывающейся как из логического мышления , так и из процессов творчес­ кого воображения . Однако такое разделение не означа­ ет наличия резких границ между вещественной и мыс­ ленной моделью , между практикой и теорией моделиро­ вания , тем более когда дело касается научного экспери­ ментально - вещественного моделирования ( есть и другой род вещественных моделей — образцы , стандартные экземпляры , выпускаемые на практике , эксперимен­ тальное строительство , к которым мы обратимся ни­ же ) .

Эксперимент рассматривается наряду с производст­вом и общественно - преобразующей деятельностью как одна из основных форм практики . Эксперимент выража­ ет активное отношение человека к действительности .

Архитектурно - бионический эксперимент в виде ве­ щественных моделей также представляет собой наибо­ лее активную форму связи теории с практикой , архи­ тектуры с живой природой . И здесь очень важно не пре­ вращать архитектурно - бионический эксперимент в на блюдение , в простую пробу и испытание . Такого рода " эксперименты " можно наблюдать тч у животных — лошади , нащупывающие ногами рискованный спуск , кошки , испытывающие лапой степень теплоты молока , и т . д .

Сущность эксперимента в архитектурной бионике включает не только активность , действенность позна­ ния , но и предметную деятельность . И если в естествен­ ных науках — это активное , предметное воздействие на природу , то в архитектурной бионике предметность заключается в созидании конкретных моделей , в кото­ рых заложена преобразующая идея архитектурной дей­ ствительности , и в этом же заключено активное отноше­ ние экспериментатора к внешнему миру ( схема ll ).

В науке установлены следующие позиции , определяю­ щие понятие эксперимента [3], которые мы дополняем своими соображениями , относящимися к исследуемому нами предмету .

•  Активное отношение человека к внешнему миру .
Под этим нужно понимать , с нашей точки зрения , два
момента . Первый — выполнение в процессе эксперимента общественной задачи , а не слепое подчинение или
подражание законам внешнего мира , что нередко наблюдается в архитектуре Запада , при использовании в ней
закономерностей формообразования живой природы.
Второй момент — преобразование внешнего мира ( живой природы ), присутствующее в архитектурной био нике в случае организации архитектурно - природной
среды . Виды и средства воздействия архитектуры на окружающую ее живую природу в комплексе с другими компонентами природной среды — самые различные , и о них будет идти речь в соответствующих разделах книги .

•  Практическое реальное выделение изучаемых связей и умение их очистить от других , случайных , ненужных связей , не имеющих значения для архитектуры
элементов , что также аналогично процессу абстрагирования в теоретическом мышлении .

  . страницы:
1  11
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Laguna Proun  — проект для Венеции
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz