arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Основные принципы АРХИТЕКТУРНО-БИОНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

Возможность неограниченного воспроизведения изучаемого процесса в определенных условиях . Следует оговориться , что в архитектурной бионике , специфика
метода которой , как и вообще в архитектуре , заключается в научно - художественном мышлении , не всегда возможно , и нужно повторение эксперимента во всех
его деталях , например в случае эстетического освоения форм живой природы в архитектуре . В этом случае повторение вступает в противоречие с художественной стороной метода архитектурного творчества . Однако можно создать такие условия художественного эксперимента , которые могут быть неоднократно повторены .

Моделирование Схема мысленного представления архитектурно - бионического моделирования

Схема II . Моделирование
Схема III . Схема мысленного представления архитектурно - бионического моделирования

В то же время , эксперимент конструктивного или функ ционального содержания , если оно претендует на научность , может и должен быть повторен во всех аспектах .

•  Планомерное изменение , варьирование и комбинация условий вплоть до создания таких процессов их
воплощения , которые в тождественном виде не существуют в . природе . Именно к такому эксперименту сво­
дится и процесс архитектурно - бионического моделирования , если не считать , что возможны различные степени создания нового .

•  Организованность эксперимента и сведение к минимуму элементов случайностей . Однако , как известно, проблема случайностей в архитектурно - художественном творчестве имеет свою специфику .

В итоге попытаемся дать определение архитектурно - бионическому эксперименту , непосредственно связанно­ му с моделированием : архитектурно - бионический экспе­римент есть особый вид научного познания , заключаю­ щийся в синтезировании посредством специальных материалов , инструментов и приборов объективных за­ кономерностей живой природы и архитектуры с учетом субъективного фактора и имеющий своей целью реше­ние ряда проблем архитектуры .

Эксперимент нельзя приравнивать ко всему архитек­ турно - бионическому процессу , поскольку он , как пра­ вило , очерчен заранее заданным ' конкретным кругом условий и представляет собой на простое наблюдение , а предметную , преобразующую деятельность . И если его нельзя сводить к " пробе ", тем не менее этот момент присутствует в эксперименте — проба , попытка , хотя и запланированные и заранее осмысленные , обдуманные , но не определенные по своим возможным результатам .

К . Маркс в " Капитале " раскрыл структуру процесса производства . Поскольку и эксперимент , и процесс производства представляют собой вид практики , то можно считать возможным использование методики , разработанной К . Марксом для анализа структуры про­ цесса производства в архитектурно - бионических экспе­ риментах . И в обоих случаях налицо : а ) предмет дея­ тельности ; б ) средство воздействия ( средства и орудия труда и экспериментальные средства — приборы , инстру­менты и т . п .). По отношению к архитектурной деятель­ности , и в том числе архитектурно - бионической , приме­ нимо также и понятие " средство преобразования " дейст­вительности . Нельзя также забывать , что К . Маркс в " Ка­ питале " относил здания и сооружения к средствам про­ изводства ; в ) целесообразная деятельность , поскольку

эксперимент , как правило , планируется . С . И . Вавилов справедливо замечает , что "... к опыту редко обращаются наудачу , в поисках новых неожиданных явлений . . . Экспери­ мент всегда , прежде чем предпринять опыт , ставит вопрос о его целесообразности ".

Деятельность предполагает наличие экспериментатора , как познающего действительность субъекта .

Эксперимент нельзя исключить из системы " теориям практика ". Однако существует обратное мнение , кото­ рое , с нашей точки зрения , может на деле привести к " ползучему " практицизму и к потере четкости в направ­ ленности и целесообразности деятельности .

С позиций марксистской методологии эксперимент является также элементом всей общественной деятель­ ности . В нем используются результаты производства , воплощенные в материальных средствах эксперимента . Он опирается на достижения науки и техники , знания и существующую экспериментальную методику , создан­ ную трудом ряда поколений , что не исключает творчес­ кого вклада самого экспериментатора . Все это очень важно , так как этим кругом обстоятельств определя­ ются не только цели , но и возможности постановки экс­ перимента .

Эксперимент , как и любая форма человеческой дея­ тельности , представляет собой единство субъективно - объективных отношений .

Методологически необходимо различать понятия " объект исследования " и " экспериментальные средства исследования ", поскольку в структуре эксперимента их роль неодинакова . Вместе с тем , с точки зрения гно­ сеологии , четкие границы между этими понятиями про­ вести не всегда возможно , так как и то , и другое пред­ ставляется как материальные процессы , существующие объективно и действующие по объективным законам природы , независимо от того , построены ли они челове­ ком или созданы природой . Так , в процессе архитектур­ но - бионического эксперимента , например , испытания мягко - упругих надувных оболочек на аэродинамичес­ кие и упругие свойства , в качестве средства исследова­ ния ( своеобразного прибора ) можно использовать такие естественные явления , как ветер , дождь , снег и т . д . То же самое относится и к натурному , биологическому объекту исследования , в процессе которого могут быть реализованы действия естественных сил , в том числе гравитация , магнетизм , солнечная энергия и другие факторы среды . Иначе говоря , в качестве приборов можно рассматривать всякий предмет , реализующий определенное взаимодействие с объектом исследования .

Поэтому появляется аргументированная возмож­ ность использовать понятие " гносеологический объект исследования ", синтезирующий в себе " объект исследо­вания " и " экспериментальные средства исследования ". В . А . Штофф пишет : " Понятие гносеологического объекта исследования " позволяет трактовать любые взаимодействия между прибором и исследуемым явлением как вполне объек­тивные процессы с гносеологической точки зрения , как в равной степени независимые от субъекта , безотносительно к тому , сде­ланы ли они человеком или существуют естественным образом "

Объект экспериментирования в архитектурной био­ нике может выступать в различных видах и состояниях :

а ) как явление живой природы , в котором ожидается
проявление того или иного эффекта , согласно какой - либо гипотезе ( например , исследований демпферных
свойств узлов стебля злака и поведение стебля во время
сильных ветровых нагрузок , при которых должны быть
обнаружены разнонаправленные колебательные движения междоузлий стебля по отношению к вертикальной оси );

б ) как объект живой природы , подвергаемый анализу , измерению , или носитель его свойств — заменитель ;

в ) как модель — слепок с форм живой природы ( например , слепок листа дерева , гриба и т . д .), являющийся искусственным носителем свойств живой природы ;

г ) как созданная на основе изучения природы модель в любом ее виде ( например , испытание конструктивной модели на механические свойства );

д ) как архитектурный объект для выявления проблемы , которая может быть решена с помощью методов архитектурной бионики .

  . страницы:
1  11
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Laguna Proun  — проект для Венеции
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz