arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ

С точки зрения формообразования для архитектуры очень важно выявление композиционного , формообразующего " элемента " ( который при определенных условиях может стать объектом типизации или стандартизации ) . Им может быть блок - комната , блок - квартира , дом или еще что - либо другое . Попытаемся выяснить возможность выявления такого элемента ( или элементов ) в архитектуре .

Известно , что исследователи в любой области научной деятельности сталкиваются с трудностями при определении структуры явления . Для облегчения этого про­ цесса , особенно когда это касается конкретных явлений, а не общих философских рассуждений , полезно обра­ титься к понятию " элемента " ( являющегося сейчас предметом особого внимания советских и зарубежных философов ). Действительно , для того чтобы говорить о содержании какого - либо конкретного явления ( в нашем случае архитектуры ), необходимо вначале опре­ делить , какие элементы его формируют , поскольку лю­ бое явление , любая форма дискретны . Следовательно , и при обсуждении вопроса о форме ( или о материаль­ ных структурах ) также необходимо знать элементы , их составляющие , ибо и форма , и структура есть спосо­ бы связи , организации содержания . В то же время по­ нятие элемента имеет и всеобщее значение . С ним мы сталкиваемся при попытке расчленить явление , понять не только его структуру , но и генезис . Исходя из наших позиций , элементы должны представлять собой части предмета или процесса , не просто полученные путем про­извольного деления их , а составляющие целое , осущест­ вляющие задачу гармоничного функционирования объ­екта .

Как нужно отнестись к вопросу " структурного элемента " в архитектуре ?

В химии элементарной частицей считается атом ( основные свойства атомов обычно и рассматриваются как свойства того или иного химического элемента ); в квантовой физике — элементарная физическая части­ца ; в живом организме — клетка . Однако эти понятия элементов находятся в сфере теории относительности , поскольку в мире нет никаких " конечных " элементов , и любой элемент выступает как органическое единство определенных свойств , признаков , связей . В различных ситуациях возможен любой выбор элемента , лишь бы он позволил полнее раскрыть структуру содержания явления . В элементе , как в капле воды , отражается окружающий мир .

Ле Корбюзье в качестве социального элемента архи­ тектуры брал жилую ячейку . Он писал : " Если клетка есть первоначальный биологический элемент , то - домашний очаг , иными словами , — приют для семьи , представляет собой социаль­ ную клетку " [8].

Элементарной структурной единицей города в совре­ менной ситуации , наверное , мог бы служить микрорай­он , а не отдельный дом , так как он точнее и полнее раскрывает социальную градостроительную специфику , чем многосекционный дом , функционирующий в тож­ дественных видах в странах с самыми различными со­ циальными устройствами . Микрорайон в социалистичес­ ком городе стал его устойчивым , хотя далеко еще соци­ ально не оформившимся , структурным элементом .

Однако понятие элемента относительно , и сам эле­ мент нельзя рассматривать вне пространства и времени ( что значительно усложняет картину ), поэтому мы и не можем остановиться на одном элементе , из которого образовывались бы все архитектурные формы ( а имен­но к этому ведет разговор об элементе ). Подобный " праэлемент " (" праформу ") в течение многих лет своей жизни искал великий немецкий поэт и естествоиспыта­тель И . В . Гёте . И не нашел , поскольку это так же проти­ воестественно , как искать одного единственного пред­ ка человека . Исключение наличия " праэлемента " выте­ кает из приведенных выше постулатов — способности структур к многофункциональности , а функций к мно гоструктурности . Свидетельство этому также двойст­ венность формы вообще , в нашем аспекте — двули кость архитектуры ( функциональная и технико - экономичес­ кая целесообразность , синтезируемая с духовностью искусства ). Поэтому , как в других явлениях , так и в архитектуре , можно предположить наличие многосту­ пенчатости формирования элементов , т . е . отсутствие его конечности . Такой подход выражает иерархию сис­темы . Мало того , кроме многоступенчатости , предпола­ гаемой как восхождение ( или нисхождение ) в иерархии систем , имеют место качаетмиио разные уровни элемен­ тов одной системы . В архитектуре - конструктивный элемент , функциональный элемент , композиционный элемент и тл . Стамдартхый модуль можно также рас­ сматривать как прострвист еинонетрический элемент архитектуры . Элементы , взаимодействуя между собой , образуют структуру боте высокого порядка . Так , на основе простых конструктивных элементов типа стоек и балок рождаются пространственно - развитые архитек­ турные формы , обеспечивающие сложные функции .

Каждый элемент обладает структурой и может быть рассмотрен в качестве отдельной относительно само­ стоятельной системы , тл . их бесконечность развивается не только в определенном иерархическом продольном ряду , но и в поперечных направлениях . В этом случае элемент выступает как органическое единство опреде­ ленных свойств , признаков , связей и характеризует не только форму , но и содержание .

Элементарная структура , в свою очередь , представля­ ет собой какое - то явление . Например , квартиру мож­ но рассматривать как структурный элемент многосек­ционного жилого дома . В другом же аспекте квартира превращается в самостоятельное явление , а ее элемен­ тарной структурной единицей становится комната .

В практической деятельности архитектор исходя из того , что каждый элемент обладает структурой и всегда представляет собой " структурный элемент ", должен не строить архитектуру из упрощенных однотипных пространственных элементов , выполняющих различные функции , а стремиться проникнуться содержательным смыслом каждого элемента , дифференцируя и усовер­ шенствуя его структуру и форму . Отсюда и работа над вопросами индустриализации изготовления про­ странственных элементов зданий должна следовать идее непрерывной структуризации пространства и дифферен­ циации его функций , ибо этот процесс беспределен , как и беспредельно развитие элементов социального ( так же , как и живого , в том числе человека и его потребнос­тей ) . Кроме того , необходимо совершенствовать иерар­хические связи , т . е . определить каждому элементу его место в функциональной и пространственной структуре архитектуры , что должно также отражаться в индуст­ риальных методах строительства . Сочетание соподчи - ненности элементов в структуре архитектурной формы с выявлением специфических свойств элементов обога­тить и художественное содержание архитектуры .

В понимании целостности архитектурной формы важ­но установление связей между отдельными свойствами художественно - осмысленной формы , используемыми как средства гармонизации . Это ведет к необходимости исследования , во - первых , генезиса средств гармониза­ ции и их родственных , гомологичных отношений , а во - вторых , иерархии их по отношению друг к другу .

Важнейшим источником раскрытия единства средств гармонизации служит современная и историческая ар­ хитектурная практика . Понятно , что в средствах гармо­ низации не может не быть родственного формообразую­ щего начала , хотя степень их единства зависит от худо­ жественного уровня произведения архитектуры . Поэто­ му изучение этого единства может быть наиболее эф­ фективно проведено на лучших произведениях мировой

используем при этом термин не " стандартизация ", а " ин­ дустриализация ", так как стандартизация — лишь части ;' и случай индустриализации и будущее архитектуры может быть связано и с индустриализацией без стандартов ( но не бе .- типи­ зации ), архитектуры , что не исключает возможности обращения и к другим архитектурным объектам и особенно к тем , в которых обнажаются противоречия формы и характер­ные черты того или иного механизма ( средства ) гармо­ низации . И , конечно , как мы говорили , на объективных законах формообразования живой природы .

План поселения Kaхун ( Древний Египет ), 11 тысячилетие ( уровень полимеризации ) Идеальный план города , состоящего из клеток ( Ренессанс )

Рис . 2. План поселения Kaхун ( Древний Египет ), 11 тысячилетие ( уровень полимеризации )
Рис . 3. Идеальный план города , состоящего из клеток ( Ренессанс )

По нашей методике , чтобы найти связь между средст­ вами гармонизации , определить место каждого в компо­ зиционной иерархии , необходимо прежде всего выяс­ нить причину происхождения гармонии и средств гармо­ низации , подразумевая под гармонией определенную организацию формы .

  . страницы:
1  11  21
2 12 22
3 13 23
4 14 24
5 15 25
6 16 26
7 17 27
8 18 28
9 19 29
10 20 30
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Laguna Proun  — проект для Венеции
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz