arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

Как утверждает современная наука , объективная сущность любой организации может быть раскрыта через три основные закономерности функционирования : совместимость функций , принцип их актуализации и сосредоточение , которые соответственно совмещаются по своей иерархии с определенными ступенями формообразования и свойствами формы ( структуры ) — полимеризацией , дифференциацией и интеграцией . Этим ступеням соответствует также иерархия средств гармонизации , хотя нельзя говорить об автоматической , жесткой связи их со ступенями формообразования .

Рассмотрим соотношение основополагающих принципов функционирования и формообразования в архитектуре , выявляя одновременно объективные условия проявления законов и средств гармонизации .

Принцип совместимости функций (1 уровень ) — основа взаимодействия элементов любой сложной дина­ мической равновесной системы — отражает необходи­мость возникновения самой простейшей организации — полимеризации , на уровне которой действует механизм сложения отдельных одинаковых по функции и форме элементов . Такое сложение приводит к снижению функциональной активности системы . Поэтому в про­ цессе полимеризации преобладает структурный , стати­ ческий аспект организации как процесс количественно­ го роста этих элементов . На примере подобной простей­шей организации отчетливо проявляется совпадение однообразных ритмов с изоморфной повторяемостью структурных элементов .

В качестве архитектурного примера полимеризаци - онной системы можно привести планировку квартала для строительных рабочих ( рабов ) поселения Кахун в Древнем Египте (111 тысячелетие до н . э .) и застроен­ ный хижинами рабов восточный квартал Ахетатона ( Телль - Эль - Амарна ), одной из древних столиц Египта ( рис . 2). В обоих случаях планировка организована по принципу заполнения пространства однотипными по форме примитивными жилыми ячейками , расположен­ ными в клетках прямоугольной решетчатой планировоч­ ной системы . В последней абсолютно отсутствуют эле­ менты иных , например общественных функций . Одна­ ко в этих же поселениях по - другому строятся кварталы для высокой администрации и вельмож , где возмож­ ность расширения потребностей приводит к функцио­ нальной дифференциации поселения . Как справедливо отмечает А . В . Бунин : " Планы Кахуна и кварталов рабов в Ахетатоне не поднимаются выше уровня элементарных геомет­ рических схем и механического суммирования стандартных ячеек "[9].

Пчелиные соты кораллы

Рис . 4. Пчелиные соты и кораллы

С подобной регулярной , весьма упрощенной " полиме - ризационной " застройкой мы сталкивались в рабочих поселках , построенных при военных заводах в начале XX в . в капиталистических странах Западной Европы , царской России , а также в США во время второй миро­ вой войны .

В живой природе такая система ярко выражена в однотипной структуре пчелиных сот . Она свойственна также строению мертвого физического вещества ( рис . 3, 4) Обратим внимание на такой опыт . В пчелиных сотах ,
например , повторяемая геометрически однотипная
форма ячейки ( шестигранника ) выполняет относитель­
на уровне полимеризации нарушений симметрии не но сложную биологическую функцию . Имеются и неко -
возникает . торые различия в назначении и размерах ячеек для рабочих пчел и для трутней ).

Эскиз жилого дома ( Т . Дусбург и К . Ван Эс терен , 1920- е гг .)

Рис . 6. Эскиз жилого дома ( Т . Дусбург и К . Ван Эс терен , 1920- е гг .)

То же самое наблю­дается и в орнаментах , где каждая " клетка " ленточного построения или мозаики может быть заполнена неодина­ ковыми , хотя и близкими по содержанию и по сложнос­ ти , рисунками .

Такая форма полимеризации отчетливо проявляется в современной массовой жилой архитектуре , что гово­ рит о существующих здесь потенциальных возможнос­ тях самопреобразования полимеризационной , моно­ функциональной системы в дифференцированную , поли­ функциональную . В мертвой природе возможны случаи , когда полимеризационная система становится лишь геометрическим разграничителем пространства , напри­ мер плотная упаковка , состоящая из плотно сомкну­ тых мыльных пузырей , превращенных в полуправиль­ные многогранники Кельвина .

В итоге полимеризационное состояние делает бес­смысленным соизмерение частей или дает из - за незначи­тельных различий размерностей элементов системы сла­ бую возможность определения пропорций .

На этом этапе формообразования возникает изо­морфная , так называемая мозаичная симметрия ( кото­ рую можно отнести к самому первому уровню образо­ вания равновесных систем ). Начинают проявляться первичные объемно - плоскостные ( кубические , сфери­ ческие и др .) пластические преобразования .

Пластика даже на этом уровне , как это и показал опыт современной архитектуры , может дать интересные результаты .

Законы тектоники , поскольку они связаны с гравита­ цией , действуют на всех уровнях формообразования в живой природе , за исключением микрокосмоса , где действие гравитации значительно ослаблено . На уровне полимеризации силы притяжения также оказывают влияние на природные формы . Но поскольку эти формы несколько упрощены , то и изменения в характере форм выглядят весьма обобщенно и приближаются к из­ менениям , связанным с действием гравитации в физи­ческом мире . Например , соты , построенные дикими пче­ лами , или осами , в подвешенном виде приобретают каплеобразную форму ; муравейники , термитники — конусообразную ( лишь конус устойчивости ) и т . д . ( рис . 5).

Тектонику плоских срезов и сдвигов мы наблюдаем в мертвой природе . Примерами служат геологические срезы пластов земли ; существуют также аналогичные мотивы в архитектуре ( рис . 6), в изобразительном ис­кусстве — графические построения живописи Мондриа - на , скульптура Малевича и др .

Сочетание кубических форм в архитектуре , отражаю­ щих эту тенденцию , слабо выражает тектонику . Куби­ ческие формы " взвешены " в пространстве , дезориенти­ рованы по отношению к нему . В связи с одинаковостью их структуры создается впечатление , что они могут су­ ществовать и вне гравитационного пространства .

Дифференцированная структура живой природы

Рис . 8. Дифференцированная структура живой природы

Город в Италии (

Рис . 7. Город в Италии (" муравьиная куча ")

Не случайно именно эти формы позволили утверждать , что тектоника в современной архитектуре исчезает . Однако комбинации кубических форм в постройке городов ( Италия ), напоминающих по своим очертани­ ям горные массивы или кораллы , приводят опять - таки к композиции известного нам конуса устойчивости или пирамиды , т . е . к элементарным , простейшим видам тектоники ( рис . 7).

Принцип актуализации функций ( II уровень ) — рож­ дение новых функций системы , сосредоточенных на вы­ полнении общей цели ; он отражает разнообразие свойств , обеспечивающих определенную гибкость в при­ способлении к различным условиям жизни . Этот прин­ цип осуществляется через дифференциацию ранее одно­ родных элементов , благодаря чему и достигается разно­ образие их свойств ( рис . 8). Он отражает динамическую сторону организации , необходимость ее изменения в интересах сохранения целостности системы и ее " выжи­ вания " в условиях изменяющейся среды . Динамизм развития рождает неоднородность системы , механизм же сохранения видовых признаков восстанавливает равновесность — возникает чередование симметричных и асимметричных состояний , которые в своем единстве , в " спрессованном " временном состоянии формируют динамичную асимметричную равновесную систему . В от­ личие от полимеризационной системы в процессе диф­ ференциации возникает динамичность ритмов как вы­ ражения и отражения динамики взаимодействия разно­ родных функциональных элементов ( рис . 9}.

Динамические ритмы дифференцированной системы

Рис . 9. Динамические ритмы дифференцированной системы

Сложная интегрированная структура живой природы

Рис . 10. Сложная интегрированная структура живой природы

Излишне усложненная форма архитектуры . Особняк в Киеве , нач . XX в . Архит . В . В . Городецкий

Рис . 11. Излишне усложненная форма архитектуры . Особняк в Киеве , нач . XX в . Архит . В . В . Городецкий

Стихийно сложившийся архитектурный ансамбль . Гданьск

Рис . 12. Стихийно сложившийся архитектурный ансамбль . Гданьск

  . страницы:
1  11  21
2 12 22
3 13 23
4 14 24
5 15 25
6 16 26
7 17 27
8 18 28
9 19 29
10 20 30
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Laguna Proun  — проект для Венеции
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz