arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

В классической архитектуре динамичность ритмов , как правило , носит изобразительный характер , в современной же архитектуре появляются и реально динамичные ритмы , связанные , например , с использованием трансформируемых конструкций .

На уровне дифференциации - в связи с различием элементов значительно повышается информационность системы , появляется возможность соразмерять явления в их качественном значении , составлять мнение об их пропорциях и масштабности .

Обогащается и пластика благодаря комбинациям различных по форме и функции элементов .

Принцип сосредоточения функций ( III уровень ) — интеграция всех функций системы , направленная на под­ держание основной функции ( рис . 10). На этом уровне действует регуляционная сторона организации . Однако интеграцию нельзя понимать лишь в физическом смыс­ле , иначе можно придти к неправительному заключению о том , что чем больше интегрировано элементов , тем бо­лее организована система . Наоборот , чрезмерная физи­ ческая интеграция отдельных элементов может привес­ ти к вредным последствиям в живой природе , а в архи­ тектуре — к нежелательному усложнению ее форм , пере­ ходящему в стадию нецелесообразности , неэкономич­ ности ( рис . 11). Сосредоточение функций может обес­печиваться и физически — пространственным рассредо­ точением функционирующих элементов , например в живой природе — популяции , в архитектуре — ансамбль ( рис . 12).

Однако полимеризация , дифференциация и интегра­ ция — это не только исторические уровни , но и пред­ ставление о единстве , целостности живого организма и " организма " архитектуры на самом их высоком уров­ не , так как интеграция не может существовать без дифференциации и полимеризации , тогда как дифферен­ циация и полимеризация — возможные формы единич­ ного существования объектов . Высокоорганизованное существо в своих различных частях состоит в итоге из однотипных клеток , архитектура — из первичных ячеек .

Таким образом , все сказанное дает основание ут­ верждать , что , во - первых , гармония и средства гармони­ зации обусловлены объективными законами функцио­ нирования организаций и связаны с развитием функ­циональных систем , во - вторых , они имеют общую осно­ ву формирования , что приводит к взаимопрониканию средств гармонизации . Например , соразмерности , осваи­ ваемые нами как пропорции , порождают ритмы , ритмы являются причиной суждения о пропорциях , тектонике . В случае тектоники , как пишет Л . И . Новикова , " целост­ ность формы обеспечивается путем пропорционального соотно­ шения основных объемов , ритмического построения необхо димых деталей , выделения основной . . . детали , которая тем самым превращается в знак , символ , дающий ключ к восприя­ тию самой конструкции "[10].

Благодаря какому же механизму возможно осущест­ вление взаимопроникновения средств гармонизации ?

Все сводится в итоге к операциям геометрическими законами формы — положением элементов формы в пространстве , соотношением размеров частей ( масс ), конфигурацией формы , — которые можно выразить в принципе посредством чисел . Специфику же средств гармонизации определяет различный характер взаимо­ действия чисел .

Отсюда вывод о необходимости применения и со - вершенстования математических методов в архитектур­ ной композиции ( именно они как абстракция позволят объединить средства гармонизации ). Переход же от объективных законов гармонии к эстетическим связан с мерой тех или иных геометрических отношений , ко­ торая приобретает в итоге историческую окраску ( по­ кой форм в классической архитектуре и динамика форм в архитектуре барокко ).

Большое значение геометрии в архитектуре как основополагающему средству организации и восприя­ тию архитектурной формы придавал Ле Корбюзье . Он писал : " Нужно найти тот геометрический закон , кото­ рый имеет особое значение для данного произведения , который внесет в него стройность и определенность ." Геометрия есть средство , с помощью которого мы воспринимаем среду и выражаем себя " [8 ].

Ле Корбюзье был уверен , что "... природа - это дей­ ствительно математика . Шедевры искусства созвучны приро­ де , выражают ее законы , питаются ею . А отсюда — произведение искусства есть тоже математика , и ученый вполне может при­менить к произведению искусства ее беспощадные умозаклю­ чения и неумолимые формулы " [ 8 ].

Однако вся трудность этого вопроса заключается в том , что мы не научились владеть математикой настоль­ ко , чтобы создавать при ее помощи в архитектуре и искусстве то , что мы себе намечаем ( учитывая реаль­ ные возможности ). Геометрию , математику в связи с их определенным историческим уровнем развития , не соответствующим желаемым поискам форм в искусст­ ве , мы воспринимаем как ограничитель творчества .

И действительно , возможности художественной ин­ туиции значительно шире и богаче . Когда говорят об использовании геометрии в поисках форм , то в нашем сознании возникает представление об ограниченном наборе геометрических законов , и поэтому приме­ нение их в искусстве ассоциируется с сухостью , " гео­ метричностью форм ". Психологический аспект проблемы усугубляется тем , что в современной архитектуре чаще всего употребляются упрощенные прямолиней­ ные формы , а отсюда и все понятие геометрии фик­ сируется на ее способности создавать лишь прямые углы : понятие " геометрия " становится тождественным прямому углу .

Вывод о том , что механизмом , объединяющим сред­ства гармонизации архитектурной формы , должны быть математика , необходимо воспринимать пока в основном теоретически . Однако его практический смысл заклю­чается в том , чтобы , создавая архитектурные формы , ясно себе представлять механизмы гармонизации , прео­ долевать стихийность и часто бытующее мнение , что все создаваемое художником - архитектором не под­ чиняется ( а еще хуже того — не должно подчиняться ) внешним , объективным законам природы , а лишь свя­зано с внутренним миром архитектора . Необходимо стремиться к познанию законов и научиться их приме­ нять .

СИММЕТРИЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АСИММЕТРИЧНЫХ СТРУКТУР ( ПРОБЛЕМА РАВНОВЕСНОСТИ СИСТЕМ )

В искусстве архитектуры симметрия рассматривается как средство гармонизации ее форм , являясь одним из " механизмов " приведения к единству функционально- утилитарного и духовного содержания архитектуры .

Разностороннее исследование явления симметрии на основе объективных законов развития живой природы поможет уточнить место и значение ее в формообра­ зовании архитектуры .

Прежде чем перейти к анализу действия закона сим­ метрии в живой природе и проявления его в архитек­туре , рассмотрим , как трактуется понятие симметрии в современной науке .

Симметрия тела определяется ( хотя это и не един­ ственно возможное определение ) совокупностью пово­ротов и отражений , которые не изменяют его " внешнос­ ти ", иначе говоря , совмещают его с самим собой. Можно добавить , что отражения следует рассматривать не только в процессе поворота , но и линейного переме­ щения — трансляции тела в любых направлениях прост­ ранства ( переносная и мозаичная симметрия ).

Известный советский кристаллограф Н . Н . Шефтель кратко и образно охарактеризовал симметрию как " равное размещение равных частей ..." [13 ].

Заметим , что симметрию можно рассматривать в аспекте геометрии формы и в связи с оценкой симмет­рии явлений , событий ( это особенно характерно при анализе биологических функций , литературных и му­ зыкальных произведений и т . д .).

Необходимое условие симметрии геометрического тела — наличие у него так называемых элементов сим­метрии — осей , плоскостей и центров симметрии ( рис . 13). Каждый элемент порождает соответствующие преобразования симметрии или , как их еще называют ,

операции симметрии : центр — инверсия 1 относительно центра ( i ), плоскость — отражение в ней ( б ), ось « .- го порядка — один или несколько поворотов отно­сительно главной оси 2 на у гол ^L ( C n ), зеркально - поворотная ось л - го порядка — поворот на угол и последующее отражение в плоскости , перпенди­кулярной оси поворота

Поскольку зеркально - поворотная операция представ­ ляет собой комбинацию поворота и отражения , ее записывают условно как '" умножение " операций

  . страницы:
1  11  21
2 12 22
3 13 23
4 14 24
5 15 25
6 16 26
7 17 27
8 18 28
9 19 29
10 20 30
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Millennium 2010        © ШтоРаМаг
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz