arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

Будущий архи тектор полагает , что с его приходом в архитектуру мир преобразится . Эти слова отражают идеи К . Гонзика и других представителей архитектуры Чехословакии 20 — 30- х годов , в которых можно найти историческое наследие и для архитектурной бионики .

Архитектор в своей работе привыкает к логическому методу мышления и тем самым создает вокруг себя как бы преграду для вхождения в мир , где формы объединяются согласно другим принципам , нежели только логическим . Архитектурная бионика предоставляет ему эту возможность . Художественная фантазия ( первая стадия ) должна помочь форме родиться из функции . Речь идет об исключительно тонком процессе , и достаточно лишь слегка преступить грань , чтобы форма разошлась с функцией и подавила ее . К . Гонзик сравнивал функцию и форму с двумя угольками лампы , которые светятся лишь в определенном оптимуме . Если они слишком отдаляются , то между ними образуется избыточное давление и излучение прекращается . Задача состоит в том , чтобы найти художественную форму для функционального решения . Эскизы , выполненные молодыми архитекторами , свидетельствуют о стремлении открыть более высокое архитектурное качество , отличное от того , что нам се­годня представляется удобным в механически воспроизведенной " панельной " схеме .

Инерция архитектурной формы . Мы встречаемся с ней ежедневно . Время от времени от нее избавляем­ ся , но вместе с тем нас возмущают и новые формы , зачастую чужие нашим чувствам , предсказывающие приход новой функции .

Вокруг нас постоянно возникают противоречия меж­ ду старой формой и новой жизнью . Наряду с этим рож­даются новые формы , предназначенные для новых функций , еще не вошедших в жизнь . Повсюду проис­ходит движение , которое имеет своей целью достиже­ ние равновесия форм , их спокойствия , зрелости . Уже в период деятельности чехословацкого архитектурного авангарда 20 — 30- годов источник художественных впе­ чатлений рассматривается как выражение функцио­ нальности и абстрактности . Суть функционализма заключается в том , что главным в архитектуре считает­ ся ее функциональность — такая пластичность сооруже­ ния или пространства , которая отчетливо выражает все функции сооружения ( включая и технические ). А функциональность , в свою очередь , имеет внутреннее и внешнее выражение . Оба выражения до некоторой степени противоположны , и архитекторам выпала за­ дача поиска их выравнивания . Теоретические основы этой среднеевропейской школы архитектуры , поддер­жанные школой Баухауза , образуют предпосылки при­ менения архитектурной бионики в процессе архитектур­ ного творчества .

В творческом диалоге функции и конструкции рас­ крываются закономерности , перед которыми стоит развитие архитектуры . Сегодня многие архитектур­ ные произведения напоминают орган , который про­ должает жить даже тогда , когда он уже не нужен ( на­ пример , в природе зубы моржей и их неиспользован - ность ). Так форма приходит в противоречие с функ­ цией . Функция динамична , мы ищем и предвидим , ка­кие формы будут ей соответствовать или , наоборот , какие формы будут предусматривать или программи­ ровать новые функции .

Создание бионических моделей через " технологи­ ческое изучение " биологических организмов становит­ся средством возникновения новых форм в архитекту­ ре ( рис . 89).

Бионические модели , основанные на конструкции " точек соединения " ее отдельных составных частей . В отличие от мембранного типа устойчивости " непре­ рывной системы " они основывают способность своего действия на устойчивости точки , узла , соединения .

сканируется...

Рис . 88. Архитектурно - бионические модели , навеянные внешним восприятием природных форм

В практике строительства мы привыкли к " точкам " совместного воздействия конструкций , обеспечиваю­ щих устойчивость в постоянных точно определенных направлениях . В настоящее время ставится задача соединения конструкций , гибких в функциональном отношении , допускающих возможность замены экс плуатационных функций и быстрой застройки комплек­ сов и т . д .

" Точка движения " становится основным звеном адаптационных , трансформирующихся способностей конструкций . Их совершенствование мы ищем с по­ мощью архитектурной бионики . Предметом изучения являются в первую очередь те места — точки , благода­ ря которым биологический организм наиболее совер­шенно реагирует на изменения условий жизни : против засухи — изменением окраски , против силы ветра — эластичностью своих составных частей , целеустрем­ленным движением за солнцем , и т . п . То же самое мож­ но сказать о совершенстве человеческого организма и строении суставов его скелета .

Нам известны " линейные " направления движения , при которых конструкция может изменить свою фор­ му . Примером является бионическая модель , основан­ ная на изучении живых гибких тканей , сморщивающих­ся или натягивающихся . И в них на первый взгляд дви­ жение происходит на основе бионической модели линей­ ного движения . Это ткани - структуры , в которых зало­ жена способность к преобразованию формы : или в за­ висимости от роста ( например , порядок роста гриба ), или путем системы раскрытия или закрытия как ес­ тественной реакции растения на изменения внешнего микроклимата ( рис . 90).

Точки движения бионической конструкции могут быть также узловыми . На их принципе основывается целый ряд пространственных стальных конструкций , у которых наблюдается бионическое свойство " раз­ множения " одного элемента клетки в систему элемен­ тов . " Выращивание " клеток соответствует таким свой­ ствам строительных конструкций , как сборка и мон­ таж . Стебель растения представляет собой не просто совокупность клеток , он укреплен внутренне системой узлов и стержней ( рис .91).

Мы находимся перед фактом новых архитектурных экспериментов . Ищем спасения от изощренности ( ра­ финированности ) и эклектики . Изменяем традицион­ ную логику архитектуры в связи с появлением новых

сканируется...

Рис . 89. Модели конструкций живой природы . Архитекторы М . Шарафин ( рук .), И . Лиштиак , И . Гаржова . Моделирование пневматической формы стебля растения

материалов и конструкций ( Ц . Сидел — Е . Торроха ). Логика архитектуры имеет много сторон . Обратимся . к бионической логике . Достаточно лишь сравнить кар­ касные конструкции со скелетными системами живот­ного мира . В случае живых существ мы видим логику в соотношении массы их скелетов и массы , которую они способны удержать ; каркасы же ( скелеты ), используе­ мые в архитектурных объектах , ато лишь начало того , в чем мы могли бы приблизиться к логике живой приро­ ды . Эту задачу архитектура решает по - разному , а ее формы — результат научных открытий и обобщения но­ вых закономерностей . Можно говорить о биофизичес­ кой , химической или даже математической архитекту­ре . Это уже не только продукт художественного вооб­ ражения или имитации чего - то существующего ; это но­ вые поэмы архитектурных форм , композиции биони­ ческой логики . Архитектурная бионика раскрывает картину новой архитектуры , которая будет характери­ зоваться прежде всего большим богатством форм в выражении своего содержания . Можно также согласить­ ся , с С . Клаучо в том , что архитектура уже будет не музы­ кой в камне , а музыкой форм и пространства . Результа­ ты архитектурной бионики уже проявляются в проектах .

Необходимой составной частью архитектурной био­ ники , с которой следует считаться , является эмпири­ ческий уровень . Он располагает своим обобщенным " историческим " опытом , но появляется и в крайне индивидуализированном опыте . В нашем опыте это подтвердилось не только выбором , но и усвоением новых композиционных принципов , вызванных архи­ тектурной бионикой , в решении конкретных архитек­ турных задач . Архитектурная бионика активизирует человеческую энергию и с новой интенсивностью направ­ ляет ее на действия . Прилагаемые проекты архитектур­ных произведений , выполненные в мастерской архитек­ турной бионики под руководством автора , имеют целью документировать пересечение " порога " этой новой дея­ тельности в подготовке будущих архитекторов .

сканируется...

Рис . 94. Архитектура открытого пространства ( М . Шарафин ). Бионическо - тектоническая модель гриба . Проект ботанического сада в пространственной структуре города

  . страницы:
1  11  21
2 12 22
3 13 23
4 14 24
5 15 25
6 16 26
7 17 27
8 18 28
9 19 29
10 20 30
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Millennium 2010        © ШтоРаМаг
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz