arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

ПЛАСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ СИНТЕЗА АРХИТЕКТУРЫ И ПРИРОДЫ

Актуальной проблемой современного градостроительства является создание выразительного , монументального облика города . Одна из перспективных концепций — основанная на закономерностях зрительного восприятия архитектурных форм и комплексов идея непрерывности впечатлений , интегрированных в единое пластическое целое архитектурного пространства . В этом отношении живое пространство природы представляется нам удивительным и законченным образом .

В наше время городские пространственные организмы имеют тенденцию к быстрому росту и развитию . Они с трудом поддаются зрительному запоминанию . Ориентация в хаосе крупных типовых форм притупилась независимо от того , идет ли человек пешком или едет в транспорте . Смешалось понятие четкого силуэта города с ближней и дальней зонами восприя­ тия . Человек обитает в пространстве , сотворенном его же руками . Необходимо , чтобы это пространство своим эмоционально - художественным климатом , своей гармо­ нией оказывало обратное воздействие на своего создателя , воспитывая его как эстетически , так и морально . Ле Корбюзье писал :

" Нужно суметь придумать измерительные элементы в соответствии с нашим масштабом ... — эта проблема является задачей архитектуры . Огромные конструкции будущей планиров­ки раздавят нас . Нужно найти общую меру между нами и этими гигантскими произведениями " [ 30].

Мы стоим на пороге новых разработок , которые ведутся в основном по двум характерным направлени­ ям пластического формообразования архитектуры : первое наглядно прослеживается в возведении мемо­ риальных комплексов , второе — в бионических разра­ ботках форм живой природы .

Увековечение в мемориальных комплексах памяти о павших — это такой динамизм человеческого чув­ства , что только монументальное выражение в состоя­ нии довести его до души народа . И не случайно исто­ ком понятия " интеграция искусства " является воз­ ведение мемориальных комплексов , в которых архи­ тектура и скульптура , взаимодополняясь , формируют понятия новой архитектурной эстетики . На данном эта­пе идут поиски ключа к тайнам архитектурно - пласти­ческих форм — монументальных акцентов градострои­ тельства , которые своим эмоциональным настроем вместе с обликом современного города способствова­ ли бы созданию стиля современного зодчества .

В ближней зоне восприятия озвучивание диалога между ориентирующимся пешеходом и архитектурны­ ми постройками должно осуществляться посредством цветной скульптурной пластики . Однако в " дальней зоне " архитектурного пространства эту проблему обыч­ ной скульптурной пластикой решить нельзя , так как размеры монументальной скульптуры растут значи­ тельно медленнее , чем размеры архитектурных соору­ жений . " Сейчас , когда мы создаем новую культуру для всего народа , нам необходимо найти новые образные выражения ", — говорила В . И . Мухина [ 31 ].

Решению именно этой проблемы будет служить куль­ минационный вид синтеза , новая архитектурная эсте­ тика , ". . . которая не музей и не картинная галерея , а зда­ ние , которое посещают ежедневно " [ 32].

Самое сильное пространственное восприятие худо­ жественного образа может дать истинно синтетическое произведение архитектуры и скульптуры , которое не имело себе равных по масштабу , красочности , много­ образию и выразительности других пластических ис­ кусств .

Идея сочетания скульптурно - пластичных форм с гео­ метрически упрощенными прямоугольными формами массовой индустриальной застройки интересна и перс­пективна . Однако , если становиться на реальную почву , необходимо решать такие два важных вопроса : создание для скульптурно - пластичных форм своей , специфичес­ кой индустриальной базы и поиск новых средств компо­ зиции , позволяющих гармонично сочетать эти две разно­ родные по своим формам системы . Для того чтобы ре­ шать эти вопросы , требующие дополнительных затрат , следует основательно аргументировать необходимость строительства скульптурно - пластичных форм .

сканируется...

Рис . 104. Храм " Армения " - республиканский музей современного искусства . Модель ( керамика ) . Разрез , план , проект . Архит . М . Антонян

Рис . 101. Храм " Мелодия " — Рис . 102. Храм " Гимн Солнцу

По - види­ мому , их создание должно основываться не только на важной художественной , но и на утилитарной , социаль­ но - функциональной идее , формирующих вместе идеоло­ гическую сторону вопроса .

Общественные " здания - образы ", помимо своего идей­ но - функционального назначения в типовой индустри­ альной жилой застройке города , будут своими образно новой формой , масштабом , доминантами в градострои­ тельстве создавать своеобразное эмоциональное сило­ вое поле в зоне своего функционирования , выражая при этом и общественное содержание архитектуры . Эти синтезированные произведения архитектуры и скульптуры явятся маяками яркого индивидуального характера архитектуры данного города . " Часто одно или несколько таких зданий осуществляют собой архитектурно - художественный облик целого города и остаются в памяти его синонимами . .." [ 33].

Так , можно не заметить особенности планировки и облик новых домов Москвы , но облик Кремля в соз­ нании каждого , увидевшего город хотя бы раз , остает­ ся на всю жизнь .

Художественно - образные выражения архитектуры нового города пробуют решать архитекторы ГДР , конк­ ретно вводя формы - символы . Например , " здание - па­ рус " над портом Ростока , напоминающее оптический прибор ; высотное , круглое в плане здание заводской лаборатории в Иене ; раскрытая книга университет­ ского корпуса в Лейпциге и т . д . Но это еще незавершен­ ная , наивная поступь мощной , потенциальной силы син­ тезированного произведения архитектуры — скульп­ туры .

В направлении творческого поиска новых архитек­ турных градостроительных форм интеграции искусств заслуженное место занимают " Памятник III Интерна­ционала " В . Татлина ; проект монумента в честь поко­ рения космоса , созданный коллективом советских скульпторов и архитекторов под руководством Д . На - родицкого ; капелла в Роншане Ле Корбюзье ; аэро­порт им . Кеннеди в Нью - Йорке архит . Э . Сааринена ;

музей Гуггенхейма в Нью - Йорке архит . Ф . Л . Райта . " И я верю , что в недалеком будущем люди построят храмы , по­священные истине , храмы , посвященные радости , храмы , по­ священные Человеку , который является мерой всех вещей " [34 J .

Хотелось бы привести примеры проектов - идей своих творческих поисков по пути синтеза монументальной пластической формы , архитектуры и природы .

Храм " Мелодия " — монументально - художественное произведение и одновременно функционирующая архи­ тектурная постройка — детская музыкальная и худо­ жественная школа , являющаяся художественной доми­ нантой района ( рис . 101). В этой работе хотелось бы , чтобы возникшее материально зафиксированное тво­ рение души и рук человека служило кульминацией эмоций , родником , источающим мелодичные волны в окружающее архитектурное пространство , превратив архитектурную среду в объект живописного творчества . Храм " Гимн Солнцу " посвящен Кампанелле ( рис . 102), человеку - мыслителю , гуманизм которого вылил­ ся в его идеях , мыслях о коммунистическом лучезар­ ном городе " Завтра ", построенном человеком , " сво­ бодным и равным среди равных ". Лучезарный ореол — вот истинное обрамление памяти об этом человеке . Хотелось бы , чтобы эмоционально - цветовые формы этого монументального синтеза содержали столько выразительности и сопонимания , такой радостный по­ рыв чувств , что человек , окунувшись в эту атмосферу , не задумывался бы о причинах охватившего его оча­ рования , не анализировал чудо искусств элементарными мерками архитектурно - художественного восприятия , боясь случайно упустить , оборвать эту волшебную нить переживания .

Здание - образ " Космос " с функционально - архитектур­ ной точки зрения — театрально - спортивное сооружение , летняя эстрада , сцена театра с несменяемой архитектур­ ной декорацией , зимой превращаемая в каток ( рис . 103). Место расположения — садово - парковая зона в окружении жилых групп микрорайонов . Назначение — решить проблему новой формы коллективного общения людей . Человек всегда нуждался в человеке , поэтому современный " урбанизировавшийся " народ должен соз­ давать новое искусство , связанное с новой коллек­ тивной жизнью . Цветовое сплетение фактических косми­ ческих опор образуют внутреннее пространство , где как солнце будет сиять ажурный шар - ядро , оснащенное изнутри прожекторами , освещая арену и посылая лучи в окружающее пространство , маня к себе людей .

Храм " Армения " — республиканский музей совре­менного искусства . Назначение этого сооружения — ре­ шить проблему новой национальной , монументальной формы ( рис . 104). Исторические формы камней - крес­ тов , имея схожесть с каменными урартскими десница­ми , поддерживают треугольную массу , материалом ко­ торого служили история , жизнь , работа , творчество , изобретательность и гениальность древнего зодчества , дошедшая до нас через все исторические бури и траге­ дии с седых величавых вершин Арарата . Это — памятник древней армянской культуре и одновременно монумент созидательного " сегодня ". Произведение должно из­лучать своим масштабом как в пространстве , так и во времени , органную мелодию Комитаса на неподражае­ мом языке архитектуры .

Монумент , отражающий стремление советского наро­ да к миру , — Дворец мира и дружбы народов ( рис , 105). Наше искусство — искусство мира , ибо оно много­ национально , утверждает дружбу народов . Возвышаясь над всей городской застройкой , монумент будет выра­ жать идею международного мирного сотрудничества в защиту свободы . Это — величавые крылья , свободно развернутые , символизирующие факел , пламя . Они сто­ ят на страже золотого лепестка свободы , готовые взмах­ нуть всей своей мощью " Прометея - народа разорвавше го оковы зла и тьмы .

  . страницы:
1  11  21
2 12 22
3 13 23
4 14 24
5 15 25
6 16 26
7 17 27
8 18 28
9 19 29
10 20 30
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Millennium 2010        © ШтоРаМаг
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz