arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Архитектурная бионика НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ АРХИТЕКТУРЫ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

Живая природа перестает быть загадочным феноменом. Одно из основных обобщений современной био­логии состоит в том, что все явления жизни подчиняются законам физики и химии и могут быть объяснены с помощью этих законов на самых различных уровнях: молекулярном, при образовании кристаллов, формировании механических (конструктивных) тканей и опорных скелетов, общей системы форм и экологических связей. Живая природа и архитектура развиваются в одних и тех же биофизических условиях земной и космической сферы и подчиняются законам гравитации, инерции, термодинамики. Их формы обусловливаются сходным действием температурно-влаж- ностных факторов, режимом инсоляции, цикличностью метеорологических явлений и т.д. Строительная деятельность живых организмов так же, как и в архитектуре, связана с созданием строительных материалов и определенным порядком (технологией) производ­ ства работ.

Архитектура, ставшая в процессе своего развития большим общественным явлением, нацелена вместе с тем на удовлетворение не только общественных, но и биологических потребностей человека. И здесь через изучение биологической организации человека архи­ тектура получает особые импульсы формообразова­ ния, значение которых повышается в условиях науч­но-технической революции, роста требований к эконо­ мии общественной энергии и интенсификации чело­ веческого труда.

Опытом мировой архитектуры последних трех деся­тилетий подтверждается, что архитектурная бионика способна решать самые разнообразные вопросы архи­ тектуры как в их раздельной интерпретации, так и в комплексе (рис.3). Сюда относятся: уточнение обще­ теоретических вопросов архитектуры, касающихся принципиальных сторон ее развития; совершенство­ вание теории систем; дальнейшие направления диф­ ференциации функциональной структуры архитектур­ ных форм и архитектурного пространства; углубле­ ние композиционных приемов — тектоники, пропор­ ций, равновесности, симметрии, ритмов, света, цвета и т.д.; решение проблемы создания благоприятного микроклимата в зданиях и в других архитектурных образованиях; рационализация существующих конст­ рукций и внедрение новых конструктивных форм; развитие индустриализации производства на основе унификации, стандартизации и сборности архитектур­ но-конструктивных элементов; создание строительных материалов с новыми эффективными комплексными конструктивными и теплоизолирующими свойствами; дальнейшая разработка технологии производства кон­ струкций и организации производства возвещения зда­ ний; совершенствование методики экспериментально­ го конструирования на физических моделях и др.

Таким образом, результаты исследований, проводи­ мых в области архитектурной бионики, оказываются полезными при решении проблем социального и эсте­ тического совершенствования архитектуры в самых ее различных типологических отраслях: в жилых комп­лексах, в общественных и промышленных зданиях и сооружениях, в градостроительстве. Конечно, все это не означает, что она в состоянии решить все эти вопро­ сы до конца. Нет, она не подменяет и не исключает существующие методы и лишь готова помочь их даль­ нейшему прогрессу. Вместе с тем в отдельных облас­тях она может оказать революционизирующее воздей­ ствие.

Структура архитектурной бионики (схема Ю.С. Лебедева)

Рис. 3. Структура архитектурной бионики (схема Ю.С. Лебедева)

гнездо птицы ткач Хижина южноамериканских индейцев глинобитный дом африканца

Рис. 4. Хижина южноамериканских индейцев и термитник {рис. А. Лебедева); гнездо птицы ткач; глинобитный дом африканца

Архитектурная бионика, следовательно, приобре­ тает большое значение в дальнейшем развитии не толь­ ко практики, но и архитектурной науки.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ БИОНИКИ

Интересно проследить, как складывались истори­ ческие предпосылки формировании теории и практи­ ки архитектурной бионики, подтверждающие ее пра­ вомерность, неизбежность развития и одновременно проливающие свет на становление тех ее направлений, которые получили развитие в наше время.

На всем протяжении истории человек в своей архи­ тектурно-строительной деятельности сознательно или интуитивно обращался к живой природе, которая помогала ему решать самые различные проблемы.

Еще крупнейший греческий философ материалист Демокрит (около 460—370 гг. до н.э.) писал: «От жи­вотных мы путем подражания научились важнейшим делам (а именно, ученики) паука (подражая ему) в ткацком и порт­ няжных ремеслах, мы ученики ласточки в построении жи­ лищ ...».

Конечно, не с подражания начал человек. Вероятнее всего, можно говорить об органически присущих ему формах трудовой строительной деятельности. Чело­ век, как известно, постепенно развивался от древней­ ших приматов млекопитающих к состоянию «гомо сапиенс». Но, по-видимому, постепенное удаление че­ ловека во времени от своих животных предков, само­ стоятельное развитие человеческой ветви, формирова­ние деятельности по принципу «я сам» сгладили орга­ ническую непосредственность животного происхожде­ ния и перевели ее на уровень более или менее осмыс­ ленного подражания живой природе, строительной деятельности живых организмов.

Оформление капителей колонн храмов Древнего Египта Оформление капителей колонн храмов Древнего Египта   / Бионика

Рис. 5. Оформление капителей колонн храмов Древнего Египта по аналогии с формами цветов лотоса и папируса: от акцентирования внимания на декоративной сто­оне (1—4) до тектонического освоения (5—6)

Тектонический строй колонн храмов античной Греции (рис. Ю. Лебедева)

Рис. 6. Тектонический строй колонн храмов античной Греции (рис. Ю. Лебедева) э — фрагмент капители ионической колонны (храм Артемиды в Эфесе, нач. У1 в. до н.э.); 6 — коринфская капитель храма Аполлона в Бассах (У в. до н.э.). Реставрация (по Штакельбергу)

Образно-художественные приемы формообразования в русских храмах: храм Покрова на рву (храм Василия Блаженного)

Рис. 7. Образно-художественные приемы формообразования в русских храмах: храм Покрова на рву (храм Василия Блаженного), Москва, ХУ1 в. Зодчие Барма и Посник

Образное представление пространства живой природы в интерьере готического собора: собор в Амьене (Франция) аллея в лесу (фото Ю. Лебедева)

Рис. 8. Образное представление пространства живой природы в интерьере готического собора: собор в Амьене (Франция) и аллея в лесу (фото Ю. Лебедева)

Единство форм архитектуры и окружающей природы. Саввино-Сторожевский монастырь вблизи Звенигорода

Рис. 9. Единство форм архитектуры и окружающей природы. Саввино-Сторожевский монастырь вблизи Звенигорода под Москвой (ХУ— ХУМ вв.) (фото Ю. Лебедева)

Японская народная архитектура. Разрез здания, напоминающего ель

Рис. 10. Японская народная архитектура. Разрез здания, напоминающего ель

Ярославский вокзал в Москве (нач. XX в.). Архит. Ф.О. Шехтель

Рис. 11. Ярославский вокзал в Москве (нач. XX в.). Архит. Ф.О. Шехтель (фото Л.В. Кучинского)

Радиотелевизионная башня в Москве, 1922 г . Инж. В.Г. Шухов.

Рис. 13. Радиотелевизионная башня в Москве, 1922 г . Инж. В.Г. Шухов. Общий вид и вид изнутри (фото Л.В. Кучинского)

Этот процесс использования законов формообразования живой природы менял свой характер и границы в зависимости от объективных и субъективных факторов.

Можно выделить три хронологических этапа, пред­шествующих современному и соответствующих изменениям по существу этого процесса.

  . страницы:
1  11
2 12
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Laguna Proun  — проект для Венеции
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz