arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архитекторы
  Константин Мельников
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн 2003
Архи . форум

Ведь реставрация 1996 года не была закончена, инженерные коммуникации не сданы,
и вот уже 4 года не можем добиться от города, чтобы нам официально подключили электричество,
телефон, поменяли систему отопления". ГУОП г. Москвы обвинения Мельниковой опровергает,
настаивая на том, что для особняка было сделано все возможное. Но факты остаются фактами: в доме
течет крыша, мокнут фундаменты, появились трещины в стенах, из-за проседания в грунт лопнуло
несколько стекол. Правда, московские органы охраны памятников виноваты в этом лишь косвенно:
допустили строительство огромного кирпичного здания на соседнем участке.
Вообще сегодня дом Мельникова задавлен более поздними и масштабными объектами, так что спасти
его эстетическое восприятие уже не представляется возможным. Так, может, стоит подумать о самом
особняке, остро нуждающемся в помощи?

Copyright © Журнал "Итоги"
E-mail: Itogi@7days.ru

СУДЬБА А крыша течет...

Николай Молок

Собственный дом архитектора Константина Мельникова уже давно мог
бы стать государственным достоянием, но пока остается лишь частной
заботой его жильцов
(Фото: Александр Сорин)
Кривоарбатский переулок, дом 10. Два огромных белых цилиндра,
прислоненных друг к другу. По периметру - шестьдесят небольших
ромбовидных окон, создающих образ улья. На фасаде - гигантское, в несколько
метров окно. Над окном надпись: "Константин Мельников. Архитектор". Самая
знаменитая (даже культовая) постройка 20-х годов в Москве - собственный
дом-мастерская Мельникова.

Частный дом в коллективистской Москве
В 1927 году Константин Мельников получил в Кривоарбатском переулке
участок земли в несколько соток и приступил к строительству собственного
дома-мастерской. Осенью 1929 года семья Мельниковых въехала в новый дом.
Уникально уже то, что в конце 20-х годов, когда в СССР окончательно
победили идеи обобществленного быта и по всей стране строились
дома-коммуны, одному человеку разрешили построить себе дом, пусть
небольшой (общая площадь около 200 кв. м), но частный. Можно предложить
два объяснения. Во-первых, дом Мельникова был образцовым,
экспериментальным. Здесь архитектор апробировал идею круглого дома,
которую затем хотел приспособить для других построек, в том числе и
домов-коммун (сохранилось множество эскизов и набросков). Как врач,
открывший новую вакцину и испытавший ее на себе самом.
Во-вторых, в конце 20-х Мельников был одним из самых крупных и
признанных не только в СССР, но и в мире советских архитекторов. Именно в
те годы у него была огромная практика, по его проектам в Москве
одновременно строилось несколько рабочих клубов, гаражей и других зданий.
Именно он был автором павильона СССР на Международной выставке
декоративного искусства в Париже 1925 года, где была предъявлена новая,
авангардная концепция архитектуры и дизайна. Французы были настолько
поражены мельниковским павильоном, что тут же заказали ему проект гаража
для такси в Париже (проект, впрочем, так и остался неосуществленным). В 1933
году персональная выставка Мельникова прошла в рамках знаменитой
Триеннале декоративного искусства и архитектуры в Милане, где участвовали
все мэтры 20-х годов. Мельников был единственным русским. Но представлял
он не СССР, а самого себя, ибо к тому времени на Западе его продолжали
считать корифеем, а у нас он оказался на задворках архитектурного процесса.
В начале 30-х сменилась архитектурная идеология и соответственно стиль.
Сменились и люди, этот стиль воплощавшие. Архитекторов-авангардистов
обвинили в формализме, лишили практики и возможности преподавать. Однако
любопытно, что в архитектурной среде не было ни массовых чисток, ни
расстрелов, никто из крупных мастеров не был посажен. Лишь единичные
случаи: например, посадили Мирона Мержанова, но он был автором дачи
Сталина в Кунцеве. Здания, построенные авангардистами, продолжали стоять,
и ими продолжали пользоваться. Дома, понятное дело, в запасники не
спрячешь, как картины, а снести несколько сотен построек 20-х не решилось
даже советское руководство.
Старые интерьеры дома Мельникова хранят не только архитектурный стиль 20-х годов, но и стиль
жизни того времени. Мастерская архитектора с огромным окном и специально спроектированной
Мельниковым наклонной полочкой.
Мельников пострадал одним из первых. Ему тоже запретили строить
(собственный дом оказался последним его крупным сооружением) и лишили
преподавания. Он жил почти в полном молчании и безвестности. Два года он
преподавал в Военно-инженерной академии, потом много лет был профессором
Заочного инженерно-строительного института, делал проект окраски корпусов
Московского мясокомбината. В 1972 году (за два года до смерти) он даже
удостоился звания "Заслуженный архитектор РСФСР".
И все это время Мельников продолжал жить в своем доме - факт такой же
невероятный, как и история его "частного" строительства.
Столовая на первом этаже справа от нее за перегородкой кухня, где до сих пор работает вытяжка,
аналогов которой в 20-е годы не было.
Частный дом в лужковской Москве
Дом Мельникова и сегодня является частной собственностью. В нем живут сын
архитектора, живописец Виктор Мельников, и внучка с мужем. В 1987 году дом
вошел в список памятников архитектуры местного значения и был взят под
охрану государства. Спустя десять лет была проведена научная реставрация
дома, причем по распоряжению мэрии и за счет московского бюджета
(стоимость одних только ремонтно-реставрационных работ составила около 1
млн. 300 тыс. рублей). Заказчиком выступило Управление охраны памятников
Москвы. Летом 1997 года работы были завершены и приняты с оценкой
"отлично" (как написано в акте о приемке от 19 августа).
И все бы хорошо: здание выведено из аварийного состояния и полностью
отреставрировано. Но спустя некоторое время оказалось, что крыша течет,
фундаменты мокнут, межэтажные перекрытия поломаны, оконная замазка
отваливается, краска шелушится, а половые доски и вовсе достались
бракованные. Все это было зафиксировано в протоколе совещания выездной
комиссии (от 11 июня 1999 года), в которую входили московские архитекторы и
реставраторы. Эксперты обратились в Управление охраны памятников с
просьбой "изыскать возможность выполнения работ" и "сообщить о сроках их
проведения".
Дом Мельникова уникален и по своим конструктивным решениям. Полукруглая спальня
разделена ширмами-стенками.
Несмотря на последовавшие за этим просьбы обитателей дома и бесконечные
письма в разные инстанции, ошибки и недоделки реставраторов так до сих пор
не исправлены, и неизвестно, будут ли исправлены вообще.
Мало того. В последние годы на участке обнаружены провалы земли, а значит, в
один прекрасный день дом может упасть. Тут же на участке проходит так
называемый транзитный трубопровод (то есть проложены трубы, ведущие в
соседние дома), хотя по закону об охране памятников на охраняемой
территории не должно быть коммуникаций, которые не связаны с его
обслуживанием.
А вокруг продолжают строить новые дома. Один из них - совсем близко,
причем его строительство ведется, судя по всему, в нарушение существующих
правил. Строители повысили уровень земли на 70 см, отчего вся вода стекает
под дом Мельникова (отсюда и сырые фундаменты). Мосгосэкспертиза (главная
архитектурная инстанция, проверяющая правильность всех согласований)
утвердила первоначальный проект строящегося дома, но вопрос, как сказали
корреспонденту "Итогов", "так и остался открытым". Строительство
неоднократно пытались приостановить до окончательных согласований. В
последний раз - в начале октября, когда префектура поручила
административно-технической инспекции "Арбат" "осуществить контроль за
приостановкой работ на объекте" до получения решения Мосгосэкспертизы. Но
дом уже построен. Причем получился он на два с половиной метра выше, чем
по проекту, и практически лишил дом Мельникова солнечного света.
Застроенный со всех сторон, он почти все время находится в тени, что влияет
на его "художественное состояние" (это понятие тоже учтено в законе об охране
памятников).

  . страницы:
1   6
2   7
3   8
4    
5    
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
ШтоРаМаг 5.5
  . архи.дизайн:
  радизайн 2003  рaдизайн © 2003  

click "refresh" if uncorrect value 
SUPERTOP
Рейтинг@Mail.ru

    © 2003, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
 
Hosted by uCoz