arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> арх история
  Русское деревянное зодчество
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн 2003
Архи . форум


Варваринская церковь—это древний тип шатрового храма—«восьмерик на четверике с трапезной». Постро-енная в 1650 году, она четыре раза перестраивалась.

На примере этого памятника можно проследить эволюцию построения шатровых храмов и развитие их форм в русле общерусских архитектурных преобразований.

В конце XVIII века рядом с церковью была сооружена монументальная колокольня, а позднее, где-то в кон-це XVIII—начале XIX века, первоначальное крыльцо и сени церкви были разобраны и вместо них сделаны ныне существующие сени и крытый переход на колокольню, совмещенный с новым, более парадным крыльцом-галереей. Эти, сравнительно поздние части памятника, были выполнены в устойчивых традици-онных формах и органично включались в образный строй уже существовавших церкви и колокольни, обо-гащая их объемно-пространственную композицию.

Нарушение образной целостности памятника произошло лишь после последней, четвертой по счету его пе-рестройки, когда он стал жертвой формалистических искажений, типичных для конца XIX века.
Подобное "обновление" претерпел и другой, менее известный заонежский памятник,- Ильинская церковь в селе Поля, расположенном недалеко от Яндомозера.

Стоит это село, действвительно, среди полей. И деревни вокруг не случайно зовутся: Широкая Нива, Вели-кая Нива, Широкое Поле.

Ильинская церковь, в отличие от более древней Варваринской, не столь монументальна и стройна. Первона-чально она была небольшой клетской церковью, к которой в конце XVIII века пристроили колокольню, поч-ти такую же, как и в Яндомозере, да поставили не по оси здания, а «по старине», с некоторым, чуть замет-ным сдвигом к северу.

Низкое основание четверика колокольни, рубка ее углов «в обло», повал восьмерика, наконец, общее конст-руктивное устройство и пропорции здания— все это свидетельствует о верности древним традициям.
Истоки так называемой обонежской школы деревянного зодчества уходят корнями своими в глубь России.
Два знаменитых онежских храма— Успенская церковь в Кондопоге и Преображенская в Кижах—по своей архитектуре, конечно, не были на Руси единственными, И у них имелись предшественники.

Об Ильинской церкви на Саминском погосте, построенной в 1692— 1702 годах, мало известно. А это— при-глядитесь! — прообраз Кондопоги. Так же стройно величав ее шатровый столп, те же расширения срубов кверху, завершающиеся тугими повалами, словом, то же ощущение гордой устойчивости и уверенного взле-та ввысь.

Но в отличие от Кондопожской церкви саминский памятник в конце XIX века претерпел на себе всю силу искажений. Сейчас его реставрируют: снимают его наружную обшивку— футляр, металлическое покрытие луковичных главок заменяют пластинчатым лемехом; отторгают как чужеродный элемент колокольню, при-строенную к церкви во второй половине XIX века (автор проекта реставрации Б. П. Зайцев).

Она будет восстановлена в стороне от древнего храма, чтобы эклектичностью своих форм не умалять цело-стного величия памятника.

А ведь именно с этой целью— умалить, приглушить звучание дорогих народу образов древних деревянных церквей—строились рядом с ними новые. Но тривиальная невыразительность позднейших построек только ярче выступала в соседстве с величавыми памятниками старины.

Вот и в Самино, рядом со стройной Ильинской церковью построен был в конце XIX века новый деревянный храм—Тихвинский. К этому времени все подлинно национальное, органически-самобытное было задавлено в культовом деревянном зодчестве. Появился казенный византийско-русский стиль . Яркое и наглядное его выражение— Тихвинская церковь в Самино. Ее силуэт тяжеловесно-расплывчат, фасады измельчены мно-жеством деталей, явно подражающих формам каменной архитектуры. Но эта постройка еще более оттеняет глубину идейно-художественного образа Ильинской церкви, тонкое мастерство создавших ее зодчих, их строгий, веками отшлифованный вкус, чуждый внешне-суетному украшательству.


В южных районах Обонежья зародился прообраз двадцатиглавой Преображенской церкви в Кижах. Само по себе многоглавие издревле известно на Руси. Летописи донесли до нас сведения о тринадцатиглавой Софии Новгородской, срубленной из дуба во второй половине Х века. А двадцатичетырехглавая Покровская цер-ковь была построена близ Вытегры в 1708 году (сгорела в 1963 году). Ее композиционная структура и мно-гие архитектурно-конструктивные приемы не только предвосхитили кижский храм, но и заставили предпо-лагать, что оба эти памятника созданы одними мастерами. Знаменательно и то, что строительство каждого из них народ связывает с именем Петра 1, с эпохой великих преобразований в Русском государстве.

«По смутному народному преданию,—говорится в «Известиях Археологической комиссии»,—церковь со-оружена на средства богатого крестьянина Плотникова, сын которого был казнен Петром Великим. План церкви будто составлен самим царем, выславшим для его осуществления архитектора-голландца». Это ма-ловероятно. И в помощи архитектора-голландца вряд ли нуждались русские мастера. Вероятно, голландец вошел в легенду просто как персонаж, олицетворявший высшее техническое мастерство. Что же касается самой архитектуры памятника, то в ней, начиная от общей композиции и кончая самыми незначительными деталями, нет ничего, что говорило бы об участии в ее строительстве иностранца. Каждый элемент здания, будь то восьмерик или бочка, резной столб или подзор, рубленые углы или устройство проемов, полов, по-толков и прочего, свойствен только русскому народному зодчеству и типичен для его устойчивых традиций, сложившихся задолго до строительства Покровской церкви.

Известно, например, что при деятельном участии Петра в 1721 году близ Кончозера в Карелии, на Марци-альных водах была построена небольшая деревянная церковь. Вот в ее-то архитектуре влияние «голландско-го стиля» налицо— достаточно взглянуть на сухие очертания обитых железом кровель с готическими шпи-лями.

В основе объемно-пространственной структуры Покровской церкви в Вытегре, как и Преображенской в Ки-жах, лежит традиционный двадцатистенок, то есть восьмерик с четырьмя прирубами. Он имеет неправиль-ную форму, продольный размер его 12м, а поперечный— 13,5 м

Схема восьмерика с четырьмя прирубами издавна была популярна на Руси. Об этом говорят и летописные источники. Так, в 1490 году ростовский владыка Тихон пытался заложить в Великом Устюге на месте сго-ревшей деревянной церкви другую, «по новому кресчатую». Но устюжанам «тот оклад стал не люб», и они добились права строить церковь «по старине круглу о двадцати стенах» . Эта же схема была положена в ос-нову композиционного построения замечательных шатровых деревянных церквей, например, в селах Ас-тафьево, Селецкое, Ненокса Архангельской области". Она же в основе Покровской церкви, где пять ярусов глав.

  . страницы:
1    
2    
3    
4    
5    
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
ШтоРаМаг 2,5
  . архи.дизайн:
  радизайн 2003  рaдизайн © 2003  

click "refresh" if uncorrect value 
SUPERTOP
Рейтинг@Mail.ru

    © 2003, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz