|
С середине 13 века величественные соборы строились в других европейских
странах - в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе,
1221— 1599), Велико-британии (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции
(в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готич.
строит, приёмы получили своеобразную местную интер-претацию. Крестоносцы
донесли принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии.
В конце 13 начале 14 века строительство соборов во Франции переживало
кризис: ар-хитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили
одинаковый подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности.
ОСОБЕННОСТИ ГОТИКИ ФРАНЦИИ
Старые города постепенно разрастались, укреплялись , перестраивались,
новые обычно возводились на регулярной основе, зачастую имели прямоугольную
сетку улиц, очень плот-ную застройку и две главные площади - соборную
и рыночную. Главным городским сооруже-нием остался собор, господствовавший
над всей застройкой и получивший во Франции свои классические формы. Это
три - пять нефные базилики с трансептом и полукруглым обходом хора, венцом
капелл, высоким и просторным интерьером, двух-башенным фасадом с тремя
перспективными порталами и готической розой в центре. Произведения раннеготического
зодчества (церковь аббатства Сен-Дени: соборы в Сансе, ок. 1140, в Париже,
в Шартре) со-хранили массивность стен, грузность нервюр, горизонтальность
композиций линий фаса-дов, тяжёлые двух-про-лётные аркбутаны. Подчёркнутый
вертикализм, обилие скульптуры и декор, деталей свойственны грандиозным
соборам зрелой готики в Реймсе, Амьене, ча-совне Сент-Шапель в Париже.
В конце 13 - 14 веков в архитектуре соборов стал преобладать обильный
декор, скрывающий архитектурные членения, появились искривленные линии,
пламенеющего стиля (церковь Сен - Маклу в Руане). Замки превратились в
богато украшен-ные внутри дворцы (папский дворец в Авиньоне; замок Пьерфон,
1390–1420г.). В 15 веке воз-ник тип богатого городского дома - отеля (дом
Жака Кёра в Бурже, 1443-1451г.).
В готической скульптуре, тесно связанной с архитектурными формами, возродился
ин-терес к физической красоте и чувствам человека, к реальным природным
формам. В этот пе-риод были созданы подлинные шедевры скульптуры: рельефы
и статуи северного портала со-бора в Шартре, глубоко человечный образ
благославляющего Христа на западном фасаде собора в Амьене, высокоодухотворённые
образы группы «Посещение Марией Елизаветы» на западном портале собора
в Реймсе. Эти произведения оказали большое влияние на разви-тие всей западноевропейской
скульптуры. В готической живописи главным элементом цве-тового оформления
интерьера стал витраж, звучный и интенсивный по цвету. Особенно выде-ляются
витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре. Фресковая живопись, в которую
наряду с каноническими сценами включались светские сюжеты и портреты,
украшала стены дворцов и замков (росписи папского дворца в Авиньоне, 14
-15 вв.).
В готической миниатюре усилилось стремление к достоверному воспроизведению
нату-ры, расширился круг иллюстрируемых рукописей, обогатилась их тематика.
Под влиянием нидерландского и итальянского искусства появились станковые
картины и портреты. Реши-тельный переход к правдивому и жизненно убедительному
изображению реальной среды про-изошёл в творчестве Лимбург. Высоким мастерством,
тщательностью отделки отличались произведения искусства: мелкая пластика,
эмали шпалеры, резная мебель.
Стиль французской Готики проявился в удобных и вместе с тем торжественно-импозантных
постройках королей и дворянских замков, функционально продуманных и при-хотливо
отделанных городских особняках. В них готически логичная конструкция,
вертика-лизм и живописность композиции, живой силуэт удачно сочетаются
с лёгким изящным декором и тонким членением плоскостей стен. Таковы замки
Амбуаз (1492-1498), Гайон (1501—10), отель Бур-терульд и Бюро финансов
в Руане.
Помимо приглашавшихся из Италии мастеров появились многосторонне образован-ные
французские архитекторы — Н. Башелье, Ф. Делорм, П. Леско, Ж. А. Дюсерсо.
Глубоко национальные произведения стали живописные, неотъемлемые от окружающего
пейзажа зам-ки-резиденции в долине Луары (Азе-ле-Ридо, 1518-1529г.; Шенонсо,
1515-1522г.; Шамбор, начат в 1519г.). Роскошная отделка парадных залов
резным деревом, фресками, стуком ха-рактерна для дворца Фонтенбло, где
работали итальянские мастера-маньеристы Россо Фьо-рентино и Приматиччо.
Жемчужиной зрелости эпохи во Франции стало здание нового Лувра (1546—74,
арх. Леско, скульптор Ж. Гужон) в Париже. Жизнерадостный и изящный стиль
французского Воз-рождения в изобразительном искуссве наиболее ярко проявился
в портрете (живописном и карандашном) таких замечатательных мастеров,
как Ж. Фуке (известен также как выдающий-ся мастер миниатюры), Ж. и Ф.
Клуэ, Корнеля де Лион.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая художественная энциклопедия. I – II том. 1980г.
2. Воронцов А.И. Экскурс мировых достопримечательностей. Москва, 1983г.
|
.
страницы: |