arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> арх история
  Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн 2003
Архи . форум


Пришедший на смену барокко русский классицизм вполне отвечал новым задачам и новым эстетическим вкусам передовых людей того времени. В сооружениях классицизма красота простых, строгих архитектурных форм сочеталась с требованиями удобства планировки. Большой вклад в формирование классицизма в архитектуре России, в частности Петербурга, на первом этапе развития этого стиля сделали его основоположники - великий русский зодчий В.И.Баженов, по проекту которого архитектор В.Ф.Бренна построил Михайловский (Инженерный) замок (1797-1800), и И.Е.Старов, создатель Таврического дворца (1783-1789) и Троицкого собора Александро-Невской лавры (1778-1790). В развитии классицизма в русской архитектуре большую роль сыграл в конце XVIII - начале XIX вв. Дж.Кваренги: им построены главное здание Академии наук (1783-1789), здание Ассигнационного банка на Садовой ул. (1783-1790), Эрмитажный театр с аркой через Зимнюю канавку (1783-1787 гг.), Смольный институт (1806-1809 гг.), Малый Гостиный двор (1790-е гг.) и другие сооружения. Е.Т.Соколов выстроил здание Публичной библиотеки на углу Невского проспекта и Садовой ул. (1796- 1801 гг.). Наивысшего расцвета градостроительство эпохи русского классицизма достигло в первой трети XIX в., когда в Петербурге был создан ряд выдающихся произведений русской и мировой архитектуры - монументальных общественных зданий и дворцов, были завершены главнейшие, начатые еще в XVIII в. ансамбли в центре города.

5. История некоторых архитектурных памятников города

Меншиковский дворец

Филиал Государственного Эрмитажа. Университетская набережная, 15. Дворец сподвижника Петра I А. Д. Меншикова на Васильевском острове - одно из первых каменных жилых зданий Петербурга. Сравнительно хорошо сохранившееся до нашего времени, это здание является ценнейшим памятником гражданской архитектуры петровского времени. Постройка дворца была начата в 1710 году по проекту архитектора Д. Фонтана и продолжена архитектором Г. Шеделем. Первоначально дворец состоял из основного корпуса на набережной и флигелей, ограничивавших с севера, запада и востока небольшой двор, окруженный открытой галереей на колоннах. На прилегавшей ко дворцу обширной территории был разбит регулярный сад со скульптурой, фонтанами, гротом и оранжереями, а со стороны Невы устроена пристань, что позволяло малым судам причаливать близ парадного подъезда. Архитектурное убранство фасадов главного корпуса и боковых крыльев с поэтажно расположенными пилястрами, резными из камня капителями, междуэтажными тягами и простыми наличниками окон типично для русской архитектуры петровского времени. Центральная часть дворца завершалась аттиком со скульптурой, боковые ризалиты - изогнутыми фронтонами, увенчанными княжескими коронами. Здание Меншиковского дворца на протяжении XVIII века претерпело ряд переделок. В начале 1720-х годов архитектором Г. Шеделем был пристроен двухэтажный западный корпус и заложен симметричный ему восточный корпус. Постройка последнего осуществилась лишь в 1758-1760 годах. Новые изменения во внешний облик здания были внесены в 1730-1740-х годах, вскоре после передачи дворца в ведение Сухопутного шляхетского корпуса. В 1739 году кровля с переломом была заменена обычной двускатной крышей. Несколько позже, в связи с приспособлением центрального "ассамблейного" зала под церковь, изменена обработка центральной части главного фасада, где уничтожено членение тягами но горизонтали на этажи и применен большой ордер. Во второй половине XVIII века при переделке помещения церкви окна второго этажа были расширены и получили полуциркульное завершение, а окна третьего этажа превращены в овальные. Колонны центрального подъезда заменены массивными столбами. Изменениям подверглись и помещения, но часть из них сохранила отделку петровского времени. Так, осталась неприкосновенной изразцовая облицовка степ в нескольких комнатах второго этажа, изразцовые голландские печи, а также живописный плафон и деревянные резные панно с инкрустацией в бывшем кабинете Меншикова. Центральный вестибюль с парадной лестницей сохранил типичное для начала XVIII века архитектурное решение. Два ряда гладких приземистых колонн поддерживают своды перекрытия вестибюля. Лестничное помещение во втором этаже декорировано колоннами и пилястрами с пышными барочными "коринтическими" капителями. Большой интерес для истории русской архитектуры и строительной техники начала XVIII века представляют сводчатые перекрытия помещений подвального и первого этажей. Несмотря на переделки и достройки, Меншиковский дворец сохранил в основных чертах первоначальный облик; это определяет его историко-художественное значение.

Шереметевский дворец

Набережная Фонтанки, 34. Усадьба Шереметевых на Фонтанке, так называемый Фонтанный дом, - замечательный памятник русского зодчества середины XVIII столетия. В его создании приняли участие выдающиеся русские зодчие С. И. Чевакинский и Ф. С. Аргунов - один из представителей высокоодаренной семьи крепостных художников Аргуновых. Обширный участок на берегу Фонтанки, смежный с Итальянским дворцом Екатерины I, был в 1712 году отведен фельдмаршалу Б. П. Шереметеву. Здесь он построил небольшой деревянный дом. В конце 1730-х - начале 1740-х годов на его месте сооружен обширный каменный одноэтажный дворец на невысоком цокольном этаже. В 1750-1755 годах архитектор Чевакинский надстроил здание до двух этажей. Дворец расположен в глубине участка и обращен главным фасадом к реке. За дворцом и его флигелями находился регулярный сад, простиравшийся до "Литейной перспективы". Архитектор Аргунов построил в саду грот, павильон "Эрмитаж", китайскую беседку и другие сооружения, не дошедшие до нашего времени. По планировке и общему композиционному замыслу усадьба Шереметевых была близка к другим дворцам-усадьбам, построенным на берегах Фонтанки в первой половине XVIII века, таким как Аничковский, Воропцовский, Юсуповский и др. В гармоничности, равновесии и четкости членений, а также в плоскостной декоративной обработке фасадов дворца, созданного Чевакинским, сказались традиции зодчества петровского времени. Уступкой требованиям художественных вкусов середины XVIII столетия явилось богатое лепное убранство: лепные головки, вкомпоно-ванные в фигурные окопные обрамления, сложные по рисунку капители, украшенные львиными масками, и превосходно вылепленные орнаментальные композиции. Внутренняя отделка, выполненная в конце 1750-х - начале 1760-х годов Аргуновым по собственным чертежам, но сохранилась. Дворец внутри неоднократно переделывался, причем в разработке проектов участвовали такие выдающиеся зодчие, как И. Е. Старов, Д. Кваренги и А. Н. Воронихин. В 1837-1840 годах внутренняя отделка была изменена архитектором И. Д. Корсики. По его же проекту перед зданием на набережной сооружена эффектная чугунная ограда.

  . страницы:
1    
2    
3    
4    
5    
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
што такое ШтоРамаг
  . архи.дизайн:
  радизайн 2003  рaдизайн © 2003  

click "refresh" if uncorrect value 
SUPERTOP
Рейтинг@Mail.ru

    © 2003, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz