arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи технологии
  Архитектура пассажей
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн 2003
Архи . форум

— проблемные публикации и исследования по вопросам истории развития и современной организации пассажей и торговых комплексов В.А.Лаврова, А.А. Максимова, С.М. Шумилкина, А.И. Урбаха, Н.П. Кириенко, Т.М. Розанова, И. Зайдлера, М. Колчак, И. Эпплтона и др.;
— исследования по архитектурно-композиционным проблемам современной практики А. Мирошина, Ю. Земцова, А.И. Урбаха, М. Лина, Д.К. Берштейна и др.
Диссертация состоит из трех глав посвященных соответственно обобщению опыта развития и формирования городских пассажей, анализу факторов, влияющих на композиционные решения, и раскрытию принципов архитектурной организации, и обоснованию предложений по совершенствованию.

Глава 1.
Обзор формирования архитектуры городских пассажей

Несколько десятилетий назад в подходе к проектированию пассажей произошел принципиальный перелом, который можно было бы охарактеризовать в первую очередь отходом от строгости исторически сложившихся моделей пассажей и пересмотром принципиальных установок. К настоящему моменту в современной архитектуре сложился еще один концептуальный подход – использование старых традиций на базе новых технологий, уже опробованных в предыдущий период развития пассажей. Проблема, поставленная изменением моделей торговой среды, привела к изменению пространственного поведения вообще, как основополагающего принципа всей городской традиции. Экстремальное изменение масштабов городов оказалось несовместимо с гораздо более медленно меняющейся психикой человека; стремительное индустриальное развитие, продиктовавшее в последнее время совершенно определенные тенденции развития в архитектуре, вошло в конфликт с человеческим аспектом. Для реализации своих намерений человек должен понять свои истоки и новые пространственные связи и объединить их в новую пространственную концепцию. При этом, если раньше основной задачей архитектора было помочь человеку найти необходимую точку опоры, конкретизировать его образы и желания, то теперь в центре внимания – обеспечение возможности вариантных решений внутреннего пространства, не утрачивая при этом его неповторимости и ни в коем случае не теряя его функциональности. В результате в свое время резко вырос интерес к эстетической стороне внутренней среды и ее связи с соц.основами проектирования при создании выразительных архитектурных образов.
Новая концепция торговли в целом теперь не только продать товар, как это было раньше, а создать определенную среду, атмосферу торговой деятельности и увеличить количество посетителей, привлекая их дополнительными функциями пассажа и его связью с городской средой и с другими элементами и формами торговых и обслуживающих зданий. Так повышается роль эстетики, социологической и функционально-технологической основы композиционного проектирования.
Концентрация и интеграции функций придают пассажам особые качества, отличающие его от других торговых зданий. Многофункциональность отражает тенденцию непрерывного обогащения функций и технологий, усложнение пространственных взаимодействий.

1.1. Историко-экономические и градообразующие предпосылки и социальные факторы, влияющие на формирование и тенденции развития пассажей.
Появлению во второй половине XVIII века пассажей как новой формы торговых зданий способствовало много факторов. Социально-экономические преобразования петровской эпохи и последующее бурное развитие торговли России обусловили активно развернувшееся в этот период строительство зданий торгового назначения. В русской архитектуре того времени получают широкое распространение несколько устойчивых типов торговых зданий, различных по своей планировочной и объемной структуре – «торговый двор», «торговый ряд», купеческий дом с лавками в первом этаже, товарные склады.
Проектирование торговых сооружений во второй половине XVIII века осуществлялось с учетом их активной роли в архитектурно-пространственной организации городского ансамбля. Проекты торговых центров в Петербурге, Твери, Ярославле, Нижнем Новгороде, Калуге, Костроме, Касимове, Солигаличе и проектные материалы регулярных планировок городов подтверждают это (схема 2). Концентрация городской торговли в одном определенном месте, на территории торга, и запрещение купцам торговать в других частях города было необходимо для осуществления таможенного контроля за ввозом и вывозом из города товаров и для сбора пошлин с купцов. Розничная торговля осуществлялась в лавках торговых рядов и являлась привилегией местных купцов и жителей слобод, а все приезжие иноземные и иногородние русские купцы имели право вести в городе только оптовую торговлю и только на территории специально отведенных для них торговых дворов. Такой порядок торговли сложился еще в XVI веке и был закреплен соборным уложением царя Алексея Михайловича в 1649 году. Жесткое разграничение городской торговли на розничную и оптовую сказалось на особенностях организации торга.
Распад феодальной системы и дальнейшее развитие общественного разделения труда обусловили в XVII веке значительный рост населения русских городов и, следовательно, более интенсивное по сравнению с предыдущим периодом развитие внутренней торговли. Происходит децентрализации торговли, появляются торговые места в других частях городов, в ряде случаев складывается несколько торговых зон. Параллельно формируются и самостоятельные оптовой торговли – комплексы товарных складов («магазейнов»), расположенных обычно вблизи транспортных путей.
Все это требует появления новых архитектурных и планировочных решений. Во второй половине XVIII – начале XIX века происходит грандиозная по своим масштабам градостроительная деятельность, направленная на переустройство старых и создание новых русских городов. Анализ регулярных планов городов этого периода показывает, что применялись различные схемы планировок торговой части. В одних городах торг проектируется в зоне административно-общественного центра, в других он составляет самостоятельный планировочный узел. При застройке могли использоваться здания различного типа. Можно выделить три основных типа торговых зданий (схема 1) по их функциональному назначению:
— здания для розничной торговли. Сюда относятся обывательские дома с лавками и торговые ряды;
— здания для розничной и оптовой торговли. К этому типу принадлежат торговые ряды и торговые дворы, а также склады с многочастной внутренней планировкой;
— здания для оптовой торговли. К ним, помимо торговых дворов, в основном относятся склады с различной внутренней планировкой (многочастной и зальной).
Наряду с широко распространенными торговыми рядами появляется новый специфический тип торговых зданий – пассажи, где торговые ряды образовывали внутреннею крытую галерею с верхним светом. Причем зачастую в Европе с наружной стороны пассажи обстраивали открытой галереей торговых рядов.
В Европе первые пассажи появились в Париже: галереи де Бос (1788), пассажи Фейдо (1791) и Каир (1799). Но особенное распространение в Европе рассматриваемый тип зданий получил в 20-30-е годы XIX века, когда пассажи были построены в городах Франции, Англии, Бельгии, Германии, Италии. В отличие от европейских, русские пассажи впервые появились не в городах и были вызваны не условиями городской жизни, а на ведущих ярмарках страны, в зоне наибольшего сосредоточения торговли, где ограничений в размерах торговых зданий не имелось, так как они размещались на больших открытых площадках, а требовалась необходимая защита от непогоды.
Впервые пассаж был применен на Коренной ярмарке под Курском (рис. 1), у монастыря Коренная пустынь, второй по значению ярмарки России после Макарьевской. Проект был выполнен Дж. Кваренги в 1783 году, а строительство было закончено в 1812 году. Пассаж сохранял торговое значение до 1878 года, до перевода ярмарки в Курск. В основе планировки пассажа лежала структура традиционного гостиного двора – замкнутого прямоугольника, в котором три стороны составляли пассажные линии, а четвертая, выходившая на главную торговую площадь, представляла двухэтажные торговые ряды с открытыми галереями и зданием биржи посередине. Интерес представляет архитектурное построение самого пассажа. Вдоль центральной линии, имеющей одинаковые размеры по ширине и высоте (около 6,5 м), группировались два ряда небольших ячеек-лавок размером 3х6 метров. При этом во внешнее и внутреннее пространство ярмарки пассажи были обращены глухими фасадами и лишь в последствии к внешней стороне были пристроены ряды лавок. Освещение торговой линии, как и самих лавок, осуществлялось окнами, располагавшимися в боковых стенах повышенной центральной части. На Коренной ярмарке Кваренги впервые предпринял попытку ограниченного включения пассажа в архитектурно-планировочное построение гостиного двора, отведя ему дополнительную роль в общей композиции и не нарушая традиционных функциональных основ ярмарочной торговли.
Еще более грандиозный проект гостиного двора-пассажа был создан Дж. Кваренги для знаменитой Макарьевской ярмарки в 1799 году (рис. 2). Пассажная линия протянулась вдоль главного корпуса более чем на 850 метров.

  . страницы:
1   6   11   16   21
2   7   12   17   22
3   8   13   18   23
4   9   14   19   24
5   10   15   20    
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
Берлин 2002
  . архи.дизайн:
  радизайн 2003  рaдизайн © 2003  

click "refresh" if uncorrect value 
SUPERTOP
Рейтинг@Mail.ru

    © 2003, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz