arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
  Античность Ренессанс и Барокко / История европейского исскуствознания
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн 2003
Архи . форум

Так, археологи и архитекторы, работая рука об руку, перешли от исследования отдельных памятников к изучению целых комплексов и ансамблей. Далее, еще до того времени, когда сложилась наука, полу-. чившая позднее название «градостроительство», внимание начали привлекать и города в целом с планировкой их улиц и площадей, с интерьерами и экстерьерами не только уникальных общественных зданий, но и частных жилых домов. Пионером в этой области был Ньютон, который после галикарнасского Мавзолея перенес свое внимание на город Книд, один из многочисленных греческих городов на побережье Малой Азии.

Имена других исследователей связаны с резиденцией династии Атта-лидов—городом Пергамом, процветавшим в III—II веках до н. э. Еще Тексье заметил в пяти километрах от моря руины столицы Пергамского царства: ее высокий Акрополь с большим алтарем, храмами, царскими дворцами и другими сооружениями поднимался почти на 300 метров над расположенным в долине городом. В 1871 году, до начала работ в Олимпии, в Пергаме побывали Курциус и Адлер. Наибольшее значение для дальнейшего имело при этом их знакомство с немецким инженером Карлом Гуманом. Работы начались 9 сентября 1878 года. В следующем году при личном участии Конце был открыт цоколь алтаря; в течение двух следующих лет были собраны рельефы, один за другим начали выходить в свет отчеты, составлявшиеся Конце, Гуманом и работавшим в Олимпии архитектором Рихардом Боном27.

Так был спасен знаменитый Пергамский алтарь, перевезенный позднее в Берлин, где для него было выстроено специальное здание. Но основная заслуга Конце перед архитектурной наукой заключалась в том, что он не оставил без внимания и весь город Пергам. Главным архитектором экспедиции был назначен Рихард Бон, его помощниками—архитекторы Герман Штиллер и Отто Рашдорф.

Исследование Акрополя с храмами, дворцами, театром, библиотекой, рынком и другими сооружениями продолжалось девять лет. После этого начались раскопки нижнего города с его улицами, площадями и отдельными домами. По ходатайству Конце руководство работами перешло от Берлинского музея к Археологическому обществу и в 1900 году раскопки возглавил Вильгельм Дёрпфельд.

26 Les Fouilks de Delphes. Paris , 1902, etc.

27 Die Ergebnisse der Ausgrabungen zu Pergamon. Berlin, 1880, 1882, 1888. Из трех отчетов живостью изложения отличается отчет Гумана — он непринужденно рассказал и о том, как «семь громадмых орлов кружились над Акрополем, предвещая удачу», и о том, как он «сел на Зевса и омочил свою душу крупными слезами радости».

С конца века все оолее обширной становится литература о iiepra-ме: алтаре, Акрополе, городе в целом. Главное место после предварительных отчетов занимают восьмитомные «Древности Пергама», которые издавались Конце и его сотрудниками в Берлине с 1885 года. Материалы немецкой экспедиции использованы во французском издании Колиньона и Понтремоли, вышедшем в Париже в 1900 году: описание памятников архитектуры пергамского Акрополя сопровождается проектами их реставрации28.

Сведения об архитектуре и градостроительстве других древнегреческих городов М^алой Азии также расширялись и углублялись. После поездки Конце на Лесбос остров в конце 80-х годов был основательно исследован Кольдевеем29. А в Берлинском музее, где в 1889 году место Конце занял Рейнгард Кекуле, по инициативе Гумана был составлен план обследования южной полосы Ионии, где когда-то процветали города Магнесия, Приена, Милет.

В городе Магнесии на реке Меандре наибольший интерес вызывал храм Артемиды, который приписывался Витрувием архитектору Гер-могену. В 1890 году там начались раскопки Берлинского археологического института, в 1891—1893 годах производились работы экспедиции Берлинского музея. Ее возглавлял Карл Гуман, окончательно сменивший профессию инженера-путейца на специальность археолога: университет в городе Грейфсвальде присвоил ему степень доктора, а германское правительство назначило директором зарубежных музеев (Ми-seumsdirektor im Auslande).

Исследование, посвященное Магнесии на Меандре—главный научный труд Гумана,— было напечатано лишь после его смерти30.

После Магнесии Гуман и Кекуле приступили к обследованию Приены, эллинистического города IV века до н. э. Приенский театр был самым ранним из известных науке каменных театров эллинизма, причем большой интерес представляла и планировка города, регулярная (по системе Гипподама) —несмотря на то, что город был расположен на склоне горы: восемь продольных и 16 поперечных улиц делили его на прямоугольные квадраты, равные по площади. Со времен Стюарта и Реветта был известен и храм Афины в Приене, более детально обследованный сотрудником Ньютона архитектором Пулленом (работы Пуллена использовали Тома и Рейе в своем увраже, изданном на средства баронов Ротшильдов). Более основательные раскопки города начались в 1895 году. Уже в следующем году умер возглавлявший их Гуман и руководство перешло к Теодору Виганду. Виганд и его помощник Ганс Шрадер опубликовали результаты систематически проводившихся работ31.

В Милете, одном из древнейших городов Ионии, пережившем свои второй расцвет в эллинистическую эпоху, сохранившиеся остатки архитектуры относились главным образом к сооружениям времени раннего эллинизма (театр, стадион, гимнасий, булевтерий). Работы в совершенно изменившей свой оельеф местности были связаны со значительными затруднениями: Рейе'и Тома добились там незначительных результатов. Тем'ценнее были большие достижения немецкой экспедиции 1899 года.

28 Немецкое издание носит название: AUertumer von Pergamon, I—VIII. Berlin , 1885. Французская публикация озаглавлена : Collignon et Pontremoli. Pergame, restauration et description des monuments de 1'Acropole. Paris , 1900.

29 R. К о 1 d e w е у . Die antiken Baureste der Insel Lesbos. Berlin , 1890.

30 С . Н u m a n n. Magnesia am Meander. Berlin , 1904.

31 Т . W i e g a n d und A. Schrader. Priene. Berlin, 1904.

о них можно судить по обстоятельному труду, подготовленному начальником экспедиции Вигандом и его сотрудниками и напечатанному в 1906 году32.

Из публикаций об экспедициях, проведенных по инициативе Гумана в городах Малой Азии, наиболее ценными для науки и дальнейших исследований были издания, посвященные Приене, где помимо планировки всего города были выяснены планы отдельных жилых домов — одноэтажных и двухэтажных, более богатых, с перистилями, и более скромных, с простыми мощёными двориками.

В последние десятилетия XIX века не менее важные работы проводились и в Афинах. Их значение, отраженное в публикациях, было для истории архитектуры столь же крупным, как и открытия того же времени в Олимпии и Дельфах. В 1870 году Адольф Михаэлис издал посвященный Парфенону труд, в котором сделал попытку обобщения всего достигнутого до того времени наукой33. В 1876 году на средства, предоставленные Шлиманом, была снесена средневековая башня, выстроенная над южным крылом Пропилеев и портившая античный ансамбль. После этого легче было очистить Акрополь от так называемого «персидского мусора», то есть слоя, на котором при Перикле, после опустошения, произведенного персами в 480 году до н. э., были сооружены Парфенон, Эрехтейон, Пропилеи и храм Ники Аптерос. Вт 1885—1891 годах была систематически раскопана вся площадь Акрополяs4.

Работы возглавлял Каввадиас, архитектурной частью ведал Георг Каверау, постоянным консультантом был Вильгельм Дёрпфельд; из других участников работ следует еще раз назвать имена Рихарда Бона и Теодора Виганда. Результаты были огромны. Помимо архаических женских статуй (названных немцами фамильярно «тетки»), были обнаружены следы доперикловского храма Афины-Паллады, были детально обследованы и Пропилеи. Стал ясным план архаического храма, которому Дёрпфельд вернул его древнее название «Гекатомпедон», что значит «Стофутовый» (постройка имела в длину сто аттических футов). Менее убедительным был проект реставрации первоначального вида Пропилеев, составленный Дёрпфельдом и Боном.

Исследование материалов отдельных построек, тщательно проведенное Вигандом, в большей степени способствовало определению хронологии памятников, в частности, было установлено, что один из найденных обломков принадлежал фронтону Гекатомпедона (так называемый фронтон с Тифоном). Дёрпфельд и Бон публиковали результаты своих работ и открытий в «Сообщениях Археологического института»; Виганд посвятил архитектуре Акрополя солидный труд, озаглавленный «Порос», в котором излагались и наблюдения над строительным материалом (как акропольский известняк уступил свое место пирейскому поросу, который в свою очередь был заменен брекчией из окрестностей Афин) 35. После работ в Олимпии обобщающий труд, озаглавленный «История города Афин», напечатал в 1891 году Эрнст Курциус36. В работе преобладает исторический характер, но не оставлены без внимания и вопросы градостроительства и архитектуры — подготовкой к ней служили более ранние труды Курциуса: «Афинский Акрополь» (1844), «Семь топографических

32 Т . W i e g a n d. Milet. Die Ergebnisse der Ausgrabungen und Untersuchungen. Berlin , 1906, u. a.

33 A. M i с h a e 1 i s. Der Parthenon. Leipzig, 1870.

34 План принадлежит греку Стапатакису, умершему в 1884 г.

35 Т . W i е g а n d. Die archaische Poros-Architektur der Akropolis zu Athen. Cas-sel und Leipzig , 1904.

36 E. С u r t i u s. Die Stadtgeschichte von Athen. Berlin, 1891.

карт города Афин» с пояснительным текстом (1ййй) и «Атлас города Афин» (с Каупером, 1878).
  . страницы:
1 6  11 16 21 26  31
2 7 12 17 22 27  
3 8 13 18 23 28  
4 9 14 19 24 29  
5  10 15  20  25  30  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
Миллениум — Ярославль — Диплом — ШтоРаМаг
  . архи.дизайн:
  радизайн 2003  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    ©
А. И. Венедиктов
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz