arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
  Античность Ренессанс и Барокко / История европейского исскуствознания
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн 2003
Архи . форум

Объем накопленных материалов дал, наконец, возможность приступить к составлению обобщающей истории архитектуры античности, соответствующей уровню, достигнутому наукой к концу века. Попытки такого рода в Германии, Франции и Англии относятся примерно к одному и тому же времени (более ранние опыты Куглера и Фергюссона и тогда уже сильно устарели).

Первым выступил с трудом, по-немецки основательным, баденский архитектор Иозеф Дурм. В 1881 году в Дармштадте вышло первое издание его «Архитектуры греков»64. Работа Дурма была первой систематически изложенной историей греческой архитектуры, в которой действительно были учтены все достижения архитектурной науки и для составления которой была проштудирована вся соответствующая литература, начиная с античности. Мало того, автор в предисловии с гордостью писал: «Почти все, сюда вошедшее, я видел собственными глазами, проверил и зарисовал — на полях, покрытых руинами, и в музеях наших больших городов»65.

Многочисленные рисунки Дурма дополняются, кроме того, фотографиями и цветными вклейками. Систематично ведется на 550 страницах д изложение. За историческим вступлением следует описание древней-

62 W. H. G о о d у е а г. Greek refinements. New Haven , 1912.

63 J. Burckhardt. Der Cicerone. Neudruck der Urausgabe. Leipzig , 1925, S. 7.

64 J. Durm. Die Baukunst der Griechen. Darmstadt, 1881.

65 Ibid.

ших каменных сооружений Трои, Тиринфа и Микен. В отдельной главе описаны строительные материалы и их применение, орудия древних строителей, их транспортные средства, организация строительных работ вплоть до их расценок. В следующей большой главе говорится о фундаментах и перекрытиях, там же приводятся все существующие мнения о горизонтальных курватурах (мнение Буркгардта, как полагает Дурм, преувеличенно). В небольшую главу выделено описание городов (главным образом городских стен и ворот со ссылками на древних писателей) . В отдельной главе излагается вопрос о полихромии древнегреческой архитектуры (причем, автор становится на сторону Гитторфа). Центральная глава труда — подробное описание греческих ордеров — занимает более ста страниц тома. Столько же места отведено храмам, после чего следуют главы, посвященные театрам и другим общественным сооружениям, жилым домам и, наконец, мемориальным сооружениям и гробницам. Таково содержание книги, каждая страница которой отражает огромный кропотливый труд, проделанный автором.

Скрупулезно описаны не только постройки и отдельные их части, но и строительные материалы и орудия производства, вплоть до гвоздей и молотков. Все это сопровождается ссылками на других авторов и бесчисленными цифрами обмеров чужих и собственных, иногда с несколькими десятичными знаками. Цифрами собственных обмеров испещрены также рисунки Дурма, который замерял не только архитектурные ордера и детали, но и фундаменты с их курватурами, камни кладки и барабаны колонн, мраморные блоки и кирпичи, штыри и скобы. Следует добавить, что авторские рисунки очень неприятны по манере и плохо сочетаются как с фоторепродукциями, так и с аляповатыми хромолитографиями вклеек.

Книга Дурма выдержала в Германии несколько изданий.

В высшей степени добросовестную, но тяжелую по языку и по объему книгу Дурма читать страницу за страницей невозможно. Она и теперь может быть полезной в качестве справочного материала, но многое в ней уже устарело как в исторических данных, так и в сведениях о памятниках и ансамблях.

Совершенно такой же характер и по содержанию и по внешнему виду носит второй труд Дурма: «Архитектура этрусков и римлян»66. Первое издание вышло в свет в 1884 году. После этого, по сообщению автора в предисловии ко второму изданию (1905), им были совершены поездки для ознакомления с памятниками по Истории и Далмации, Северной Африке, Сирии и Палестине, Италии и южной Франции. Результатом и явилось второе расширенное и дополненное издание, занимающее около 800 страниц текста с иллюстрациями: в нем те же авторские рисунки, дополненные фотографиями и цветными вклейками, то же обилие цифр и мелочное внимание к материалам и конструкциям, то же отсутствие обобщений и собственных концепций.

В 1899 году вышел в свет первый том «Истории архитектуры» Огюста Шуази67. Замысел автора был еще более широким, чем задачи, поставленные Дурмом: уже первый том французской «Истории архитектуры» включает, помимо архитектуры Греции и Рима, архитектуру доисторической эпохи, древнего Египта, Ассирии, Ирана, Индии, Китая и Японии. Но наибольший интерес и значение сохранили занимающие больше половины тома последние его главы: «Доэллинская архитектура», «Архитектура Древней Греции» и «Архитектура Древнего Рима»

66 J. D u r rn. Die Baukunst der Etrusker. Die Baukunst der Romer. Stuttgart , 1884.

67 А . С h о i s у . L'Histoire de 1'architecture, V. I. Paris , 1899. Перевод: О. Шуази. История архитектуры, т. 1, М., 1965.

(во втором томе «Истории архитектуры» рассматриваются и более поздние эпохи). Своей научной добросовестностью Шуази не уступает Дурму. Нельзя не присоединиться к характеристике, данной в предисловии к первому советскому изданию его труда: «Достоинство труда в том, что он всегда основан на непосредственном, личном наблюдении и изучении. Автором была проведена колоссальная работа по обследованию памятников на местах, по внимательному учету всех приемов строительной техники прошлого. Во многом Шуази впервые вскрыл технические секреты классической архитектуры, причем его наблюдательность оказывалась на высоте и там, где приходилось ставить более общие вопросы комплексного изучения архитектуры таких знаменитых историко-художественных ансамблей, как афинский Акрополь»68. Подготовкой к капитальному труду Шуази были такие его литературные работы, как «Строительное искусство древних римлян» (переведенное на русский язык) и «Исследования древнегреческой архитектурной эпиграфики»» Долгие годы он работал над комментариями к Витрувию, трактат которого, сохранившийся, как известно, без иллюстраций, он снабдил собственными рисунками (комментарии и рисунки Шуази использованы в советском издании «Десяти книг» Витрувия).

Трудно, однако, согласиться с таким окончательным выводом в упомянутом предисловии к русскому изданию «Истории архитектуры»:

«В сущности книга Шуази дает не историю архитектуры как искусства... а, вернее,— умно и внимательно написанную историю архитектурной техники, строительного дела, сочетая ее с широким охватом всех известных времен автора памятников»69.

Шуази был инженером-строителем, и он профессионально (но ясно,. без лишних слов и подробностей) рассказывает о строительных приемах и конструкциях древних греков и римлян. При этом он внимательно изучил посвященные архитектуре античности «Беседы» Виолле ле Дюка, мысли и концепции которого он усвоил и развил. Архитектурный ордер греков и римлян он показывает в его развитии, и так же последовательно характеризует храмы и другие постройки (общественные и частные).

В первый том его «Истории архитектуры» вошли и такие разделы:

«Пропорции, перспектива и живописность в греческом искусстве» (где говорится и об оптических эффектах и асимметричности в греческой архитектуре), «Искусство эпохи» (где характеризуются школы греческого искусства и сравнивается состояние архитектуры, изобразительного искусства и литературы в греческом мире). А последний раздел тома озаглавлен: «Архитектура в связи с общей историей и социальным строем». Все это говорит о том, что автор до известной степени претендует и на социологическое объяснение архитектуры и искусства. Если первое удалось ему мало (у Виолле ле Дюка его социологические объяснения тоже 'воспринимаются теперь часто как наивные), то второй цели он достиг в значительно большей степени.
  . страницы:
1 6  11 16 21 26  31
2 7 12 17 22 27  
3 8 13 18 23 28  
4 9 14 19 24 29  
5  10 15  20  25  30  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
Миллениум — Ярославль — Диплом — ШтоРаМаг
  . архи.дизайн:
  радизайн 2003  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    ©
А. И. Венедиктов
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz