arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
  Античность Ренессанс и Барокко / История европейского исскуствознания
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн 2003
Архи . форум

В своих характеристиках отдельных памятников и их ансамблей он обнаружил тонкое чутье художественной стороны архитектуры и глубокое понимание ее исторического развития (достаточно указать на блестящую характеристику ансамбля афинского Акрополя). Этим объясняется большой успех «Истории архитектуры» Шуази, написанной к тому же ясным, и легким языком; о научной добросовестности автора свидетельствует и то обстоятельство, что второе советское издание его «Истории архи-

68 Там же, стр. VI.

69 Там же, стр. V.

тектуры» в 1937 году потребовало очень немного исправляющих и дополняющих примечаний советских специалистов.

В 1902 году вышло в свет в Лондоне первое издание английской истории архитектуры Греции и Рима Вильяма Андерсона и Фене Спирса70. Немецкий труд Дурма и французская работа Шуази, несмотря на многие их различия, имеют и общее: оба автора уделяют большое внимание конструкциям и строительным материалам. Решительно отличается от них английская книга, в основу которой положены .лекции о греческой архитектуре историка искусств Вильяма Андерсона, обработанные после его смерти и дополненные (главами об архитектуре Рима) архитектором Фене Спирсом. Концепция Андерсона, принятая Спирсом, изложена в первой главе книги. Глава начинается с полемики с «морализующими теологами, естествоиспытателями и астрономами», ставящими произведение искусства ниже творений природы. В архитектуре Андерсон усматривает некое стремление к недостижимому и а то же время отражение прогресса цивилизации. Он сравнивает архитектуру с цветком, который прекрасен не только в полном своем цветении, но и в периоды расцветания и увядания. Признается, впрочем, и влияние экономики: так, достижения афинской архитектуры времен Пернкла объясняются «необходимостью распределения по разным каналам накопленных богатств» (а также наличием великих художников). Во всех этих рассуждениях много, разумеется, идеализма, спорна и концепция трех фаз развития искусства и, в частности, архитектуры, которая проводится и в греческой и в римской частях книги.

Достоинство книги в ее доступности для широких кругов читателей. В ней делаются краткие, но выразительные характеристики главнейших памятников от Львиных ворот в Микенах до дворца Диоклетиана в Сплите. Иллюстративный материал составлен главным образом из фоторепродукций, выбор которых не всегда строг и самостоятелен.

Доступность работы Андерсона и Спирса обеспечила ее успех. Книга была переведена на многие европейские языки. Но развитие архитектурной науки шло вперед так быстро, что книга устарела. И ее третье английское издание, вышедшее в свет в 1927 году, было не только расширено и дополнено, но переписано заново виднейшими специалистами (Динсмур переработал греческую часть, Ашби—римскую).

Ренессанс и барокко

Первое издание «Чичероне» Якоба Буркгардта вышло в свет еще в 1855 году71. Книга создавалась в самый короткий срок, на две трети во время путешествия по Италии: она была плодом непосредсг-венного, и можно сказать, вдохновенного восприятия сокровищ итальянского искусства. Ее автор, как он об этом пишет в предисловии, сознательно избегал всякой археологии, не занимался ни критикой атрибуций, ни уточнением хронологии. И поэтому, несмотря на просьбы учеников, увещевания коллег, снисходительные, а порой язвительные замечания педантов-специалистов, он не притронулся больше к «Чнче-

70 W. J. A n d e r s о n and R. Ph. Spiers. The Architecture of Ancient Greece and Rome . London , 1902.

71 Jacob Burckhardt. Der Cicerone. Eine Anieitung zum Genuss der Kunstwerke Italiens. Basel , 1855. Первоначальный текст (Neudruck der Urausgabe или «Ur-Cicero-ne») переиздан в Лейпциге в 1925 г .

роне", великодушно предоставив другим вносить исправления и дополнения в последующие издания.

Изданий было несколько — книга имела большой и заслуженный успех, и получила признание не как путеводитель, каким считал ее автор, а как основополагающий труд по истории искусства Италии, скоро ставший классическим. Но для серьезного и тем более классического сочинения необходимы и точность дат, и правильность атрибуций. Поэтому каждое последующее издание «Чичероне» отличается от предыдущего, и сравнение первого издания 1855 года с девятым изданием 1904 года показывает, насколько продвинулась вперед история искусств. за истекшие полвека.

Уже второе издание «Чичероне» отличалось от первого дополнениями, которые внес в него А. Цан. Под его же редакцией вышло в свет третье издание труда Буркгардта. Немецкий ученый подошел ко взятой им на себя задаче очень осторожно и выполнил ее исключительно деликатно. Оставив нетронутым текст первого издания, он дополнил его сведениями, относящимися по преимуществу к памятникам тех городов, в которых Буркгардт не был совсем или же был проездом. Но уже эти вставки, повсюду помещенные добросовестно в квадратные скобки,. нарушили равновесие отдельных частей книги, сделали ее для карманного путеводителя слишком громоздкой.

Иным, более решительным путем пошел Вильгельм Боде, имя которого, как главного редактора «Чичероне», появляется на титульном листе книги начиная с четвертого ее издания. Главными внешними новшествами четвертого издания были деление труда Буркгардта на два тома (античность была отделена от христианского искусства) и включение дополнений и исправлений в первоначальный текст без особых на них указаний. Текст был изменен и по существу: части, посвященные живописи и скульптуре Средних веков и Ренессанса, были переработаны самим Боде и проверены по известному труду Кроу и Каваль-казелле; в первый том (античность) внес дополнения доктор Флаш, страницы, посвященные раннехристианскому искусству, исправил лондонский ученый Ж. П. Рихтер, некоторые дополнения главы «Декоративное искусство» были сделаны и самим Буркгардтом. Дальнейшие изменения претерпело пятое издание, когда в переработку текста включились Тоде (живопись треченто), Чуди (скульптура кваттроченто) и Геймюллер (архитектура всего Ренессанса). Шестое издание (1893) было последним, вышедшим в свет при жизни автора.

Но оно уже незначительно отличается и от предыдущего, пятого издания и от последующих, посмертных. И, сосредоточив внимание на архитектуре итальянского Ренессанса, то есть ограничив себя рассмотрением области, наиболее близкой швейцарскому ученому, в которую он внес больше всего нового и которой посвящены лучшие страницы «Чичероне», правильно было бы сопоставить именно шестое издание книги с первым. Результат сравнения дает представление не только о прогрессе архитектурной науки и ее обогащении более точными документальными данными, но и об эволюции некоторых взглядов самого Буркгардта, одного из крупнейших представителей этой науки, Буркгардтом была установлена периодизация, действующая в основном до наших дней. Разделив Ренессанс на два периода, он называет временем исканий «собственно Ренессанс», который, по его мнению, продолжался от 1420 примерно до 1500 года. Второй период, длившийся не далее 1540 года, он называет золотым временем новой архитектуры, когда она при решении величайших задач достигала определенной гармонии между формами и декором. С 1540 года ощущаются первые предвестия стиля барокко в одностороннем обращении с массами и пропорциями, в произвольном обращении с деталями.

В последующих изданиях «Чичероне» Боде расширил историческую часть. После сохраненной периодизации в ней перечисляются «мастера самого первого ранга»: Брунеллеско и Альберти, сделавшие два первых гигантских шага, Браманте, сделавший третий шаг, и «неразрывно связанный с ним» Рафаэль.

Главным недостатком всего стиля Буркгардт считает его неорганичность. Но в поздних изданиях «Чичероне» решительность формулировок смягчается: неорганичность не названа там главным недостатком и притом всего стиля, опущены отрицательные примеры из первого издания и заменены непосредственным обращением к «нашим архитекторам», которым напоминается, что «для того, чтобы строить красиво, еще далеко не достаточно строить конструктивно или органично»72. Но главное расхождение во взглядах автора и редактора заключается в том, что Геймюллер (если признать его редактором позднейших изданий «Чичероне») находит уже, в отличие от Буркгардта, подлинную органичность и в некоторых проектах и постройках Браманте и Рафаэля, Леонардо и фра Джокондо.

В дальнейшем текст поздних изданий отличается от первого издания лишь дополнениями.

После введения Буркгардт приступает к характеристике отдельных мастеров и их произведений. Во всех изданиях «Чичероне» сохранен основной методологический принцип (не раз именовавшийся «тройным»), сочетающий подход хронологический, топографический и критический. Метод, в котором архитекторы расположены последовательно по возрасту и городам с критической оценкой их главных работ, также расположенных в хронологическом порядке, особенно искусно проведен в той самой важной по значению и самой обширной по размерам части «Чичероне», которая посвящена архитектуре Ренессанса.

Неприкосновенными оставлены во всех изданиях вступительные слова, как бы задающие тон всему дальнейшему изложению: «Первым, призвавшим снова к жизни архитектурные формы древности после усердного изучения руин Рима и в полном сознании своих намерений, был, как известно, флорентинец Филиппо Брунеллеско»73. Сохранены и афористически краткие характеристики главных построек. Но уже в пятом издании выправлена хронология, исправлены некоторые атрибуции, введены имена сотрудников и исполнителей проектов Брунеллеско.
  . страницы:
1 6  11 16 21 26  31
2 7 12 17 22 27  
3 8 13 18 23 28  
4 9 14 19 24 29  
5  10 15  20  25  30  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
Миллениум — Ярославль — Диплом — ШтоРаМаг
  . архи.дизайн:
  радизайн 2003  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    ©
А. И. Венедиктов
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz