arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Русская цивилизация в памятниках архитектуры
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

  Русский кубический крестово-купольный храм с высоким верхом-главой и закомарами был по своим формам четким символом Небесного Града (как об этом рассказано здесь раньше). А за небесным образом храма всегда маячила мысль о Страшном Суде Господнем, -- что знали все молящиеся в церкви. Мысль эта была заложена, например, в крестном ходе вокруг храма. "Исхождением из храма крестный ход изображал изгнание человечества из рая. По ходу Церковь Ветхого Завета преобразовывалась в Церковь Нового Завета, а возвращение в храм означало пришествие церкви в Небесный Град, преображение Церкви в Церковь Святых на Страшном Суде" (Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителя. 1993, с.63). И хотя идею Конца Мира христиане воспринимали с ужасом (страх Суда Божия, конца земного существования, смерти), она содержала оптимистический шанс в двойственной концовке: для праведников наступит "осьмой" вечный день блаженства в раю, для грешников -- вечного мучения в аду. Конечно, кто праведник выяснят Небесные Судьи, а вот грабители-капиталисты -- это без Суда кандидаты в ад.

Число "25" в верхах, главах, кокошниках храмов или "25" в верхах, в главах, в кокошниках храмов или "25" в количестве самих храмов в городе было лишь последней самой четкой и яркой разработкой темы Второго Пришествия Христа; Горнего Иерусалима, Страшного Суда, Конца Мира, Царствия Небесного в русской архитектуре и градостроительстве феодальной эпохи.

 

Дом Святой Троицы Пскова. Сначала "Дом Божий" в Пскове как храм (хором), согласно легенде, появился около 965 года по инициативе великой киевской княгини Ольги. Его посвящение высшему христианскому Божественному символу -- задолго до общего крещения Руси, -- было естественным, так как на тысячи верст вокруг Пскова простиралась тогда еще языческая "пустынь". Он и потом долго был единственным, уникальным Троицким городским собором, поскольку соборы других крупных городов Руси получили при крещении населения иные посвящения: св. Софии, Спасу, Богородице... И было вполне логично, что псковичи сначала свой храм, а затем и город-крепость (как огороженный храмовый двор) тоже называли позднее "Домом Святой Троицы" Псков, который, судя по житию св. князя Всеволода-Гавриила, был "Якоже Горний Иерусалим" (Степ.кн., XVI в.).

А еще псковичи очевидно знали слова Господа: "В Доме Отца Моего храми мнози соуть"(Ин.14:2; Юрьевск.Ев.,1119). И вот в XIV-XV веках, когда по представлению христиан стал неотвратимо надвигаться всеми ожидаемый к 1492 году Конец Мира, в центре Пскова поднялся белокаменный комплекс "Дома Святой Троицы" из 25 храмов-престолов -- как объект истовой молитвы псковичей.

-- Символ небесных престолов построила троица псковских церковных мастеров: сначала величайший древнерусский зодчий Кирилл, затем его последователи-ученики Еремей и Федор. Строительство храмового комплекса было бесспорно одобрено Псковским Вечем -- высшим органом власти Псковской боярской республики, благословлено и освящено псковским Собором духовенства.

Возведение Дома Святой Троицы было начато с восстановления в 1365-67 гг. обрушившегося ветхого каменного Троицкого собора XII века. Одновременно, в 1367 году на Торгу, перед будущим "Домом" был поставлен как "веха" каменный храм во имя св. Иоанна Богослова -- описателя Страшного Суда, Конца Света, 25 небесных престолов... Затем в 1373 г. было начато строительство других храмов-символов "Дома": в 1374 году во имя нового псковского святого князя Тимофея-Довмонта, к 1376 году -- св. Кирилла Иерусалимского (поставлен мастером Кириллом "в свое имя"!).

В начале XV века и поднялось в центре Пскова 25 храмов-престолов. К 1471 г., семь из них оказались избранными соборными храмами (в них каждодневно велась служба, горели светильники огненные как перед Горним Престолом). Причем, шесть из них были выставлены от шести концов города. 1 2 храмов были поставлены перед Святой Троицей в Дсвмонтовой стене от 12 пригородов Псковской земли (земли Святой Троицу). Семь престолов обрел сам собор Святой Троицы.

-- Символ Страшного Суда был четко проявлен в структуре "Дома, Святой Троицы". Возведение храмового комплекса сопровождалось трансформацией псковской цитадели. В южной части Крома, помимо каменного семипрестольного Троицкого собора, построен к 1425о году уникальный комплекс сооружений Псковского веча -- высшего органа власти Псковской боярско-вечевой республики (9 каменных сооружений). Из Довмонтсвой стены был "выселен" княжий двор, а территория стены превращена в общегосударственный некрополь и застроена 18 маленькими символическими храмами-престолами.

Таким образом, на вечевой площади перед Троицким собором собирались живые псковичи, позади них, в низине Довмонтовой стены находились мертвые. Вече всегда открывалось двумя краткими молитвами о здравии живых и за упокой мертвых. Псковичи располагались перед Святой Троицей всегда "ожидая трубы Архангелевой". Так структура, застройка, символическая композиция псковского Дома Святой Троицы были подчинены идее Второго Пришествия Христова, Страдного Суда и Конца Мира, которые ожидались к 1492 году.

Лит. Мокеев Г. Столичный центр вечевого Пскова. М.,1971; Дом Святой Троицы. «НКР», №9, 1999; Перси Святой Троицы Пскова. «НКР», № 6, 2000; Кирилл Псковский – величайший зодчий древней Руси. «НКР», № 9, 2000. Интернет: http://www.voskres.ru/archiecture .

 

Новгород Великий. В 1386 году "князь великий Дмитрий (Донской) а братом своим со князем Владимиром и со многими силами поиде к Новугороду; и ноугородцы посады пожгли и 24 монастыри по благословению владычню... На Перуни, Юрьев, Рождественыи, Пантелеев, Въскресеньскыи, Благовещеньскыи, Оркаж, Духов, Борисоглебьскии, Николин, Лазорев; а на Торговой стороне: Антонов, Богородицин, Иоаннов, на Болотове, на Ковалеве, Рождественки, Кирилов, на Ситиске, на Лятке, в Нередицах, на Сковородке, в Щитове.., и бысть...много убытка" (НЛ-4, ч.2,в.2,с.34б; ПСРЛ, 31,Мазур., с.90).

Здесь проглядывает мышление новгородцев в русле символа 25 соборных монастырских храмов-престолов, включая первым главный новгородский Софийский архиепископский кафедральный собор, мышление в масштабе всей Новгородской земли - земли Святой Софии (также как в Пскове -- земли Святой Троицы). Причем, даже в 1650 году в Новгородской митрополии числилось 12 пригородов (символика "Апостольской церкви": Христа и 12 Апостолов, идущей от деревянной Софии 991 г. "о 13 версех"), как в псковской Земле Святой Троицы -- 12 пригородов при стольном Пскове XV в. Наличие церкви св. Иоанна Богослова при въезде в Новгород от Москвы позволяет говорить с наличии 25 храмов в самом стольном Новгороде (тема нуждается в особом исследовании, - авт.).

Витебск. Курбский в 3 послании к Ивану Грозному писал: "Исповедаю грех мой, иже принужден бых за твоим повелением Витепское великое место и в нем двадесять и четыре церкви християнских сожещи" Храмы в Витебске появились после крещения населения где-то в XI веке, но число их на посаде было доведено до 24 возможно в XV веке, после того как в соседнем Пскове появился "Дом Святой Троицы".

Калуга. Историк Д.Малинин писал в 1913 году; что в 1685 г. на калужском посаде числилось 24 церкви, причем все они "за исключением трех, были деревянными" (Опыт ист. Путеводит. К., 1992, с.42-43). В. Ханыков привел официальную справку, что столетием позже, в 1785 г. "церквей каменных, кроме монастырских, было 23 и деревянная только одна (на месте которой после была выстроена каменная. (Лет. Калужская. Переизд.1991, с.70). При появившемся в конце XVI века в крепости Троицкого собора, храмов в Калуге было 25. Такой "Дом Святой Троицы" существовал более двух столетий (с конца XVI до XIX века). Образцом для его градостроительной символики очевидно послужил Псков XV века.

Кашин. В середине XVI века город из низины петли реки Кашинки расширился наружу, на окружные горы и выставил там ожерелье из 24 деревянных храмов. В центре, тоже на горе, как над лунным кратером стоял городской собор Воскресения Христова. Символ 25 храмов-престолов продержался в масштабе всего города до XX века, даже после перестройrи деревянных храмов на каменные. Перед городом стояла церковь Иоанна Богослова.

Кола. В 1681 году внутри крепости был возведен грандиозный деревянный собор Воскресения Христова высотой в 36 м. (с 10-этажный современный жилой дом). Он состоял из трех кубоватых храмов, имел 24 главы и еще одну на выстроенной рядом шатровой колокольне. Храмовое 25-главие над Кольской крепостью сохранялось до 1854 года, когда Кола и ее собор были расстреляны и сожжены английским боевым фрегатом во время Крымской войны Англии, Франции и Турции против России. 170 лет собор встречал ликующим многоглавием все корабли Европы в незамерзающей Кольской бухте на берегу Ледовитого океана, представляя здесь Святую Русь на высшем градостроительно-символическом уровне. А неведомые русские плотники-зодчие достигли здесь "небесных высот" в своем творчестве.

Московский Кремль. "Дворец ... обнесен высокой кирпичной стеной: за этой стеной находятся 24 церкви, очень живописные по своим позлащенным главам и большим крестам, которыми большая часть украшена" (Самюэль Коллинс. В кн. «Иностранцы о др. Москве». М., Столица, 1991, с. 330). Иностранец не сам придумал это число, -- он слышал его от самих русских. А 25 храм, очевидно Василия Блаженного, точнее, собор Святой Троицы, стоял перед Кремлем. Другие иностранцы называли приблизительное число храмов в Кремле: "В нем находится более тридцати храмов... Башнеобразные куполы, покрытые вызолоченными железными листами, при солнечном сиянии также сверкают среди замка и наполняют душу зрителя восхищением перед таким великолепием" (Якоб Рейтенфельс. Там же, с. 354-355).

Лит. Мокеев Г. Символ Небесного Града Калуги. «НКР», № 11, 1999; Кашин в святых символах. «Наука и Религия», № 8, 1999; Святые символы Кашина. «НКР», № 1, 2002; Символ Небесного Града Колы. «НКР» № 2, 2000; Расстрелянный Град Небесный. «Наука и Религия» № 5, 2001; Интернет: http://www.voskres.ru/archiecture .

  . страницы:
1  6
2 7
3 8
4 9
5  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
открытки для архитекторов
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © Геннадий Мокеев http://www.voskres.ru
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz