arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Русская цивилизация в памятниках архитектуры
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

  Соловки. Судя по известию летописей под 1558 г. в Соловецком монастыре был построен собор Cпаса Преображения '''о семи верхах". Позднее своды кубического собора с притвором и главами обрушились, а затем восстановлены не по прежнему виду. Исследование старых частей храма реставратором А. Шаровым показало уникальный характер его былой квадратной храмовой крыши. Она представляла собой горизонтальную площадку, обнесенную по периметру коридором. Из боковых стен коридора на площадку выходило 12 врат: по трое с четырех сторон света (символ Небесного Града). В центре же площадки высился восьмигранный храм-придел Святой Троицы, под главкой которого находилось 24 островерхих кокошника (с главой -- 25 огненных символов небесных престолов Судей человечества). Монахи-схимники Соловецкого монастыря очевидно собирались здесь на крыше под открытым небом для тайных молитв Господу не только в полярные дни, но и в долгие полярные звездные ночи, в вечном ожидании Дня Господня и в надежде, что, конечно же, удостоит их Небесного Царства.

Исследования других монастырских храмов Русского Севера позволяют говорить также о наличии в них "горних" обходных галерей. Приделы, размещенные в барабанах глав, монахи обходили крестными ходами в соборе Горицкого монастыря на Шексне, Благовещенской церкви Ферапонтова монастыря, возможно в церкви Архангела Гавриила Кирилло-Белозерского монастыря и др.

Лит. Шаров А. Символы Небесного Града. «НКР», № 8, 2001.

 

Кижи. Исследование Кижского Спасо-Преображенского погоста Л. Лисенко выявило, что на Покровской церкви погоста существовало поначалу 2 главы, а не 10, как ныне. Следовательно, вместо 33 глав (с XVIII века) Кижи имели сначала в конце XVII века 25 глав.

Лит. Лисенко Л. Этапы формирования Кижского ансамбля. Сб. «Архитектурное наследство», № 24, 1975.

 

Вытегра. Исследование церкви Покрова Пресвятой Богородицы возле Вытегры А. Ополовниковым и Е. Ополовниковой также показали, что уникальный 24-главый храм имел еще одну главу на трапезной. К величайшему сожалению, 25-главый деревянный храм был совсем недавно, лет 15 назад преступно сожжен. К счастью, от памятника остались фотографии еще с дореволюционных времен, а также точнейшие обмеры, позволяющие доподлинно восстановить удивительный символ Второго Пришествия Христова, Страшного Суда, Горнего Иерусалима (его 25 небесных престолов), Царствия Небесного.

 

Величайшим памятником Русской цивилизации является древняя Москва. Уникальна она не только неповторимыми национальной самобытностью, своеобразием, архитектурно-градостроительными характеристиками, которые будут здесь кратко оказаны. Она предстает в наше время наиболее сохранившимся русским феодальным городом, ярко свидетельствующим о высочайшем уровне русского градостроительного искусства.

В конце ХVIII - начале XIX вв. Российская империя "тотально" перепланировала все древнерусские города. Их застройку выставили "во фрунт" по геометрическим, "регулярным" планам. Лишь одну Москву не смогли перепланировать, -- слишком огромным и не "подъемным" для такой работы оказался город даже для империи. Перепланировке "не помог" и всеобщий пожар города при очередном нашествии почему-то именно на него Европейской цивилизации в 1812 году.

Полная перестройка и перепланировка столицы по радиально-кольцевой системе была затеяна при Советской власти (проекты I935, I96I, 1971 гг.). Но и это не удалось. За полвека активной "реконструкции" древняя Златоглавая Священная Москва оказалась лишь страшно искалеченной. И все же доныне она сохранила в большей степени свою древнюю веерно-ветвистую систему планировки улиц (на 80%), традиционно-невысокую массовую застройку (65%), эффектную пирамидальную композицию и символику ее составляющих (80%). Что же было наиболее ценным и самобытным в древней Москве?

 

Московские храмы

С конца ХV века Московская Русь, высвободившаяся из под монголо-татарского ига и объединенная в централизованное самодержавное государство, оказалась единственной православной свободной страной на востоке: Сербия, Болгария, Румыния, европейская и малоазийская Греция, Сирия, Палестина подпали под владычество мусульман, Османской Турецкой империи, а западные и южные русские земли захватили католические Литва и Польша. Москва была провозглашена в начале ХVI века "Третьим Римом" как наследница погибшего православного "Второго Рима" -- Константинополя.

Русские зодчие, градостроители живо "откликнулись" на эти крупные политические, идеологические сдвиги и перемены. Столица стала "наполняться" в ХVI-ХVII веках новыми по архитектурным формам церквами, монастырями, крепостными сооружениями. В ней реально оформились в этот период необычные градостроительные символы: Соборной Руси, Воинской славы, Дома Пресвятой Богородицы, Второго Иерусалима, Третьего Рима, Небесного Града, а в центре столицы возникло "Святилище" для общенародных собраний и молитв. По границам Русского государства было выставлено множество опорных каменных городов-крепостей.

Многоглавые храмы. Прежде всего Москва продолжила киевскую традицию возведения многоглавых храмов как своеобразных символов русской державности. Наряду со световыми главами, необходимыми функционально, в ХVI-ХVII вв. на храмах появились главки "глухие", исключительно символические. В Кремле, путем обстройки приделами в сер. ХVI в. стал 9-главым Благовещенский великокняжеский собор, позднее появились 9-главый собор Спаса на Бору, 11-главый Верхоспасский собор, 10-главый собор св. Александра Невского и Бориса и Глеба на Приказах, 10-главый собор Благовещения Богородицы и св. Алексия Митрополита Чудова монастыря. В Китай-городе возникли многоглавый собор Святой Троицы на Рву (храм св. Василия Блаженного, о нем далее особо), 11-главый храм Воскресения на Пяти улицах, а в Белом городе -- 12-главый храм Успения на Покровке...

Ранее здесь говорилось (см. "Три Софии"), как в ХVI-ХVII вв. многоглавые каменные и деревянные храмы окружили своеобразным "ожерельем" всю Русскую землю, явившись настоящими символами Русской цивилизации.

Шатровые храмы. В 1532 г. в Коломенском великокняжеском дворце построили шатровый каменный храм Вознесения Господня, причем "верх" его создали "на деревянное дело". Очевидно, что на Руси и раньше строили (в числе других типов) деревянные шатровые церкви, что традиция их строительства просто продолжилась храмами каменными (с шатром, открытым внутрь). Многие шатровые храмы были многоглавыми.

Белокаменный храм Спаса Преображения в Острове сер. ХVI в., помимо двух приделов по сторонам со световыми главами, получил еще 12 золотых главок в основании шатра (символ 12 Апостолов). 8 главок в основании предполагаемого шатра имела 15-главая ц. Иоанна Предтечи в Дьякове, 8-главой явилась ц. Покрова Богородицы в Медведкове, 9-главым -- шатровый храм Воскресения Христова в Истре, 9-главым был самый высокий шатровый храм св. Бориса и Глеба в Борисовом городке под Можайском.

Москва была "наполнена" в ХVII веке множеством шатровых, шатрово-главых храмов, а особенно -- шатровых колоколен. Еще большее множество каменных и деревянных шатровых храмов окружало Москву, строилось по всей Русской земле.

Ярусные храмы. К 1508 году вместо старой восьмигранной ц. Иоанна Лествичника под Колоколы в центре Кремля зодчий Бон Фрязин возвел башнеобразную восьмигранную ц. Иван Святый под Колоколы высотой в 60 м. В 1600 г. храм-башня был повышен до 80 м., став своеобразным "светильником" Русской православной церкви. В дальнейшем ярусные храмы строили уже не только в форме "восьмерика на восьмерике", но "восьмериков на четверике" иногда в 4-5 ярусов. Такими сказались церкви Владимирской Божией Матери у Никольских ворот Китай-города, Знамения на Воздвиженке, Троицы в Филях, Одигитрии в Сафарине, Троицы в Троице-Лыкове и др. Множество ярусных храмов в деревянном и каменном исполнении появились в ХVII-ХVIII веках во многих городах и весях Московской Руси.

Огненные храмы. С конца ХVI, а особенно в ХVII веках в Москве и Подмосковье было выстроено около 300 "огненных" каменных храмов (включая храмы придельные, надвратные и др.). Это -- бесстолпные церкви с горкой кокошников наверху. Кокошники, -- круглые в виде нимбов или килевидные в виде пламени, -- символизировали огненные небесные силы (ангелов, серафимов, херувимов...), а в целом -- огненный Престол Господень, на котором находился "Сидящий на херувимех" Глава церкви. Строили больше храмов пятиглавых (символ Христа и Евангелистов). При взгляде изнутри храма в центральном барабане главы виднелся из четырех окон световой крест, сквозь который на своде мерцал лик Спасителя. 4 других главки на храме были глухими, символическими.

После Москвы огненные храмы широко распространились по всей Московской Руси, также явившись самыми яркими символами Русской цивилизации.

Литература . Мокеев Г. Системные элементы планировки древней Москвы,

Сб. «Архитектурное наследство», №30, I982; «Московские храмы» в кн. «Москва. 850 лет», t.i, кн.1, 199б,с.124 -134; «Огни Москвы», журнал «Наука и религия», № 7, 2000; «Огненные храмы древней Руси», журнал «НКР», № б, 2001.
  . страницы:
1  6
2 7
3 8
4 9
5  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
открытки для архитекторов
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © Геннадий Мокеев http://www.voskres.ru
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz