arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Русская цивилизация в памятниках архитектуры
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

  Святилище Великой Руси

Седьмым градостроительным символическим объектом Москвы было "Святилище" -- особый пространственный ансамбль в центре столицы. Его составляли Троицкая площадь перед Фроловскими (Спасскими) воротами Кремля (южная половина нынешней Красной площади), Лобное место и собор Святой Троицы на Рву (Покрова на Рву, Иерусалим, храм св. Василия Блаженного). Святилище функционировало 150 лет: с 1550 до 1700 года как место общенародных собраний народа и молитв.

"Форум Третьего Рима". Площадь собраний назвали сначала "Лобной. В 1549 году на ней произошла открытая примирительная встреча первого русского царя Ивана Васильевича (Грозного) и митрополита Макария с бунтовавшим народом. В 1552 году ликующая Москва встречала на площади русское победоносное войско после взятия Казани. Со строительством к 1561 году собора Святой Троицы на Рву с юга от Лобного места, площадь стали называть "Троицкой".

В последующие времена с Лобного места объявлялись царские указы, приговоры преступникам, на священной Троицкой площади с молебнами провожались и встречались русские войска, в Смутное время выставлялись мощи убиенного в Угличе царевича Дмитрия, затем набирались и смещались цари, отсюда отправлялись крестные ходы по крепостным стенам Кремля, Китай-города, Белого Царева города, в некоторые монастыри Москвы.

"Храм под открытым небом". В Уставе церковных обрядов, совершавшихся в Успенском соборе, есть примечательная запись о правилах выхода из Кремля крестных ходов: "И пришед на Лобное место, ставятся с образы на два лика, как на крылосе" (РИБ, III,с.142). Здесь говорится о том, как Святилище завершенное принимает в плане структуру церкви. Самые почитаемые русским народом иконы Успенского собора расставляются возле Лобного места наподобие церковного иконостаса ("как на крылосе").

Но если Троицкая площадь была пространством для молящегося народа, Лобное место -- церковным амвоном с иконостасом, Фроловские ворота -- Царскими вратами, то собор Святой Троицы на Рву символически трактовался как "алтарь", "престол", "напрестольная сень" Храма под открытым небом. Поэтому из многих функций Святилища, культовая была главнейшей. Множество эффектных сцен разворачивалось на священной Троицкой площади во время некоторых церковных празднеств.

"Придите, поклонимся и припадем ко Христу..." Наши благочестивые предки, как свидетельствовал греческий писатель Николай Вулгарий, при пении сего стиха, все повергались на землю, -- даже сами Боговенчанные всероссийские государи (Дмитриевский И. Изъяснение на литургию, с 176). На рисунке Мейерберга 1660 г. показаны "поверженные наземь" стрелецкие полки со знаменами, барабанами, заполнявшие в разноцветных кафтанах Троицкую площадь.

Иностранцев особенно поражал праздник Входа Господня в Иерусалим в Вербное Воскресение, введенный митрополитом Макарием в Москве после Новгорода. Макарий рассказал царю Ивану, как еще в начале IV века император Константин Великий совершал "конюшенное служение": вел под уздцы коня папы Сильвестра, -- заповедав таковое творить и в последующие времена. После молебна на Троицкой площади всего народа перед престолом Святой Троицы, митрополит (позднее патриарх) садился на осля (коня с искусственными длинными ушами), а царь вел его под уздцы в Кремль. Перед иконой Спаса на Фроловских (Спасских) воротах митрополит (патриарх) читал литию городу. Вход в Святые Царские врага приобрел образ входа не в земной, а в Небесный Иерусалим во время Страшного Суда. При остановке хода перед воротами, весь находившийся на Троицкой площади народ падал ниц и все замирало. Православный царь в праздничных одеждах вводил спасенную Церковь в лице возвещали патриарха в Царские врата Небесного Града, о чем немедленно сообщали радостным звоном все московские колокола. (Романов Г. «Москва. 850 лет», т. I, 1996 , с.189).

Праздник Вербного Воскресения праздновался царями, патриархами до конца ХVII века. Помимо него, Г. Романов насчитал 12 великих праздников на Лобном месте, с крестными ходами на Святилище из Успенского собора Кремля.

Литература: Мокеев Г. «Святилище Великой Руси», журнал «НКР», № 10, 1999 . «Макариевские Чтения», вып. VIII. Можайск, 2001.

 

Престол Святой Троицы Москвы

В Пискаревском летописце записано: "О Троице на Рву... Повелением царя Ивана зачата делати церковь обетная, еже обещася во взятье казанское: Троицу и Покров и семь приделов, еже имянуется "на Рву". А мастер был Барма с товарищи. И прииде царь на оклад той церкви с царицею Настасиею и с отцем богомольцем Макарием митрополитом и принесоша образы чюдотворные многия.., и стали молебны совершати и воду святити. И первое основание сам царь касается своима руками..." (ПСРЛ, 34, под 1560 г.).

"Народное диво" (И. Забелин), "ультра национальное произведение" (нем. исслед. Куглер) было построено в виде градоподобного храма. Образ его был взят из Пскова, где Дом Святой Троицы замыкал улицы Великую и Кстовскую шатровой колокольней 1465 года на Персях Крома и группой храмов Довмонтова города под ней. Иными словами, все три храмоздателя московского собора Святой Троицы видели силуэт "храма Василия Блаженного" еще до середины ХVI века в центре Пскова. Ведь юный Иван Васильевич был в Пскове в 1546 году, Макарий был архиепископом Новгорода и Пскова, Постник Яковлев по прозвищу "Барма" строил тогда каменную стену и башни Полонища.

Московский собор Святой Троицы на Рву был составлен из новых, самобытных типов церквей, родившихся в Москве ХVI века ("совокупность типов" -- И. Забелин).

Многоглавие собор получил сразу при строительстве. Помимо 9 основных глав на 9 приделах, 8 малых символических главок было поставлено в основании шатра центрального Покровского придела, 4 малых главки имелось возле главы Входоиерусалимского придела и 4 главки -- на двухэтажной храмовой звоннице. Все 25 глав были покрыты сначала белым железом, потом в конце ХVI века их сделали узорчатыми медными, которые в начале ХVII века при Борисе Годунове позолотили. Как стожары собор сверкал огненными бликами в центре Москвы, обозначая здесь место ее Святилища.

Шатровый храм Покрова Пресвятой Богородицы был также и многоглавым (с указанными 8 главками). Кстати, основание шатра -- звездчатое, символизирующее божественный восьмиконечный нимб, причем шейки главок стояли на верхнем ярусе 24 круглых нимбов-кокошников, символизировавших 24 небесных Судьи человечества.

Ярусные храмы, наподобие Ивана Великого, стоят по кресту с четырех сторон центрального Покровского придела. Вначале они выглядели выше и стройней, так как соборные лестницы около них были сначала открытыми.

Огненные храмы с круглыми кокошниками стоят по диагональному кресту с четырех сторон центрального придела. Среди огненных храмов Москвы они появились здесь одни из первых.

Как многие русские храмы, собор Святой Троицы на Рву имел несколько посвящений, отражавшихся в его названиях. Первое -- Самой Божественной Троице: Ей посвящен главный восточный придел. Кстати, на всех планах Москвы ХVII века собор назван Троицким. Второе посвящение -- Покрову Пресвятой Богородицы (собор Покрова на Рву). Третье -- Входу Господню в Иерусалим (собор в ХVII в. называли просто "Иерусалим"). Четвертое -- святым, во дни которых "была Божия помощь и победа православному царю над бусурманы". Пятое -- обетное, "еже обещася" царь Иван поставить храм, если будет взята Казань, ликвидирован смертоносный мусульманский полумесяц с востока и юга Руси. Шестое -- народ, по дополнительному приделу 1588 года и мощам юродивого в нем, назвал позднее храм "св. Василия Блаженного". Наконец, седьмое посвящение -- "архитектурно-символическое" (24 нимба-кокошника в основании шатра и главы на нем; 25-главая композиция "напрестольной сени" Храма Москвы под открытым небом). В христианской числовой символике 25 храмовых глав или кокошников знаменуют 25 небесных престолов Судей человечества, которые должны явиться в Горнем Иерусалиме в день Страшного Суда ("Поставлены были престолы и воссел Ветхий днями.., Судьи сели и раскрылись книги..» /Деян.7, 9, 10/; "И вокруг престола двадцать четыре престола, а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих златые венцы" /Отк. 4,2-4/).

Собор Святой Троицы Москвы, по общей идее храмоздателей: царя Ивана Грозного, св. митрополита Макария, гениального зодчего Постника Яковлева по прозванию "Барма", явился не просто памятником в ознаменования Второго Пришествия Христова, Страшного Суда и Конца Света. Он действительно явился величайшим памятником архитектуры Русской цивилизации.

 

+ + +

Памятники эсхатологии древней Руси -- величайшие святыни нашего народа. Из них архитектурных объектов сохранилось три: каменные храм св. Василия Блаженного и Соловецкий Спасо-Преображенский собор (оба середины ХVI века), а также деревянный ансамбль храмов Кижского погоста (в перестроенном виде). "Погибли" уникальные деревянные Кольский и Вытегорский соборы. Памятники градостроительного искусства не сохранились: это каменный "Дом Святой Троицы" Пскова, деревянное "храмовое ожерелье" Кашина. Лишились "символической полноты" златоглавый Кремль Москвы и храмовый комплекс Калужского посада (не исследовались в символическом отношении Новгород, Витебск и другие города).

Памятники эсхатологии возводили величайшие русские зодчие: Кирилл Псковский с последователями Еремеем и Федором, Постник Яковлев по прозванию "Барма", Федор Конон по прозванию "Конь", другие безвестные зодчие, церковные мастера и градостроители.

Об идее Конца Света еще в 1919 году всеобъемлюще и хорошо написал священник Сергий Дурылин: "Церковь Православная считает высокой добродетелью в человеке "память смертную"... Нужно ли говорить, что это одна из самых непонятных, самых странных добродетелей... При "памяти смертной", обращенной в мир, невозможно верить в бесконечность мирового процесса, в бесконечный прогресс общественный, культурный и т.д., в возможность социального, все рано какого: экономико-социального или религиозно-социального рая на земле...

Культура личности и общества, построяемая на "памяти смертной", не знает высоких самооценок, не склонна ни к какому оптимистическому проектированию на будущее: она молчалива, внутренне сосредоточенна.. "Память смерти" в истории, государственности, в историческом процессе Вселенной есть память гибели цивилизаций, о крушении народов и государств, о неизбежном оскудении всех мировых исторических сил, о конце всемирной истории..." ("К Свету", М., № 13, 1994,с.27).

Христиане отвергли идею смерти. Оптимисты стали надеяться на то, что праведники после Страшного Суда обретут "райскую жизнь и вечное блаженство в Царстве Божием", грешникам уготован "ад и вечные муки". Остальное (не христианское) население земли с Концом Мира очевидно обречено на исчезновение.

Памятники эсхатологии древней Руси -- это памятники человеческого оптимизма, смутной надежды русских православных людей на вечность человеческого бытия, веры в то, что при Конце Мира они спасутся. "Блажен, кто верует". Но... "Тайна сия -- велика есть"!
  . страницы:
1  6
2 7
3 8
4 9
5  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
открытки для архитекторов
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © Геннадий Мокеев http://www.voskres.ru
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz