arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

  МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ

МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ - (от лат. Mauritania - древнеримское название области в Северо-Западной Африке от mauri, греч. mauros - темный) - нео-стилъ в европейском искусстве второй половины XIX в. В отличие от искусства мавров (чернокожих людей, арабов и берберов, так их называли в средневековье) термин "мавританский стиль", во избежание путаницы, следует относить к эпохе Историзма и неостилей XIX в.
Появление мавританского стиля (правильнее - неомавританского связано с движением национального романтизма, охватившего страны Европы в период после наполеоновских войн, а его корни можно найти в увлечении экзотикой Египта периода наполеоновского Ампира. Египет с XII в. находился в сфере арабо-мусульманской культуры, поэтому открытие европейцами египетского искусства в начале XIX в. , после Египетского похода Бонапарта 1798-1799 гг. , сопровождалось знакомством с экзотикой арабского Востока. Однако отчетливо мавританский стиль проявился в архитектуре, оформлении интерьеров и мебели только во второй половине XIX в. Он был эклектичным, так как наряду с "мавританскими" включал элементы сирийского, индийского, персидского и даже китайского искусства. После второй Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в русском искусстве усилилось влияние форм искусства мусульманской Турции. Во дворцах и частных особняках периода Историзма престижным считалось оформлять курительные и кофейные комнаты в "восточном вкусе", ванные оформлялись под мавританские серали. По проекту архитектора А. Брюллова в Зимнем дворце е Петербурге в 1839-1840 гг. была создана ванная комната в "мавританском стиле". Она не сохранилась, но запечатлена на акварели Э. П. Гау в 1870 г. Многие интерьеры получали название "Альгамбра". Этот смешанный стиль, отчасти подготовивший эклектику Ар Деко 1920-х гг. , иногда именовали "стилем сарацинов" (от лат. saraceni - античное прозвание жителей Аравии). Другое название - "стиль мореск" (от франц. moresque - мавританский). В конце XIX в. здания синагог в разных странах также строили в "мавританском стиле". В мавританском стиле построен большой доходный дом князя А. Мурузи в Петербурге между Литейным проспектом и Басковым переулком. Мода на "стиль морески" сохранялась и в период Модерна 1890-1910-х гг. Интересным примером мавританского стиля в русской архитектуре этого периода является особняк А. А. Морозова на улице Воздвиженке в Москве.

Власов В.Г.
Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства
В 8т.Т.1.-СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.

 

МАКАРТА СТИЛЬ, "МАКАРТЙЗМ"

МАКАРТА СТИЛЬ, "МАКАРТЙЗМ" - ироничное название моды на эклектическое оформление жилого интерьера, распространившейся во второй половине XIX в. Название связано с именем австрийского живописца исторического и портретного жанров Ханса Макарта (Н. Makart, 1840-1884). Произведения Макарта отличают салоннисть, академизм, вычурность, напыщенность. С 1879 г. X. Макарт - профессор исторической живописи венской Академии художеств. Его картины имели огромный успех, а интерьер ателье, в котором художнику позировали знаменитости, породил моду на оформление аристократических гостиных "в стиле художественного ателье" или "стиле Макарта". Непременными аксессуарами подобных "вещных" интерьеров считались огромные букеты искусственных цветов ("букеты Макарта"), пальмы в кадках, тяжелые драпри, плюшевые занавеси, вносившие "элемент таинственности", чучела животных, помост, "тронное кресло". С "макартизмом" связывают также моду на поддельные украшения, мебель в грубом псевдоренессансном, восточном и иных неостилях с обилием резьбы и позолоты, развешанные по стенам музыкальные инструменты, и экзотическое оружие

Власов В.Г.
Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства
В 8т.Т.1.-СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.

 

МАНЬЕРИЗМ

МАНЬЕРИЗМ - (итал. manierismo - вычурность, манерничанье) - течение в западноевропейском, главным образом итальянском, искусстве 1520-1590-х гг. Возникло и развивалось вследствие кризиса идеалов "Высокого Возрождения" в Италии. Термин "maniera" стал приобретать специфическое значение уже к середине XVI в. Венецианские живописцы употребляли словосочетание "maniera nuova" (итал. "новая манера") для обозначения стиля работы современных художников в отличие от старшего поколения, основателей венецианской школы - Дж. Беллини, Джорджоне и подразумевали под этим определением более свободную, раскованную манеру исполнения. Джорджьо Вазари, автор "Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550), использовал слово "манера" как синоним понятия "стиль". В этом же смысле пользовались термином "maniera" итальянский живописец и теоретик Классицизма Дж. П. Беллори, а также р. Фреар де Шамбрэ, К. Ч. де Мальвазиа. В 1789 г. аббат Л. Ланци, хранитель галереи Уффици во Флоренции, в полемике о спиритуалистическом (церковном) и гедонистическом (светском) искусстве для обозначения кризисных тенденций предложил слово "manierismo". Знаток нидерландской живописи М. Фридлендер в 1915 г. применил определение маньеризма (нем. Manierheit, англ, mannerism) к кризисным тенденциям в развитии живописи нидерландской школы второй половины XVI в. В качестве типичных признаков маньеристической живописи М. Фридлендер выделил пристрастие к:

- удлиненным фигурам,
- экзотическим костюмам персонажей,
- аффективным жестам,
- ярким, контрастным тонам. Подобные наблюдения относятся и к другим периодам развития искусства.

Один из самых удивительных примеров - рельеф храма Бела в Пальмире (32 г. н. э. ) с изображением фигур храмовой процессии, лица которых трактованы как орнаментальные завитки. Подобную трансформацию невозможно объяснить только подчинением изображения орнаментальным задачам. Эллинистическое искусство IV-I вв. до н. э. в целом несет в себе качество маньеристичного мышления. Аналогичные черты можно наблюдать в искусстве "сербо-македонского маньеризма" конца XII в. Произведения этого времени отличает беспокойная экспрессия, взволнованность, вытянутые хрупкие фигуры с изломанными угловатыми контурами. К маньеризму близки жанры гротеска, каприччи. Возникает сложная Для искусствознания проблема разделения понятий маньеристических тенденций, действующих в истории искусства постоянно, и Маньеризма как конкретно-исторического явления в искусстве Италии второй половины XVI в. Эта проблема аналогична спорам вокруг терминов "классицизм" и "романтизм". В самом общем смысле маньеризм характеризуется превалированием формы над содержанием. Вследствие стремительного развития искусства, которое наблюдалось в эпоху Итальянского Возрождения, новые идеи не успевали за формой, пластическая избыточность, изысканность, изощренность становились самоцелью. Художники в вынужденной конкуренции друг с другом начинали прибегать к внешним эффектам, демонстрации мастерства, виртуозной техники, оригинальности манеры. На этом фоне еще острее выступали скудость замысла, эпигонство, вторичность, подражательность, стилизация и эклектика. В Маньеризме отчетливо ощущается усталость, исчерпанность внутренних источников. Поэтому главная причина возникновения итальянского Маньеризма в XVI в. - исчерпанность ренессансных идей. X. Вёльфлин в 1922 г. писал о том, что не случайно Маньеризм получил мощное развитие в Италии, где "культ пластики обнаженного тела был особенно развит... В движении фигур у Леонардо и Микеланжело... каждое мгновенье грозит перейти в искусственность и манерность". Здесь можно вспомнить, что и Дж. Вазари в XVI в. критиковал живописцев кватроченто (XV в. ) за излишнюю строгость, графичностъ, скованность формы (итал. aspro a vedere - "жестко для зрения"). Изобразительное искусство эпохи Возрождения неумолимо развивалось в сторону живописности, экспрессивности, динамичности формы. На какое-то мгновение Рафаэль сумел дать идеальные образцы пластического равновесия и гармонии, но в 1520 г. Рафаэля не стало и образовался вакуум, который заполнили его слабые ученики. Казалось, вот-вот появится новый Рафаэль, но этого не случилось. Так же внезапно закончилось в 1530-х гг. Северное Возрождение. Искусство Ренессанса идеалистично, несбыточно, оно не соответствовало исторической реальности. Этим, прежде всего, объясняется внезапный крах ренессансных художественных идеалов. С таким трудом достигнутая на рубеже XV-XVI вв. гармония содержания и формы, изображения и выражения, тектоники и пластики, объема и цвета стала распадаться. Художники были вынуждены заниматься поисками иной выразительности - эстетизацией отдельных элементов формы: линии, силуэта, красочного пятна, текстуры, экспрессии штриха и мазка. Красота отдельной детали становилась важнее целого. Это был период распада целостности мировоззрения и художественного мышления. Однако величайшая по художественным достижениям эпоха Возрождения создала и выдающийся Маньеризм. Можно сказать, что три гиганта Возрождения - Леонардо, Микеланжело и Рафаэль - определили три различных пути дальнейшего развития европейского искусства. Леонардо да Винчи в поздний период творчества (1507-1519 гг. ) вместе со своими учениками "леонардесками" во многом способствовал развитию интернационального Маньеризма. Рафаэль и его "рафаэлески" в 1508-1520 гг. в Риме создавали академизм. Гениальный Микеланжело в последние годы (1534-1564) открывал новый стиль Барокко. Существуют две концепции развития искусства в постренессансный период.
  . страницы:
1  6  11
2 7  
3 8  
4 9  
5  10  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
открытки для архитекторов
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © DMS Construction
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz