arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

  Движение фигур чаще всего не мотивировано смыслом, сюжетом, оно подчиняется орнаментальной идее, декоративному ритму "змеевидных линий". Если ранее в классическом искусстве Возрождения движение, порыв отражали общую идею композиции и связывали фигуры между собой в изобразительном пространстве, то теперь движение замыкается в пределах одной фигуры, что и придает ей странно мятущийся, беспокойный характер. Пространственно-смысловые связи рвутся, композиция читается с трудом. Для сравнения: в искусстве Барокко формальное движение, динамика вновь обретают композиционный смысл, хотя и отличный от искусства Классицизма. Специфически-маньеристскую динамику, таким образом, можно определить в качестве переходной от тектоничной в искусстве римского классицизма периода Высокого Возрождения к атектоничной периода Барокко. Возникают и откровенно формалистические композиции, так называемая кубическая система, в изображении фигуры человека. По утверждению маньериста Дж. П. Ломаццо, идея рисовать фигуры "кубиками" принадлежит ломбардскому живописцу раннего Возрождения Винченцо Фоппе, затем этой идей воспользовались А. Дюрер, А. Альтдорфер, Х. Хольбайн. Однако в рисунках названных художников "кубизм" объясняется стремлением изучить ракурсы человеческой фигуры в перспективе, что коренным образом отличает их произведения от внешне похожих опусов маньеристов Л. Камбьязо и Дж. Брачелли. Следующая черта маньеристического искусства - повышенное внимание к качеству поверхности и тщательной отделке деталей в ущерб целому. Таково творчество выдающегося мастера Бенвенуто Челлини (1500-1571) - скульптора, ме дальера, гравера, ювелира и писателя. При кажущейся классичности скульптурные произведения Челлини отличают дробность и "отдельность" трактовки мелких декоративных деталей, чего никогда не наблюдалось у Донателло или Микеланжело, великих скульпторов, которым Челлини старался подражать. Не случайно после отливки статуй из бронзы Челлини полировал их поверхность, украшая ее чеканкой и гравировкой как большое ювелирное изделие.

Своеобразно проявлялись маньеристические тенденции в искусстве XVI-XVII вв. севера Европы, прежде всего, в Нидерландах, а также во Франции, в Чехии, Польше и Германии. В искусстве Германии влияния Итальянского Возрождения и Маньеризма сочетались с национальными готическими традициями, отсюда странное название: готический маньеризм. При использовании слова "маньеризм" в качестве термина, означающего период в развитии искусства Италии 1520-1590 гг. , т. е. локальное и относительно кратковременное явление, можно понимать под ним определенный тип и стиль культуры - Маньеризм с прописной буквы. Однако его нельзя называть художественным стилем, поскольку в искусстве Маньеризма отсутствует целостность стилистических качеств и единство принципов формообразования. В более широком значении маньеризмом называют, например, такое яркое явление в искусстве, как венецианское стеклоделие, где композиция подчиняется одной главной идее - технической изощренности, виртуозности: поразить, удивить так, чтобы никто не мог догадаться, как это сделано! Таким же маньеризмом является творчество аугсбургских и нюрнбергских златокузнецов-ювелиров, в первую очередь "немецкого Челлини" Венцеля Ямнитцера, его сыновей и внука Кристофа. "Редкостное и замысловатое" стало главным эстетическим критерием в работе этих мастеров. Ради демонстрации фантазии и техники, удовлетворения вкусов богатых заказчиков, приобретавших дорогие курьезы для своих кунсткамер, художники-ювелиры искали новые материалы и технические приемы, сочетали золото, серебро и драгоценные камни с жемчугом и кораллами, перламутром и черным деревом. В моду входили диковинные, экзотические вещи: наутилусы, "кокосовые" и "виноградные" кубки. Архитектоника, логика построения композиции, уступала место произволу, причудам мастера и заказчика. В истории искусства, несмотря на отдельные замечательные произведения, Маньеризм оказался временным, переходным явлением, разрушив классику Итальянского Возрождения и не создав своего художественного стиля, - течением без прошлого и будущего.

Власов В.Г.
Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства
В 8т.Т.1.-СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.

 

МАРГИНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

МАРГИНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - искусство, вынесенное на обочину жизни, по форме и содержанию далекое от актуальных идей, художественных направлений, течений и стилей, определяющих "стиль эпохи". Поэтому маргинальным называют прежде всего дилетантское творчество претендующих на официальный статус самодеятельных, не имеющих специального образования художников. В этом смысле наивное искусство народных умельцев, имеющее иные, отличные от академических основы и принципы формообразования, не следует называть маргинальным. Маргинальным по сути является так называемое подпольное искусство, авторы которого демонстративно противопоставляют себя общепринятым нормам поведения. Любые формы авангардного искусства (в отличие от модернизма) также маргинальны, но в этом случае термин "маргинальный" приобретает негативный оттенок, поскольку им обозначается факт отрыва от художественной традиции, противопоставления авангардистом своего творчества вечным духовным ценностям. От этого разрыва страдает прежде всего само маргинальное искусство. Каким бы дерзким, новаторским, интересным, с формальной точки зрения, оно ни было, маргинальная ущербность содержания неотвратима. В другом смысле, с откровенной иронией, маргинальными называют многие формы искусствознания - творчество людей, получающих знания об искусстве со стороны, из вторых рук.

Власов В.Г.
Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства
В 8т.Т.1.-СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.

 

МАРИИ СТИЛЬ

МАРИИ СТИЛЬ - (англ. Mary style) - в истории английского искусства - переходный историко-региональный художественный стиль от "стиля реставрации Стюартов", или английского Барокко, к стилю королевы Анны - английского Классицизма с элементами Барокко. Совпадает с временем правления герцога Вильгельма III Оранского и его супруги королевы Мэри (1689-1702). Другое наименование - "стиль Уильяма и Мэри" (William and Mary style). Иногда стиль Марии не выделяют из периода английского Барокко, однако он имеет свои особенности. В это время продолжали работать выдающийся архитектор К. Рен и его ученик Н. Хоуксмур, завершалось строительство и внутреннее оформление грандиозного собора Св. Павла в Лондоне и Госпиталя в Гринвиче. В 1689-1694 гг. К. Рен для Уильяма и Мэри пристроил южное и восточное крылья к дворцу Хэмптон Корт близ Лондона. Архитектор планировал и более основательную перестройку этого загородного дворца по образцу французских ансамблей в Во-ле-Виконт и Версале, а также построек Л. Лево в парижском Лувре. Своеобразный переходный стиль от английского Барокко к Классицизму развивали далее архитекторы Джеймс Гиббс (1682-1754) и Уильям Тэлман (1650-1719). Аналогию подобному развитию можно увидеть несколько позднее в истории русского искусства середины и второй половины XVIII в. Вильгельм Оранский, статхаутер Голландии, был протестантом. Этот факт способствовал притоку в Англию эмигрантов из Франции, гугенотов, вынужденных бежать из страны после отмены Нантского эдикта в 1685 г. Так, выдающийся мастер Даниэль Маро Старший (1663-1752), гугенот, архитектор, рисоваяьщик-орнаменталист, гравер и декоратор "Большого стиля", эмигрировал из Парижа в Гаагу, в Голландию. Там в 1686-1687 гг. работал при дворе Вильгельма Оранского, а позднее, в 1695-1698 гг. - при дворе Оранского в Лондоне. Маро Старший сумел разработать оригинальный стиль на основе элементов стиля Людовика XIV, как и Ж. Верен, предвосхитив французский стиль Регентства 1715-1720 гг. Даниэль Маро Старший распланировал в регулярном французском стиле парк дворца Хэмптон Корт, оформлял интерьеры дворца, делал рисунки мебели, каминов, тканых обивок, резных деревянных панелей. Характерный прием художника - соединение мотивов маскарона, гирлянд и трельяжной сетки с картушами и барочным обрамлением. В 1702 и 1712 гг. в Голландии, в Амстердаме, издавали альбом гравюр под названием: "Произведения Д. Маро, архитектора Вильгельма III" с лучшими образцами "стиля Уильяма и Мэри". Стиль, созданный Д. Маро, в Англии в дальнейшем иногда называли "стилем Маро", или "Большим Маро". Его основные черты получили дальнейшее развитие в георгианских стилях. В 1698 г. Д. Маро вернулся в Голландию. Его сын, Даниэль Маро Младший (1695-1769), родился в Лондоне, позднее во Франции он сумел стать одним из ведущих мастеров французского стиля Регентства и Рококо.

Власов В.Г.
Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства
В 8т.Т.1.-СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.

  . страницы:
1  6  11
2 7  
3 8  
4 9  
5  10  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
открытки для архитекторов
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © DMS Construction
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz