arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

  В Петербурге - по крайней мере в екатерининскую эпоху - каждый работал за свой страх, отвечая за свой вкус и сохраняя в полной мере индивидуальность; в Москве, напротив того, каждый неизменно получал привкус московской школы". Петербургская архитектура индивидуальна, в ней даже по отдельным мелким деталям легко опознать автора здания. В Москве отчетливо проявилась тенденция нивелирования стиля. Даже в документах не всегда называли имя зодчего, а наблюдение за строительством на любом этапе с легкостью передавали от одного архитектора к другому. Петербургский стиль строже, логичнее. "Средний москвич все время работал под прикрытием школы... Отсюда легкость и эластичность его творчества, так предательски часто переходящие в разгильдяйство, в нелогичность, временами в прямой сумбур. Зато едва ли где-либо рассыпано в архитектуре столько чисто живописных красот, столько восхитительных кусков и столько сочных деталей, сколько видишь их в счастливо уцелевших до наших дней уголках Москвы". Патриархальность московской жизни, живописность местности определили две разновидности традиционной композиции типа "усадьба в городе". В первой усадебный дом вынесен на "красную линию" улицы, а весь комплекс построек находится в глубине, "в огороде", за домом. Во второй разновидности дом, окруженный выступающими вперед флигелями, располагается в глубине двора и отделяется от улицы решеткой с парадными воротами. Основоположником московской архитектурной школы считается князь Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774), ученик И. Мичурина. С 1745 г. Д. Ухтомский наблюдал за строительством всей Москвы. В 1749 г. основал Архитектурную школу, из которой впоследствии вышли выдающиеся зодчие Матвей Федорович Казаков (1738-1812) и Александр Филиппович Кокоринов (1726-1772). С 1751 г. школа занимала две комнаты в Охотном ряду в Москве, там осуществлялось проектирование и одновременно обучение. Имелись библиотека и зал для хранения макетов построек. Питомцев школы не посылали за границу, а обучали по увражам. Именно так, по гравюрам трактата Ж. -Ф. Блонделя Старшего, сформировал свой стиль М. Казаков. Однако, в отличие от петербургского Классицизма, московская архитектура органичнее связана с традициями древнерусского зодчества и "узорочья" XVII в., С 1762 г. главным архитектором Москвы был Карл Иванович Бланк (1728-1793), в 1787 г. его сменил И. Еготов. В 1775 г. специальным департаментом Комиссии для строения был утвержден генеральный план строительства Москвы, по которому сохранялась старая кольцевая система улиц, но упорядочивался центр вдоль стен Кремля и Китай-города. Лучшие постройки московского классицизма связаны с именем М. Казакова. Для этого архитектора типичны центрические композиции типа ротонды с куполом, как, например, здание Сената в Кремле (1776-1788) или здание Московского университета (1786-1793), спланированное по типу "усадьба в городе". Храмы М. Казаков также возводил в виде ротонд с колокольнями на одной вертикальной оси. Некоторая странность подобных композиций и эклектичность приемов обращают на себя внимание человека, воспитанного на ясной гармонии петербургской архитектуры. Однако подобные странности в творчестве Казакова сочетаются с удивительно тонкой, изящной прорисовкой элементов декора - орнаментов, лепных рельефов в интеръерах и на фасадах зданий. К характерным памятникам московского классицизма относятся дом И. И. Юшкова на Мясницкой улице (конец 1780-х гг. , приписывается В. И. Баженову) с ротондой на углу (в 1844-1917 гг. в этом здании размещалось Московское Училище живописи, ваяния и зодчества) и дом П. Е. Пашкова (1784-1786, архитектор В. И. Баженов) с трехчастной планировкой фасада и бельведером в центре (в 1861-1867 гг. в этом доме находился Румянцевский музей). Стиль московского классицизма распространялся в подмосковных загородных усадьбах: Юсуповых в Архангельском, Шереметевых в Останкино и Кусково, Демидовых в Петровском-Алабино. Похожие усадебные дома возникали в Валуево, Вороново, Братцево, Николъском-Гагарино, Остафъево, Поливанова. В подмосковных усадьбах традиционный деревянный сруб соединяли с классическими колоннами - вертикально поставленное бревно обшивали фанерой, обтягивали холстом и покрывали слоем беленой штукатурки. Ренессансную рустовку и муфтированные колонны имитировали досками. Композиция дополнялась треугольным фронтоном, мезонином, гипсовыми львами перед подъездом. Все происходило так просто и естественно, что помещичьи дома, напоминающие миниатюрные древнегреческие храмы, никого не удивляли: В мои ж года хорошим было тоном Казарменному вкусу подражать, И четырем или осьми колоннам Вменялось в долг шеренгою торчать Под неизбежным греческим фронтоном. Во Франции такую благодать Завел в свой век воинственных плебеев, Наполеон, - в России ж Аракчеев. (А. К. Толстой. "Портрет". 1872-1873) Несмотря на иронию, звучащую в этих строках, можно говорить всерьез не о мимолетной моде, а о формировании национальной школы русской классицистической архитектуры. Здания ставились широко и свободно, гармонируя с окружающей природой: "По всей России забелели колонки "дворянских гнезд" и "домиков с мезонинами". И колонны так слились с окружающими их березками и так кстати пришлись к линиям русских овражков, что постепенно превратились в несомненное русское достояние и даже в какую-то исключительно русскую принадлежность сельской природы". Историк архитектуры В. Курбатов также отмечал национальные черты московского классицизма, его широту, мягкость и то, что он "менее рационален, чем петербургский... здания там раскидывали широко и любили затейливые украшения в виде крылечек, наружных лестниц, ниш на фасаде... " Типичную московскую усадьбу в городе описывает М. Загоскин: "Деревянный дом... построен на двенадцати саженях, оштукатурен и снаружи и внутри, с большим мезонином, на фронтоне которого как жар горит вытиснутый на латуни герб... Весь дом окрашен в бледно-палевый цвет, исключая различных орнаментов, которые покрыты белою краской. Перед домом обширный двор с двумя воротами, из которых одни всегда заперты; на воротах неизбежные алебастровые львы. Позади дома сад на трех десятинах, с порядочным прудом и красивой беседкой". После Отечественной войны 1812 г. и пожара в Москве 2-6 сентября выгорело две трети города. В 1813 г. была организована Комиссия для строения города Москвы, в которую вошли архитекторы О. И. Бовё, В. П. Стасов, Д. И. Жилярди, В. И. Гесте, А. Г. Григорьев и другие. Комиссию возглавил Осип Иванович Бове (1784-1834), сын итальянского живописца Ббва, родившийся в Петербурге, ученик Ф. Кампорези, М. Казакова и К. Росси. Бове разработал планировку центральных площадей Москвы, он является автором проекта здания Большого театра (1821-1824; рис. ),

Александровского сада у стен Кремля и триумфальной арки у Тверской заставы (1826-1834). Значительный вклад в строительство "послепожарной" Москвы внесли Доменико (Дементий Иванович) Жилярди (1785-1845), автор оригинальных строений в Кузьминках под Москвой, братья Афанасий Григорьевич (1782-1868) и Дормидонт Григорьевич (1789-1856) Григорьевы, Евграф Дмитриевич Тюрин (1792-1870). Правилом хорошего тона для москвичей стало иметь небольшой дом с мезонином, а Комиссия для строения города Москвы регламентировала окраску: "Чтобы впредь дома и заборы крашены были нежнее и лучшими красками, для чего и назначены кодеры светлые: дикой, бланжевой, палевой и с прозеленью, а каменные могут быть и выбеленные". Цвета "дикой" и "бланжевой" - светло-серый и светлой охры. Темная окраска запрещалась. Стиль, в котором работали архитекторы послевоенной Москвы, иногда, по аналогии с петербургским, называют московским ампиром. Московские особняки (их можно увидеть на Пречистенке и Старом Арбате) действительно имеют элементы ампирного декора, напоминающие о победе в Отечественной войне над Наполеоном: триумфальные венки, факелы, ликторские связки, грифоны, пельты и связки стрел. Однако масштаб зданий, пропорции, усадебная планировка и трактовка элементов декора не соответствуют "стилю Империи". Термин "Ампир" правильно применять лишь к искусству наполеоновской Франции начала XIX в. и только иносказательно "русским, или петербургским, ампиром" можно именовать помпезные творения К. Росси и В. Стасова в новой столице, отражающие идеи триумфа и имперский образ Санкт-Петербурга. Московский стиль оставался камерным. Это доказывают и характерные приемы оформления интерьеров с низкими потолками, антресолями и уютными уголками. Если петербургские мебельщики использовали бронзовые золоченые накладки по парижскому образцу, роспись золотом по белому "французскому лаку", то в Москве чаще применяли красное дерево, светлую карельскую березу, а бронзу заменяли тонированные деревянные резные детали темного цвета либо тонкие латунные накладки. Использовали также вставки из расписного стекла. Особенно популярными были изогнутые спинки кресел типа "корытца" и резные локотники в форме лебединых шей. В целом стиль интерьеров ближе восточно-европейскому Бидермайеру, чем французскому Ампиру.

Власов В.Г.
Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства
В 8т.Т.1.-СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.

 

МУСУЛЬМАНСКОЕ ИСКУССТВО

МУСУЛЬМАНСКОЕ ИСКУССТВО - (через татарск. musulman, турецк. musliman от арабск. muslim - покорный Богу) - условное обобщающее название различных историко-регионалъных типов искусства, развивавшихся на основе разных этнических традиций, но объединенных единой идеологией и религией - исламом. Понятие мусульманского искусства близко, но не совпадает с историческим типом арабского искусства. В то же время арабизм и ислам включают и немусульманские элементы культуры: традиции древнего персидского, сирийского, эллинистического, византийского искусства. В течение веков региональное - арабское и религиозное - исламское начала взаимодействовали и создали особую арабо-мусульманскую культуру. Арабское искусство складывалось в V- VII вв. ; мусульманское, охватывая более значительные территории, достигает апогея в XIV-XVI вв. Главной особенностью мусульманского искусства считается запрет, налагаемый исламом на изображение живых существ. Однако в Коране, главной духовной книге мусульман, об этом прямо не говорится. Запрещение изображать живые существа содержится в хадйсах (арабск. hadis - новость, рассказ, известие), сборниках преданий о словах и делах пророка Мухаммада (VII-IX вв. ). Этот запрет заимствован из иудаизма и распространялся главным образом на скульптурные изображения языческих божеств - идолов. В IX-X вв. в комментариях к Корану запрет был ужесточен из политических соображений:

идеологически "нейтральные" орнаментальные формы позволяли успешнее объединять художественные и эстетические традиции разных народов, принимавших ислам. Длительный процесс интеграции многообразных художественных форм в общую средневековую арабо-мусульманскую культуру требовал предельно емких, обобщенных, абстрагированных схем. Сложные и не всем понятные сюжетные композиции исключались; более всего поставленной цели отвечал геометрический орнамент. Однако привлекает внимание факт осознания мусульманами невозможности достижения всеобщей гармонии даже в формах геометрического, регулярного орнамента, поскольку идеал - всемогущество Аллаха - не может быть ограничен им самим созданными законами.
  . страницы:
1  6  11
2 7  
3 8  
4 9  
5  10  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
открытки для архитекторов
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © DMS Construction
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz