arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Храм Христа Спасителя
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум


   Несмотря на обилие работавших в храме художников, пренадлежавших к тому же к разным поколениям, представлявшим разные направления (поздне-
академическое - подавляющее большинство) и реалистическое (в их числе пред-
вижники - И.М. Прянишников, А.И. Корзухин, И.Н. Кромской, В.И. Суриков), их
работам пресуще бесспорное стилевое единство.
Оно было предложено главным архитектором и утверждено Николаем I :
«нижний коридор должен состовлять притвор храма, посвященный воспоми-
нанием славной для России эпохи 1812 г., в который божественный промысел
явно блогословил наше Отечество - на столбах притвора предположено было
изоброзить живописью важнейшие события (1812 г.) и написать имена вои-
нов, положивших живот за Отечество, и мена граждан, которые пожертво-
вали имущества и деланием мира и правды стяжали себе лестное право на бес-
смертие и благодарность, она пилястарых поместить знамена и ключи горо-
дов, взятых у неприятелей.
Главное же, чем гордился главный архитектор К.А.Тон и что в итоге удалось осуществить, - это создание непрерывного кругового коридора, кото-
рый «служит для народа открытою историею 1812 г.,выраженныю в письме-
нах и лицах».
Граница между архитектурой и прикладным искуством в храме Христа Спасителя проктически неощутимы. Мебель, особенно встроенная, предстовляет собой разновидность молой архитектуры и однавременно часть
большой архитектурной формы.
Подводя итоги сказаннаму, нужно отметить, что храм Христа Спасителя
наряду с Исаакиевским собором открывает цыкл грандеозных художественных
мемореальных храмовых ансамблей XIX- начала XX веков. Его необыкновенная
национально - историческая программа оказало огромное воздействие на рели-
гиозное исскуство XIX - начала XX веков. Используя опыт храма Христа, создавались комплексы Владимерского собора в Киеве, храм Воскресенье Христова ( на Крови), храм - памятник Христу Спасителю в память моряков, павших в войне с Японией, в Петербурге, храмы - памятники, находившееся за границей - в Сан - Стефано и в Суфии в память русско-турецкой войны, в память битвы народов в 1813г. под Лейпцигом и т.д.
Храм Христа Спасителя был торжественно освещён только в 1883г. Закончалось одна из самых длительных и грандиозных строек России, стоив-
шая казне огромную для того времени сумму в 15,123,163 руб.89коп.
Освещение храма Христа Спасителя положило начало новому продолжавшемусю без малого полвека, периуду его жизни. Он начал функциагнировать как один из главных ( второй по значению после Успенского)
соборов в Москве.
Гибель Храма

История гибели храма Христа Спасителя началась почти за полтара десятилетия до его физического уничтожения (вскоре после революции был снесён памятник АлександруIII).Началась она и с фактов внешне как будто со сносом храма Христа непосредственно не связанных. Однако развеваящиеся события фатально вели к его разрушению. И уничтожению памятника Александру III, и взрыв собора не принодлежали к числу единичных или случайных явлений. Они закономерно вытекали из культурной, социальной, идеологической, государственной политеке новой власти.
При такой ситуации уже ни имели значения мнения профессионалов и общественности. Именно такой подход только в одной Москве решил судьбу многих памятников. Были снесены и разобраны Казанский собор на Краснй площади, Триумфальная арка, Красные ворота, Сухарева башня и десятки других уникальных сооружений.
Одним из фактов реализации задуманной с большим размахом акции стало разрушение памятника Александру III. На фундаменте разрушенного строя будет заложен памятник «Освобождённому труду». Памятник этот так и не был воздвигнут. Процесс разрушения храмов и монастырей, начинавшихся в середине 1920 - тых годов, наростал постепенно. Для расширения улиц предусматривалась возможность сноса всех зданий расположенных по обеим их сторонам на росстаянии 5 - 10 м. С 1923г. в Моссовете уже регулярно составлялись списки преднозначеных к сносу зданий. В него попали церковь Николы Красный звон в Юшковом пер., колокольни Казанского собора на Красной площади и Всехсвятского единоверческого монастыря Зарогожской
заставой.
История уничтожения московских и российских памятников была неразрыв-
но связана с изнурительной, неравной и изначально обреченной на неуспех борьбой за их сохранение.
1929 год - поистине трагический в истории нашей страны. Началась сплошная каликтивизация. 1929 год стал переломым и в другом отношении. Изменилась техника уничножения зданий. Их начали взрывать.
В 1930 году были проведены уже 2 компании - антипасхальная и антирож-
дественская. В 1931 году - тоже. Они проходили под лозунгами «За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню» .
В обстановке антирелегиозной истерии, развернутого наступления на религию и подъема безбожного ударночества 18 июля 1931 года «Известия»
опубликовала Постановление Совета Строительства Дворца Советов о соо-
ружении в Москве на месте храма Христа Спасителя Дворца Советов.
С проектирования Дворца Советов началась разработка генерального плана реконструкции и развития Москвы. Работа над планом, принятым в 1935 году,
шла параллельно конкурсам, а затем и детальной разработки проекта Дворца Советов.
Было дано предписание завершить его статуей В.И. Ленина, увеличив высоту скульптуры - до 50 - 75 м. Но было принято другое их предложение :
разместить статую Ленина по центральной оси высотной части здания и увеличить высоту здания еще на 100 м - до 340 м, не считая статуи. В итоге
разработанной с учетом всех замечаний Совета Строительства проект Дворца Советов был утвержден 19 февраля 1934 года.
Современники единодушно, в полном согласии с автором проекта, писали :
«Крупнейшее из всех архитектурных сооружений, когда-либо созданных за всю мировую историю, дворец советов должен стать воплощением побед социализма, завоеванного в боях Великой Октябрьской социалистической револиции и ведущего человечества к светлому будующему комунизма.
Дворцу советов предстояло стать не только самым большим зданием мира.
Величайшей статуей мира должна была стать и фигура Ленина. Она превосходила по высоте статую Свободы (46 м), статую «Рабочий и Колхозница» венчавшую совесткий повильон на всемирной выставке1937 года
в париже.
Все архитекторы, в том числе голосовавший против строительства Дворца
Советов на месте храма Христа Спасителя, не только вынуждены были согласиться с мнением АСНОВА, поддерженым руководителями партии и правительства, но и приняли участие в проектировании.

  . страницы:
1
2
3
4
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
открытки для архитекторов
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © A. Katalov
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz