arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   index / архи.всё -> архи . модерн
   Глава вторая. ЭКЛЕКТИКА И НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ XIX В.
Архи . всЁ
прессслужба

A.S.P. — концепции
 

Подавление восстания декабристов и наступившая затем реакция поколебали почву, взрастившую классицизм — представление о гармонии интересов государства и личности, веру в государственную гражданственность, обнаружили ограниченность рационализма просветительской философии. Глубокие сдвиги в миросозерцании сопровождались коренным пересмотром эстетических идеалов.
С утратой высокого идейного звучания классицизм теряет художественную убедительность, превращаясь в сумму мертвых догм, в казарменный стиль, вызывающий ассоциации с бытом военных поселений, деспотизмом аракчеевщины и муштрой николаевского времени.
Как и в Западной Европе, на смену идеалам философии Просвещения приходит сознание, проникнутое романтической окраской и историзмом. Возрос интерес к прошлому и культуре народов, и в частности — интерес к отечественной истории и культуре. Это отзвуки всенародного подъема времен Отечественной войны 1812 г. и последовавшего за ним «пробуждения народностей». Романтизм и увлечение историей одушевляют все слои общества. Близкие к царскому двору круги ищут в событиях прошедших веков подтверждения незыблемости социального строя. Оппозиционно настроенные бегут, по выражению Герцена, в средние века, видя в фактах минувшего параллели антимонархическим, антикрепостническим, демократическим воззрениям, а в древних памятниках русской культуры — олицетворение творческих сил, неиссякаемой талантливости и энергии народа.
Сознание людей первой половины XIX в. пронизано историзмом. Не будет особой натяжкой считать историзм специфической для прошлого столетия системой восприятия мира. Это был период осознания линейности, векторности, необратимости времени, осознания каждого этапа истории культуры в его неповторимости (невозвратности) и своеобразии и одновременно — период настойчивых попыток проникнуть в закономерности исторического процесса, логику его развития. Через осмысление прошлого хотят понять настоящее и предугадать будущее. Разнохарактерности, более того, противоположности идеалов разных слоев общества соответствуют иногда прямо противоположные интерпретация и понимание хода истории.
«Век наш — по преимуществу исторический век. Историческое созерцание могущественно и неотразимо проникло собою все сферы современного сознания. История сделалась как бы общим основанием и единственным условием всякого живого знания: без нее стало невозможно постижение ни искусства, ни философии. Мало того, само искусство теперь сделалось преимущественно историческим». Таково свидетельство В.Г.Белинского.
Сопоставление настоящего и прошедшего, стремление определить механизм социальных событий через познание исторических фактов, желание понять своеобразие исторического пути и будущего нации через историю культуры своего народа, наконец, упоение открытиями, восторг перед открываемыми исторической наукой новыми горизонтами, радость от знакомства с неповторимостью и своеобразием ушедших эпох, получаемое от познания чувство сопричастности мировому историческому процессу и как результат этого — непроизвольная потребность выразить себя и свое время в архитектурных формах и категориях веков минувших — такой представляется одна из характерных особенностей мировоззрения XIX в. Рожденное романтизмом понятие историзм видоизменяет архитектурный стиль.
В историзме соединялось присущее новому времени самосознание отдельной личности с разбуженным XIX в. национальным самосознанием.

* Белинский В. Г. Избранные философские сочинения. М., 1941,0.267.


Нация начинает рассматриваться не как родовое существо, а как неповторимая индивидуальность. Ее пытаются узнать, изучить во всех проявлениях — психический склад, нравы и обычаи, искусство.
В России желание осознать свое национальное своеобразие, свою неповторимость, понять историческое назначение страны и выразить национальное достоинство проявились тем более пылко, широко и страстно, что на протяжении предшествующих полутора веков господствовала ориентация на чужеземную культуру, на чуждый опыт. Этим объясняются попытки восстановить «естественный» ход русской истории, обратившись к наследию допетровской культуры.
Историзм мышления XIX в. неотделим от идеи развития, теряющей абстрактный характер и связываемой теперь с историческим процессом. Конкретное, добытое научным исследованием знание о ходе событий, нравах, героях прошедших эпох вытесняет абстрактное представление о ходе истории как о сменяющих друг друга периодах господства правильных идей и эпох варварства и заблуждений (противопоставление античности как эпохи гуманизма варварству и обскурантизму средневековья).
Переживанием историзма полна философия, литература, исторические науки, искусство. Историзм проникает в естествознание (ламаркизм, дарвинизм) и даже в науку о строении вселенной. Из данных исторической науки исходят политики и общественные деятели, критики, писатели, художники. В характерном для времени кругу исторических представлений развивается и архитектура.
Историзм мышления XIX в. — следствие неприятия романтизмом отвлеченности философии Просвещения, оперировавшей абстрактными истинами и вневременными категориями. Историзм помогает примирить непримиримое: «метафизику» (общие проблемы бытия) с достоверностью научного факта; разрыв с традицией как важнейший фактор духовной жизни прошлого столетия с ее признанием.
Мировоззрение XIX в. постепенно теряло умозрительность и отвлеченность, углубляясь в проблемы социального переустройства — в поиски выхода из политического кризиса, способа разрешения крестьянского вопроса и т.д. От осознания факта исторического развития и признания средневековья великой эпохой в истории человечества к углубленности в вопросы общих закономерностей русской истории и, наконец, погруженность в проблемы переустройства современной жизни — вот грубая схема развития русской философской и мировоззренческой мысли.
В архитектуре историзм вылился в эклектизм и стилизаторство.
Чем более общее содержание вкладывалось в архитектурную форму, тем меньшее число архитектурных форм требовалось для его воплощения, тем более широкий круг идей ассоциировался с той или иной формой. До XIX в. зодчество удовлетворялось главным образом одной стилеобразую-щей формой — ордером.
В 1820—1830-е гг. наступает перелом. Архитектура апеллирует ко все более широкому кругу потребителей, в ней хотят видеть все более конкретное воплощение злободневных проблем. Ассоциативность восприятия архитектурных форм и заложенная в самой природе зодчества нового времени, изначально присущая ей избирательность оказались благодатной , почвой для возникновения «говорящей» архитектуры.
Подобно тому как историзм мышления XIX в. отрицает абстрактность философии Просвещения, так эклектика отвергает абстрактную красоту классицизма. Можно говорить о том, что в XIX в. разрушение былой иерархичности и внеисторической нормативности сопровождается выработкой новых нормативов, имеющих, однако, ограниченный локальный характер, и появлением соответствующих этим нормативам знаков новых идей и идеалов. Каждая из них обладает всезначимостью, но только для своей узкой сферы. Соответственно для их выражения служат определенные формы определенных стилей. Это ли не полное тождество и абсолютная
аналогия с композиционными особенностями эклектики: утратой иерархичности при сохранении системообразующего отношения полезного и прекрасного, сочетанием симметрично-осевого построения с многоакцентностью и фронтальностью?
Архитектуру нового времени можно квалифицировать как архитектуру, исходящую из принципа правдоподобия. Такой является архитектура, характеризующаяся механистичностью структурных связей между элементами и определенной двойственностью, выраженной в наличии самостоятельной, к тому же вторичной художественной системы. В архитектуре Ренессанса, барокко, классицизма, как и в Древнем Риме, архитектуру украшают архитектурой. Художественная система (стиль), эмансипированная от «внутренних» (утилитарных) форм, выглядит конструктивно. При этом она воспроизводит признаки изначальной архитектурной системы, служащей ее прототипом — античного зодчества, подражает ей настолько точно, что не только зрительно сохраняет особенности прототипа, но и «возрождает» закономерности художественной системы ордера как законченного целого.

  . страницы:
1 
2
3
4
5
6
7
8
 
 
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
ra — инверсия
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 /en

 

    © Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz