arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   index / архи.всё -> архи . модерн
   Глава третья. АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Архи . всЁ
прессслужба

A.S.P. — концепции
 

Эклектика при своем возникновении вдохновлялась тремя основными идеями — антиакадемизмом, апологией средневековья и национальным коло­ ритом, то есть фактически эстетикой романтизма.

Рост антиакадемических тенденций сопровождался отчаянным сопро­ тивлением классицизма. Чем больше уходит почва из-под его ног, с тем боль­ шим фанатизмом утверждают сторонники классицизма всеобщность, единст­ венность, обязательность его форм.

* Щедрин Н. [М. Е.Салтыков]. Наша общественная жизнь (1864). - Цит. по кн.: История эстетики.

* Цит. по кн.: Бенуа А., Лансере ft . Дворцовое строительство императора Николая I . - «Старые годы», 1913, № 7-9, с. 181.

Памятники мировой эстетической мысли, т. 4, 1-йполутом, с. 361.

"Программа полного курса зодчества и строительного искусства для учеников (академиков) Императорской Академии художеств. Спб., 1831, с. 26.

Стремление законсервировать стиль дает о себе знать в канонизации приемов и форм; канонизация свидетельст­ вует об исчерпанности возможностей его органического развития.

Первые симптомы развития неклассицистических тенденций в эстетике начала XIX в. как будто ничем не отличались от аналогичных явлений второй половины XVIII . Но чувствовалось в атмосфере России, взбудораженной Отечественной войной 1812 г ., нечто, заставившее насторожиться поклонни­ков изящного. В 1818 г . совет Академии художеств принял постановление, что «архитектурные чертежи для получения академического звания не­ пременно должны быть делаемы в изящном и классическом стиле» 57 .

Президент Академии художеств А.Н.Оленин в 1831 г . высказался еще более недвусмысленно: «Сколько я не искал новых определений свойствам и цели архитектуры, все, однако ж, принужден был возвращаться к точ­ ному смыслу определения, сделанному Витрувием» 58 . Позиция, утверждаю­ щая незыблемость существующих норм. С ее поддержкой выступает на го­ дичном торжественном акте Московского дворцового училища 7 мая 1834г. М. Лопыревский — памятники античной Греции остаются для него непревзой­ денным образцом. А. Рудольский в предисловии к альбому «Домостроение с планами и фасадами каменных и деревянных, городских и сельских зданий, расположенных в изящном и простом вкусе...» пишет: «...орден должен быть законом для всего строения», «колонны составляют лучшую и бла­ городнейшую часть здания» 59 . В.Лангер в «Кратком руководстве к по­ знанию изящных искусств, основанных на рисунке» в главе «Об орденах архитектуры» отваживается на заявление, звучащее в 1841 г . как ана­хронизм: «.. .греческие ордена заключают, кажется, всю возможную кра­соту, какая только в колонне существовать может», готика для него — состояние ума человеческого, «удалившегося от истинной изящности древней архитектуры, впавшего в другую крайность, заменившего простоту форм странными фантастическими вымыслами больного воображения» 60 .

Из каких бы источников — официальных или неофициальных — не исходила защита классицизма, объективно она была связана с охранитель­ ной тенденцией самодержавия. И наоборот. Критика классицизма и ака­ демизма, культ готики, апология эклектики рождены девальвацией идеи гражданственной государственности и просвещенного абсолютизма, не­ приятием классицизма как формы воплощения этих идей.

Первыми, кто возвысил голос против классицизма, были декабристы. Противники самодержавия, они раньше других почувствовали, что с неко­ торого времени идеал гармонии народа и государства — не более чем абстракция, увидели в регулярной правильности классицизма казарменность, фальшь, лживую идиллию «пасторали на паркете», «форму» 61 .

В 1831 г . с критикой классицизма выступил Гоголь. «Всем строениям городским стали давать совершенно плоскую, простую форму. Домы ста­ рались делать как можно более похожими один на другой; но они более были похожи на сараи или казармы, нежели на веселые жилища людей. Совер­ шенно гладкая их форма ничуть не принимала живости от маленьких окон, которые в отношении ко всему строению были похожи на зажмуренные глаза. И этою архитектурою мы еще недавно тщеславились, как совер­ шенством вкуса, и настроили целые города в ее духе!... новые города не имеют никакого вида: они так правильны, так гладки, так монотонны, что прошедши одну улицу уже чувствуешь скуку и отказываешься от желания заглянуть в другую» 62 . Существенное уточнение. Эти строки написаны до завершения крупнейших ансамблей Петербурга и Москвы — Михайловской улицы (1835), Александрийского театра, улицы Росси и площади Ломоносова (арх. К. И. Росси) в Петербурге, площади у Тверской заставы (арх. О. И. Бове) в Москве, соединяющихся в нашем сознании с апогеем класси­ цизма.

Ассоциативная связь между монархией, воспринимавшейся как «мун­ дир! Один мундир!», и классицизмом приобретает необыкновенную устойчи­ вость. В 1845 г . Г. Г.'Гагарин, иллюстрируя повесть В. Соллогуба «Тарантас», к главе «Втащил» делает примечательный рисунок: «...могучие руки, высунувшиеся из нищей избы, держат колоннаду, заслоняя ею грязь и растекающиеся лужи».

"Рудольский А. Домостроение с планами и фасадами каменных и деревянных, городских и сельских зданий.... М., 1838, с. 12-13.

"См.: Сытина Т.М. Россия. Архитектура. - В кн.: История европейского искусствознания. Первая половина Х1Хв. М., 1965, с. 232-233.

* Лангер В. Краткое руководство к познанию изящных искусств, основанных на рисунке. Спб., 1841, с. 85, 74-75.

^Гоголь Н. В. Собр. соч., т. 6. М ., 1959. с. 46.

Герцен характеризует Россию как фасадную империю. В 1872—1873 гг. А.Н.Толстой пишет ставшие хрестоматийными стихи:

«Заметил я, что желтый этот цвет Особенно льстит сердцу патриота, Обмазать вохрой дом иль лазарет Неодолима русского охота; Начальство также в этом с давних пор Благонамеренное видит что-то, И вохрятся в губерниях сплеча Палаты, храм, острог и каланча.

Ревенный цвет и линия прямая —

Вот идеал изящества для нас,

Наследники Батыя и Мамая,

Командовать мы приучили глаз,

И, площади за степи принимая,

Хотим глядеть из Тулы в Арзамас... В мои ж года хорошим было тоном Казарменному вкусу подражать, И четырем или осьми колоннам Вменялось в долг шеренгою торчать.

* Савинов А. П., Гагарин Г. Г. М., 1950, с. 16.

Под неизбежным греческим фронтоном. Во Франции такую благодать Завел в свой век воинственных плебеев Наполеон — в России ж Аракчеев».

(«Портрет»)

Но вернемся к Гоголю. За критикой классицизма следует панегирик, славословие готике. «Готическая архитектура... есть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека ... величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость — это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура» 64 .

Однако художественная программа Гоголя шире, ему недостаточно возрождения одной готики. Эклектика — вот панацея от бед и средство, способное привести архитектуру к новому подъему, хотя писатель еще не употребляет слова «эклектика». Ничем иным, как апологией эклектики нельзя назвать формулируемую им программу. «Терпимость нам нужна; без нее ничего не будет для художества. Все роды хороши, когда они хороши в своем роде. Какая бы ни была архитектура — гладкая и массивная египетская, огромная ли пестрая индусов, роскошная ли мавров, вдохно­венная ли и мрачная готическая — все они хороши, когда только они прис­ пособлены к назначению строения, все они будут величественны, когда только истинно постигнуты». Но Гоголь не может удержаться от добав­ления. «Если бы, однако ж, потребовалось отдать решительное преиму­ щество какой-нибудь из этих архитектур, то я всегда отдам готической» .

 

  . страницы:
1  11  21  31
2 12 22 32
3 13 23 33
4 14 24  
5 15 25  
6 16 26  
7 17 27  
8 18 28  
9 19 29  
10  20 30  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Портфолио — архитектурная выставка
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 /en

 

    © Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz