arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   index / архи.всё -> архи . модерн
   Глава третья. АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Архи . всЁ
прессслужба

A.S.P. — концепции
 

С пылом неофита твердит Быковский об исторической обусловленности и преходящем характере художественных норм. «Если допустить сие понятие как справедливое (понятие об абсолютном значении ордерных форм. — Е.К.), то всякому покажется странно, что изящное можно подчи­нить одинаковым, повсеместным и ни в каком случае неизменным формулам ... Признаюсь, я почел бы невероятным, что мнение столь ложное в своих началах могло когда-либо существовать, если бы самая действительность не убеждала меня в том, что оно укоренилось уже и торжественно тяготеет над прекраснейшими произведениями духа человеческого.. .» .

Кредо Быковского — невозможность существования вечных архитек­турных канонов и универсальных норм проектирования. Он аргументирует и доказывает его ссылками на историю философии и факты истории ар­ хитектуры. «Христианин и язычник, грек и скиф» не могли «иметь оди­наковое понятие о вещах», «философия одного народа не может управлять действиями другого», родословная орденов архитектуры «составлена в од­ ной только Италии и применена только к Греческим храмам».

Критика эстетики классицизма ведется Быковским с позиций роман­ тического историзма. Представлению об абсолютных идеях, находящих воплощение в вечных формах, зодчий противопоставляет мысль о неиз­ менном обновлении и динамике; жесткой избирательности и применению оценочных критериев при характеристике культур прошлого — признание равноправия и равной ценности каждой культуры; просветительскому пони­ манию истории и истории искусства как прямолинейного прогресса веч­ ного и неизменного в своей основе разума — осознание прерывности и не­ обратимости исторического процесса, качественного отличия отдельных его стадий, однократности и неповторимости каждого этапа.

Мутецкий Н. Ф. Выдающийся русский зодчий М. Д. Быковсгай(1801-1885).-В кн.: Ленинградский инженерно-строительный институт. Архитектурная практика и история архитектуры. Сборник научных трудов. Вып. 21. Л .-М., 1958, с. 135-144; Хамутщкий Н. Ф., Евсина Н.А. Архитектура. - В кн.: Исто­ рия русского искусства, т. 8, кн. 2-я. М., 1964,

с. 484-487; Кириченко Е.И.М. Д. Быковский - осно­ ватель первого в России архитектурного общест­ ва. - «Архитектура СССР», 1967, №12, с. 11-13. 76 См.: Торжественное чествование 29 октября 1901 года столетней годовщины со дня рождения... Михаила Дормидонтовича Быковского. М., 1903, с, 7-9, 22-29.

"Краткий отчет о состоянии Московского двор­ цового училища за 1840 и 1841 гг. и речи, произне­сенные на акте 1842г., августа 5. М ., 1842, с. 22. 78 Отчет Московского дворцового училища за 1833 и 1834гг. М., 1834, с. 3. "Там же, с. 3. "Там же, с. 4-5.

Исходя из ис­ торизма, Быковский пытается осмыслить нелепую, на его взгляд, жесткую обязательность канонов ордерной архитектуры в разных странах и конти­нентах, объяснить, как и почему зодчество древних греков и римлян было абсолютизировано в какой-то исторический момент и объявлено единствен ным образцом для подражания. «В XV веке, когда феодальное земледелие пало, торговля распространялась, способ делать бумагу найден и книго­печатание изобретено; науки становятся занятием общим, а не исключи­ тельным; когда все сближало новый мир с древним, или лучше сказать когда новый мир становился в зависимости от древнего, тогда возродилось рве­ ние подражать древним, тогда прекрасные произведения греков и римлян соделалися мечтою усилий художников и тогда-то заключили, что архитек­ тура греческая или греко-римская есть единственная, которой должны сле­ довать все народы без малейшего уклонения... Они положили: что архи­ тектура будучи изящным искусством должна быть и подражательным... Заблуждение... история архитектуры какого-либо народа теснейшим образом сопряжена с историею егожефилософии» 81 . Отсюда бескомпромисс­ ный вывод: «... несообразна со здравым рассудком оценка достоинства кра­соты художества посредством линейной меры и та мысль, что одни только колонны того или другого ордена должны определять все размеры здания, всю силу его характера» 82 . Доказывая ошибочность представления об ор­ дерной системе как о единственно возможном стилеобразующем факторе в архитектуре, еще воплощавшей для многих современников Быковского всю возможную меру прекрасного, зодчий отвергает не только классицизм. Фактически он ставит под сомнение жизнеспособность архитектурной эстетики нового времени в целом, утверждавшей существование вечного и неизменного в своей основе разума и подчиненной его законам красоты.

Отчет Московского дворцового училища за 1833 я 1834гг., с. 5-7. "Там же, с. 8.

Быковский отрицает классицизм не только за невозможное, с его точки зрения, стремление втиснуть искусство разных народов в прокрустово ложе эстетических норм, выработанных одним из них, но и за подражатель­ность. Классицизм видит сущность искусства в подражании природе и ис­кусству древних. В архитектуре, самом отвлеченном из «образовательных» искусств, непосредственное подражание формам природы, имевшее место на ранних стадиях развития человечества, сменилось подражанием ис­ кусству своих предшественников. В представлении романтиков искусство не есть отражение жизни, а средство ее преобразования. Истый романтик, Быковский не приемлет не только подражание древним, но и подражание как таковое. Только руководствуясь собственной нравственной идеей, народ создает подлинное, а значит, и национальное искусство. Такова позитивная программа эстетики Быковского.

Поэтому архитектура России должна базироваться не на классицисти­ ческих и воплощаться не в ордерных, а в иных, соответствующих духу ч русского народа, формах. Здесь наконец мы встречаемся с третьим компо­ нентом концепции эклектики, органически дополняющим первые два — антиакадемизм и апологию готики, — с национальным колоритом.

«Вот поприще, предстоящее архитекторам нашего времени, нашим рус­ ским архитекторам... Мы должны подражать не формам древних, а при­ меру их: иметь архитектуру собственную национальную, и да проявится настоящий дух нашего отечества и в произведениях архитектуры, и да воз­вестит она позднейшему потомству о благоденствии и нравственной силе России.. .» 83 .

«.. .Трудность превзойти предшественника в его роде непреодолима. Греки и египтяне были велики в архитектуре потому, что не делали снимков с произведений других народов: они проникали в сущность архитектуры как главного и изящного искусства, согласовали ее с религиею, постановле­ ниями и обыкновениями науки и, подкрепляемые общим высоким мнением об искусствах, — они создали прекрасное, национальное» 84 .

Поразительно читать строки, посвященные критике эклектики в 1834г., когда в Петербурге еще достраивались сооружения великого Росси, вносив­шие завершающие штрихи в «строгий стройный вид» Северной Пальмиры. «Усилия древних архитекторов выйти из настоящего порядка вещей были произведены требованиями века; но они были счастливее нас тем, что желали иметь только один образец для подражания.

"Отчет Московского дворцового училища за 1833 и 1834 гг. с. 10. "Там же. с. 9-10.

Мы же, имея в руках наших такое множество сочинений об архитектуре, перед глазами нашими столь различные образцы зданий, не заботимся изыскивать причины того или другого вкуса архитектуры, мы делаем снимки со всех существующих зданий, подражаем всем народам, следственно забываем высшую-то часть подражания и приводим художество в бессилие» 85 .

 

  . страницы:
1  11  21  31
2 12 22 32
3 13 23 33
4 14 24  
5 15 25  
6 16 26  
7 17 27  
8 18 28  
9 19 29  
10  20 30  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Портфолио — архитектурная выставка
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 /en

 

    © Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz