arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   index / архи.всё -> архи . модерн
   Часть вторая. Архитектура конца XIX - начала XX века
Архи . всЁ
прессслужба

A.S.P. — концепции
 

В природе и средневековом зодчестве модерн черпает новые принципы построения архитектурного организма, средневековое зодчество и техника дают ему средства и подсказывают приемы построения новых форм в соответствии с новыми принципами. Оба пути к новой архитектурной форме, к новому стилю кажутся равно приемлемыми для модерна.

Использование выразительных возможностей новой техники и обращение к средневековью продиктованы поисками «естественности», «натуральности», иначе говоря диалектического единства полезного и прекрасного, отсутствием заботы о форме, подчеркнем — о форме, служащей только украшению, утверждением простоты в противовес «напыщенности» и укра- шенности архитектуры недавнего прошлого.

Проблема естественности, органического единства пользы и красоты в модерне — это проблема целостной структуры. Ее разрешением в основном и занят модерн. Интерес к новым материалам и конструкциям как к средст­вам формообразования вторичен. Они привлекают модерн лишь постольку, поскольку помогают воплощению в жизнь новой концепции здания — ор­ ганизма.

Техника как таковая — материалы и конструкции — не является в мо­ дерне стилеобразующим фактором. Она ценится и обращает внимание зод­ чих не столько сама по себе, сколько как средство, предоставляющее бо­ гатейшие возможности воплощения новых художественных идеалов. Но это не умаляет роли технической революции в формировании нового архи­ тектурного языка и создании духовной атмосферы модерна.

Отказ от специальной системы художественно-композиционных средств предполагает превращение планировочно-пространственно-конструктивной системы в художественную; полемическая заостренность эстетики мо­ дерна заставляет искать в структурных возможностях здания качества, под­черкивающие целостность, организмичность в противоположность двойст­ венности, механистичности прежней системы.

Модерн начинает с того, что делает видимой структуру здания, обна­жает в интерьере металлический каркас (торговый дом Аршинова в Москве в Старопанском переулке, 1896, арх. Ф.О.Шехтель), передает каркасность структуры в композиции фасада, сбрасывая с его поверхности ставший ана­ хронизмом декор эклектики, дает почувствовать выразительность гладких плоскостей и красоту фактурных сопоставлений разных материалов.

189. Торговый дом «Эсдерс и Схефальс» на углу Гороховой ул. (ныне ул. Дзержинского) и наб. Мойки в Петербурге. 1909. Арх. Н. И. де-Рошфор

Апышков В. Рациональное в новейшей архитектуре, с. 64.

Puiior Dr . Железо в современном зодчестве. -«Строитель». 1894/95, № 3, стб. 8-9. 2!2 Баумгартен Е, Эстетика железных конструкций. - «Зодчий», 1902, № 16, с. 194-195.

Функ­ циональное, ставшее видимым, наделяется эстетическими качествами и преж­ де всего — декоративностью. Организм здания предстает во всем многообра­ зии выражения взаимосвязи «полезного и прекрасного». Архитекторы охотно подчеркивают особенности внутренней структуры, акцентируя жи­ вописность сочетания объемов, асимметрию расположения балконов и крылец в особняках, сплошное остекление лестничных клеток в многоэтаж­ ных жилых доходных домах, каркасность торговых, банковских, промыш­ ленных зданий.

Новые материалы, используемые смело, откровенно, оказались наи­ более подходящим средством для воплощения идеалов модерна. Легкая, про­ зрачная конструкция из металла — антипод кирпичной. Массивный мо­ нолит кирпичной стены является одновременно ограждением и рабочей частью конструкции. Новая конструктивная система расчленена и дифферен­цирована. Функции собственно конструктивные, рабочие переходят к тонкой решетке внутреннего каркаса. Роль ограждения остается за стеной, вернее, за наружной оболочкой здания. Появляется возможность сделать ее тонкой, прозрачной, легкой, ввести в постройки огромные остекленные поверх­ ности окон и потолков; железные фермы позволили устраивать громадные зальные пространства, перекрытые сквозной купольно-арочной конструк­ цией.

Однако эти технические новшества вошли в архитектуру не с модерном, а более чем полвека назад. Заслуга модерна в другом — в раскрытии худо­ жественных возможностей техники, раскрытии в буквальном и переносном смысле. Металл теперь часто оставляется видимым, но и когда каркас об­ лицован, каркасность передана неукоснительно. Ритм стоек каркаса опреде­ ляет облик фасада, его ряды — характер интерьера. Отказываясь от имитации массивной каменной конструкции, архитекторы пытаются извлечь из новой конструкции новые эффекты, давая почувствовать невесомость,каркасность, просторность, вносимую ею в организацию внутреннего пространства. Строгая сетка вертикальных и горизонтальных членений при некотором акценте на вертикальных, проходящих через всю высоту фасада, огромные лежачие окна от одного вертикального простенка до другого и от одной междуэтажной тяги до другой — композиция, впервые получившая художе­ ственную законченность в постройках Ф.О.Шехтеля, представляет собой осмысление выразительных возможностей комбинированной металло-кир- пичной и кирпично-железобетонной структуры, в которой столбы наружных стен делались из кирпича, а внутренние столбы и колонны — из металла или железобетона 252 " 1 . Композиция торговых и банковских зданий позднего модер­ на переосмысляет совокупность черт каркасной конструкции — ее сетча-тость, решетчатость, легкость и прозрачность. Русский модерн внес боль­ шой вклад в развитие этой схемы, ассоциировавшейся недавно лишь с по­ стройками так называемой Чикагской школы.в США. Основная заслуга в этом принадлежит зодчим Москвы.

Козловская М.А. Развитие научно-технической базы архитектуры и строительства. - В кн.: Конструкции и архитектурная форма в русском зодчестве XIX - начала XX в. М., 1977, с. 16-19.

С модерном связано также дальнейшее развитие особенностей ком­позиции железнодорожного вокзала, где его значение как ворот города ак­ центировано огромной аркой входа, ведущей в остекленные сводчатые залы ожидания и дебаркадера (Витебский вокзал в Петербурге, 1902—1904, арх. С. А. Бржозовский; Ярославский вокзал в Москве, 1904, арх. Ф. О.Шех- тель). Модерн находит новое единство пространственной структуры и об­ лика доходного дома. Размещенные со стороны уличного фасада остекленные лестничные клетки вносят упорядоченность в облик зданий, давая почув­ ствовать ритмичность однородной ячеистой структуры жилых домов, квар­ тиры которых словно нанизаны на вертикали расположенных через равные промежутки лестничных клеток.

К какому бы типу зданий мы ни обратились, всюду мы сталкиваемся с типичным явлением — модерн настойчиво переключает внимание с декоративных элементов на функциональные — на ритм, расположение, чередование, форму, фактуру проемов и простенков, выражающих во внешнем облике сооружения особенности его конструкции и внутренней организа­ции. Анализ любого из средств или приемов модерна вновь и вновь влечет за собой констатацию факта, что употребление их — результат воплощения в жизнь главного формообразующего отношения — «преобразования по­ лезного в изящное».

Железные детали и конструкции используются модерном, как и вся­ кий другой материал, функционально и декоративно сразу. Железо при­ менялось в архитектуре на протяжении всего XIX в., но только модерн осознал, что не следует украшать железную арматуру, больше того, что она сама может стать украшением. Оказалось, что железо обладает богатейшей гаммой декоративных качеств — ковкостью, извилистостью, легкостью, прозрачностью, что соединение железного каркаса со стеклом таит неисчер­ паемые художественные эффекты.

Своеобразной инертности каменной конструкции противопоставляется напряженность динамического равновесия каркаса, обретающего устой­ чивость благодаря действию противоположно направленных сил. Наме­чается переход от архитектуры объемов и поверхностей, отличающих ка­ менное зодчество, к архитектуре линий 253 .

  . страницы:
1  11 
2 12
3 13
4 14
5 15
6 16
7 17
8 18
9 19
10  20
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Диплом 2005
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 /en

 

    © Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz