arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   index / архи.всё -> архи . модерн
   Часть вторая. Архитектура конца XIX - начала XX века
Архи . всЁ
прессслужба

A.S.P. — концепции
 

Между этими тремя вариантами множество переходных (об одной из разновидностей мелодической композиции говорилось выше), часто они выступают в сочетании. Тем не менее можно обнаружить и определенную закономерность их применения. Мелодическая композиция и «поэтический цикл» свойственны в основном «интернациональному» (свободному от ассоциаций с формами прошлого) направлению раннего и позднему модерну, симфоническая — сродни национально-романтическому направлению раннего модерна. Ритмичность композиций модерна передается стилизацией форм. Стилизация преобразует формы образца, подчеркивая их подобие, вариантность, мелодичность.

Механизм действия стилизации сводится к выявлению ритмики формообразующих линий сооружения, их единства и непрерывности.

Линия, силуэт становятся средством, метафорически изображающим «жизнь» материала и внутреннее взаимодействие сил конструкции. Пластичный декор эклектики перерождается в модерне в графичную орнамен­тацию с богатейшей гаммой линейных ритмов.

Линейность и силуэтность модерна уподобляются значению ритма в музыке и музыкальности в поэзии символистов. Активность, гипнотичность воздействия достигается ритмичностью, повторностью, вариантностью линий. Мастера модерна — подлинные виртуозы линии. В их руках она ста­ новится певучей, взволнованной, напряженной, импульсивной, прерывистой, медлительной, плавной, текучей, вялой, расслабленной, стремительной, энергичной, сильной, нервной, мечтательной, неизменно оставаясь одухо­ творенной, надземной, ибо сама линия в отличие от трехмерной иллюзорной формы уже абстракция, отвлечение, символ, поскольку контурная линия есть наиболее абстрагирующий метод изображения реальных форм. Модерн, стремившийся к обобщению понятий и обобщенности форм, кдекоративизму, не мог не обратиться к линии.

В рельефном декоре и в архитектурном объеме неизменно акценти­ руются формообразующие линии, структурные и контурные. В плотной монолитной весомой форме архитектор передает внутреннюю жизнь, упру­ гость, движение. Форма обретает силуэтность. Она объемна и орнаментальна одновременно. На поверхность часто выносится каркас — некое подобие внутреннего остова формы или символического изображения действующих в ней сил.

199. Торговый дом Левиссона на Б, Дмитровке в Москве. 1900-е гг. Арх. А. Э. Эрихсон. Фрагмент фасада

Этим объясняется специфическая особенность модерна: его объемы трактованы как объемы плоскостей, а не масс, стены — как оболочка. Даже зрительно ощущается, что здания внутри — полые, чувствуется заключен­ ное в их стенах пространство. Стена теряет вес и массу, превращается в бес­ плотную оболочку или оболочку, массивную, пульсирующую жизнью. Преж­ де исходным в формообразовании были стены, пространство мыслилось вторичным по отношению к объему. Линейность и графичность композиции модерна представляют иной процесс формообразования: стена, объем об­тягивают, делая видимой первичную пространственную форму. Исходное — пространство: стены или массивная оболочка только ограничивают его. По­ этому так любимы модерном плоские карнизы, здания, лишенные карнизов, завершенные горизонталью плоской крыши, прозрачные металлические ограды крыш, огромные окна особняков и сплошное застекление лестничных клеток, плоский орнаментальный узор, изразцовые панно. Все средства на­ правлены к тому, чтобы дать почувствовать легкость и пространственность композиций 2568 .

Эта линия поисков модерна сочетается с тенденцией трактовать объем как пластическое тело, обладающее весомостью и живой подвижной" мас­сой. Несмотря на видимую противоположность, обе тенденции не столько выступают как полярности, сколько дополняют друг друга, еще и еще раз обнаруживая во всякой частности формальной системы изначально прису­ щую модерну противоречивость.

Дело в том, что благодаря силуэтности, выявляющей внутренний костяк, внутреннюю «линию» формы, трехмерный объемный элемент сводится к двухмерному, плоскостному. Новое время подчеркивало в архитектурной форме ее скульптурную законченность, выдвигая на первый план с помо­ щью идеализации, идеальной правильности формы пластику изолированного объема. Модерн акцентирует декоративность объемной формы силуэтом.

Б. Р. Виппер противопоставляет принципу формообразования, где исходными являются стены, то есть заданная форма плана и объема (тектонике), иной, называемый им стереотомическим, где исходным моментом формообразования служит внутреннее пространство (Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М., 1970, с. 445-446).

Не­ зависимо от того, пластична форма или «пластинчата», при взгляде издали ее контуры, абрис неизменно создают рисунок, снимающий ощущение тя­ жести, заставляющий воспринимать здание графически, как линейный узор. Не теряющая пластической выразительности форма объема становится си-луэтно выразительной. Выразительность объемов дополняется выразитель­ ной игрой линий. В результате выразительность формы как бы удваивается. Она повторяется дважды: в пластически-абстрактном и линейно-силуэт­ ном варианте. Обе «формы» вступают во взаимодействие друг с другом, дра­ матизируя образ, усиливая его эмоциональную насыщенность.

Однако в целом модерн эволюционирует от объемов, трактуемых как масса, к объемам, как бы составленным из «плоскостей». Скульптурность, пластичность соответствуют ранним этапам модерна. Не фактической хронологией (быстрота и интенсивность процесса спутала в модерне реаль­ ную последовательность), а логически реконструируемой эволюцией стиля, определяемой тенденцией его развития.

Стилизация, любовь к линейности, силуэту и орнаментации, орнамен­тально-графическая трактовка форм несут отрицание эстетического идеала эклектики и нового времени в целом. Недаром один из крупнейших предста­ вителей и теоретиков модерна Ван де Вельде избегал применять по отно­шению к произведениям нового стиля слова «скульптура» и «живопись», предпочитая им слово «орнаментация». Живопись и скульптура принадлежа­ ли иной эпохе, и цели их были иными, чем те, которые вызвали к жизни ор­ наментацию. С ее помощью в жизнь входил новый идеал жилища — обо­ лочки, пластичной и весомой в своей «пластинчатости», ограничивающей и организующей пространство. Орнаментация и орнаментальность, линей­ ность — воплощенный протест против тяжеловесной роскоши уходившей в прошлое эпохи и материализация мечты о мире, свободном от помпез­ ности и представительности, демократичном по своей сути. Модерну претит дешевая роскошь эклектики, отдающая сословностью, демократизм ма­ленького человека, мечтающего уподобиться аристократам, стремление мелкого чиновника, пытающегося в убранстве своего дома и квартиры не отстать от российского императора, гранадского эмира или венецианского дожа (в миниатюре).

Мир легких, подвижных, но от этого не теряющих живой пластичности массы, сравнительно малочисленных вещей модерна — чувствительная про­тивоположность домам и интерьерам второй половины XIX в., заполненным вещами, похожим на склады, музеи, гербарии.

Линейность, ведущая к орнаментализации формы, явилась не только важным средством формирования концепции модерна, но и оказала ощути­ мое воздействие на преобразование окружающей среды. С ее помощью и в сочетании с другими излюбленными модерном приемами — компактным планом, прозрачными и полупрозрачными перегородками (железные ре­ шетки, занавеси из стекляруса, витражи, матовые стекла), широкими ни­ шами в комнатах, огромными окнами во всю стену — достигается единство пространства отдельного помещения с системой внутреннего пространства всего здания, а также связь его с природным или городским окружением.

  . страницы:
1  11 
2 12
3 13
4 14
5 15
6 16
7 17
8 18
9 19
10  20
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Диплом 2005
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 /en

 

    © Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz