arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   index / архи.всё -> архи . модерн
   Глава 2.2 ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНА
Архи . всЁ
прессслужба

A.S.P. — концепции
 

Из всего комплекса функций искусства — познавательной, оценочной (аксиологической), созидательной (моделирующей) и коммуникативной—сторонники нового акцентируют созидательную функцию в противоположность познавательной и оценочной, господствовавшим в предшествующую эпоху. За этим неизбежно последовало не только изменение сюжетики, образов, системы формальных приемов, но также отход на второй план искусств, занимавших господствующее место, и выдвижение на первый тех его видов, которые еще совсем недавно находились в кризисном состоянии.

Флоренский П. А. Обратная перспектива. - Учен. 257.

зап. Тартуского ун-та. Труды по знаковым системам», Ш, вып. 198, с. 214.

Рерих Н. К. Обеднели мы. - Цнт. по кн.: Князева В. П. Н. К. Рерих. Л.-М., 1963, с. 40.

В литературе жанр «толстого» романа уступает место короткому рассказу или новелле. Переживает бурный подъем находившаяся в упадке почти три четверти века поэзия. Ведущими видами искусств становятся музыка, архитектура и непосредственно связанные с нею прикладные и оформительские искусства. Таким образом, на первый план выдвигаются, с одной стороны, искусства, непосредственно апеллирующие к чувствам (музыка, поэзия), а с другой — искусства, максимально длительно воздействующие на челове­ ка (ежедневно, ежечасно, ежеминутно), окружающие, организующие и образующие среду его существования. Именно архитектура выступает в мнении русского мыслителя В.Дадонова как средство создания «социализма без политики» (1912) 307 . Возникают предпосылки возрождения архитектуры: она вновь становится искусством, объединяющим и подчиняющим в своей созидательно-преобразующей миссии остальные виды пространственных искусств. Интерес к деланию вещей вытесняет интерес к созданию картин и статуй. Станковая живопись и скульптура переживают кризисную пору, осознавая свою «станковость», освобожденность от непосредственно практических задач и от прямого участия в переустройстве мира как нечто постыдное, как свидетельство своей ненужности.

Из этого вытекает отвращение к «литературщине» как синониму рассудочности и отрицание «тенденциозности». Это — следствие девальва­ции истин, выражаемых в словах и понятиях. Поэт начала века мечтает упо­ добить свой стих архитектурному сооружению.

«Но чем внимательней, твердыня Нотр Дам, Я созерцал твои чудовищные ребра, Тем чаще думал я: из тяжести недоброй Когда-нибудь и я прекрасное создам».

(О. Мандельштам)

Художник видит достоинство своих декораций для сцены театра в строй.- ности и архитектурное™ 308 , то есть в качествах конструктивных, а не понятийных. Предмет кажется много значительней рассуждений о нем.

С поглощенностью проблемами созидательными, творческими свя­ зано резкое выступление против тенденциозности таких художников, ко­ торых мы сегодня никак не можем обвинить в отсутствии тенденции. Проис­ ходит преодоление привычных понятий и одновременная выработка новых. Отход живописи и скульптуры от непосредственно выражаемой в сюжете конкретной социальной идеи, настоятельно выдвигаемая ими задача соз­ дания произведений, радующих глаз и душу, устремленность художников в архитектуру, прикладное и офомительское искусство — явления одного порядка, возникшие вследствие перелома в подходе к искусству.

Характерны в этом смысле высказывания Рериха и Поленова. Парал­лельно мечтам Л.Толстого о нравственном искусстве, заражаясь которым люди будут лучше и счастливее, Рерих выдвигает идею «доброго» искусства. Только такое искусство в состоянии изменить общество, «где живет вели­ кое уныние нашего времени — всевластная пошлость; где пошлостью видят и чувствуют» 309 . Только доброе искусство, приносящее людям радость, кра­ соту, пробуждающее в них хорошие, благородные устремления,-всевластно и всесильно. «Учиться радости, учиться видеть лишь доброе и красивое!.. И нам недосуг станет всматриваться в ненавистное. Отойдет ликование зло­ бы» 310 . Ему вторит В.Д.Поленов: «В творческой силе человека, по-моему, нет разрушительного начала, только созидательное, и этой-то силой обла­ дает человек великого духа. Он так убежден в своем созидании, что ему незачем разрушать» 311 . Искусство представляется всемогущим, способ­ ным преодолеть все зло мира. Поэтому модерн так упорно, может быть, даже назойливо стремится оттолкнуться от пошлости и прозы жизни, «от обыденной жизни в область героизма и красоты» 312 .

Цадонов В. Социализм без политики (города-сады будущего в настоящем). Спб., 1912. В. П.
Рерих В. К.
Обеднели мы. - Цит. по кн.: Князева 1965, с. 143. Письмо Г. Пигулевскому от 22 апреля

Н. К. Рерих, с. 36. 1909г.

См.: Добужинский М. О художественном театре.

Нас не должно смущать, что Поленов, подобно К.А.Коровину, В.А. Серову, начал утверждать самоценность красоты до и как будто вне связи с модерном. Эти художники, равно как М.А.Врубель, видевший в ис­ кусстве и красоте новую религию, и С.И.Мамонтов, поклонявшийся кра­ соте и видевший в ней средство преобразования мира, работали в абрам­ цевском кружке. Зарождение новых представлений о цели и смысле ис­кусства — не есть ли это одновременно питательная среда создания нового искусства?

Порыв в область героизма и красоты тем настойчивей, чем сильнее ощущение катастрофичности русской действительности в революционную и предреволюционную эпоху; после революции 1905—1907 гг. в культе «апол-лоновского» начала как противоположности, антитезы духу Диониса ви­ дится все та же попытка: предотвратить катастрофу или заставить забыть о ее приближении.

Создание новой пространственной среды не есть цель модерна, а лишь средство для создания определенного «настроения», направленного на ду­ховное пересоздание личности.

Вот как описывает творческий метод модерна, и в частности особен­ ности использования цвета, крупнейший представитель модерна в России Ф. О.Шехтель: «Получив эти готовые уже плоскости (здания. — Е.К.), нам приходится считаться с несовершенной оптикой нашего глаза и для получения надлежащего впечатления приходится даже бороться с этим оптическим обманом... применением полихромии достигается, например, увеличение глубины помещений или отдельных архитектурных частей. Ко­ нечно, это только утилитарная сторона полихромии...
  . страницы:
1  11 
2 12
3 13
4 14
5 15
6 16
7  
8  
9  
10   
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Диплом 2005
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 /en

 

    © Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz