arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   index / архи.всё -> архи . модерн
   Глава 2.3 АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Архи . всЁ
прессслужба

A.S.P. — концепции
 

Масштабы строительства в большом городе неизбежно ставят вопрос о пересмотре приемов планировки: отдельного дома, квартала, улицы, Во­ прос этот обсуждается и привлекает внимание с различных точек зрения: с точки зрения планировки отдельного дома, плана города в целом, а когда возник вопрос о городском ансамбле как памятнике архитектуры, то и с точки зрения художественной. И в этом отношении ретроспективизм — явление, родственное новой архитектуре и непосредственно связанное с ее формированием.

Переход от проблемы стильного оформления быта к проблеме стиля городского ансамбля был закономерным. Только таким образом, проникая всюду, везде, всегда сопровождая человека, красота могла выполнить свою облагораживающую, воспитательную и преобразовательную миссию. Поэтому сторонники ретроспективизма не устают повторять: «Стиль города определяется его характерной физиономией, его общей, гармонической связанностью. Цельная, ярко выраженная стильность города зависит не только от архитектуры самих его зданий, но и от сочетания, от тщательного подбора многих отдельных элементов — садов, памятников, фонтанов, вокзалов, мостов и даже от его мостовых и тротуаров» 369 .

Стремление к цельности в ретроспективизме является частичным, и в этом смысле он ближе к эклектике, чем модерн. Ретроспективизм стре­ мится к цельности, но, понимая под цельностью не только принцип, а и единство форм, он сознательно допускает любое единство, основанное на моделировании художественной системы стилей прошлого, если только оно реконструирует стиль с достаточной последовательностью. Ретроспекти- визм не исключает «многостилье», родственное «многостилью» эклектики, изменяется лишь масштаб единицы, где требуется сохранить единство стиля. Во времена эклектики требовали верности воспроизведения отдельной детали, теперь — верности стилю в масштабах целого города. «Россия об­ ширна и разнообразна по составу входящих в нее народностей; почти каждый город в ней имеет свою особую красоту, свои исторические тради­ ции, свои памятники. Совокупность этих признаков образует местный стиль, который и должен быть проводим в каждом городе — как для частных, так и для общественных зданий. Этот стиль для каждого данного города должен быть единственным, потому что только город, состоящий из однородных и одностильных построек, может дать красивое целое» 370 . Так рождается сформулированная В.С.Карповичем теория сохранения исторического об­ лика городов.

Интерес неоклассицизма к градостроительным зы Кур6атов В. Об украшении Петербурга. - «Зодчий», 1908, №43, с.400. Лукомскии Г. К. Мысль о художественности городов. - «Зодчий», 1910, № 1, с. 17-18.

проблемам впервые отмечен А. Л. Луниным. См.: Неоклассическое направление в архитектуре Петербурга начала ХХв. - В кн.: Ленинградский инженерно-строительный институт. Архитектура. Доклады XXI научной конференции, с. 47.

Ее исходная позиция: «После блестящих эпох монументального строи­ тельства в царствования Александра I и Николая I , когда создавались вели­ чественные образцы, которые могли бы и до сих пор давать неисчерпаемые материалы для современного творчества, отечественная архитектура 2-й половины XIX в. в конечных своих итогах принесла значительный минус, утратив связь с прошлым и тускло отражая западные течения в столичных постройках» 371 . Особенно пагубным для красоты городов оказался «кир­пичный» стиль. «Красивейший по своему местоположению и исторической архитектуре Киев в своих новых кварталах от вторжения кирпичной архи­тектуры превращается как бы в задворки какой-то фабрики, а под назойли­ вым влиянием модерна, в котором строятся теперь все дома, начинает при­обретать несвойственный ему американский облик, особенно усиливаемый стремлением возводить дома-башни в 10 и более этажей» 372 .

Для придания «художественной целостности» городам, только начи­ нающим формироваться, В.С.Карпович предлагает разработать образцы строений. Для городов, имеющих одну-две улицы, застроенных рядами невысоких домов, и для городов с одной более или менее благоустроенной артерией и рядом прилегающих к ней более или менее архитектурно-застроенных улиц «сделать обязательной постройку, по крайней мере, общественных зданий в исконных исторических стилях этих городов» 373 . Для столичных городов Москвы и Петербурга с длительной историей, боль­ шим по размерам и с разностильной застройкой предлагается паллиативное решение — ради «сохранения художественного облика столиц надлежит создать для них обязательные постановления о стилях строений по отдель­ ным кварталам» 374 . Причина все та же: забота «не о красоте здания, а о стильности и красоте столицы» 375 .

Мнение Карповича разделяют и другие ретроспективисты: «Для Петер­ бурга, несмотря на все позднейшие наслоения, есть свой характер, есть свой стиль, переживший столетие... заслуживающий бережной охраны, как достояние, завещанное нам предками. Вся эпоха буржуазного и демокра­тического модернизма не дала ничего Петербургу. Лишь восстановление прежних архитектурных канонов может увеличить красоту нашего го­ рода» 376 . Петербург «должен был бы застраиваться если не в одном общем стиле, то хоть по крайней мере в близких к нему родственных стилях... Стремление достигнуть эффекта новой цельности возможно осуществлять более или менее удачно лишь там, где нет исторических заветов» 377 . Ретро- спективизм не ограничивается «внешним» единством стиля городского ансамбля. Он идет дальше, стремясь сохранить то, что именно теперь начинает преодолеваться — иерархичность норм регулярного градострои­ тельства с их системой «внешних» парадных ансамблей и стихийной за­стройкой утилитарного внутридворового и внутриквартального простран­ ства. Таким образом, ретроспективизм пытается надеть узду на живой организм города, подчинить его определенным формам, преследуя цели внешнего, зрительного единства.

306. Купеческий клуб на М.Дмитровке в Москве. 1907-1908. Арх. И. А. Иванов-Шиц

Карпович В. С. О сохранении художественного облика городов. Доклад на W съезде зодчих. - «Зодчий», 1911,№5,с.31.

Если модерн был системой по-своему демократичной, не стремившейся унифицировать облик здания и города, подчинить их внутреннюю структуру определенным, априорно заданным формам, то ретроспективизм стремится именно к этому. Во имя отвлеченной красоты, единообразия и визуально понимаемого порядка, ансамбля, стильности, он пытается направить живой поток в определенное русло. Априорность, деспотизм изначально присущи этому направлению. Это одна из последних попыток старой системы сохра­ нить жизнеспособность, пусть репрессивными мерами. Не случайны испод­воль проявляющиеся в нем миродержавные и великодержавные настроения, вроде: «И почему бы в российском государстве — этом третьем Риме, не возродиться (в третий раз) римской, истинно царственной, <императорской> архитектуре?» 378 «Внешней» нормативности ретроспективизма сродни своеобразный культ государства и сильной власти, который вдруг начинает различаться в призыве художников к единению, хотя бы и под эгидой государственной власти, к художественной цельности, могущей быть достиг­ нутой хотя бы и путем насилия.

Разброд среди художников, стремление искоренить индивидуализм, привести к единству враждующие группировки побеждают традиционное для русской интеллигенции недоверие к самодержавной власти. Ради заветного единомыслия, которое позволит искусству решать задачи государственного масштаба и создать «чистый» стиль, Бенуа готов призвать на помощь режим последних Романовых. «Академия — учреждение государственное и должна служить государству, и только ему. Господа, оставим мысль о свободной Академии.

  . страницы:
1  11 
2 12
3 13
4 14
5  
6  
7  
8  
9  
10   
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
АрхМосква X 2005
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 /en

 

    © Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz