arch
Архивная версия / archive version:


Этот проект переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
 
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! 
Ольга ОРЛОВА ©

  нАш, только нАш!




Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

Театральная педагогика как социокультурная акция





   Таким образом, современный театр осуществляет свою художественную практику в определенных социокультурных реалиях, «признание которых требует внимания и действенного художественного поиска, но отнюдь не категорического и огульного отрицани», как утверждал в своем диссертационном исследовании А.С. Кузин[4] (83; 178).

Художественная практика Ярославского ТЮЗа в контексте современной социокультурной парадигмы и социокультурном контексте города.

При рассмотрении взаимосвязей художественной и социокультурной практики Ярославского ТЮЗа, мы исходим из утверждения художественного руководителя исследуемого театра А.С. Кузина о том, что в современной социокультурной ситуации провинциального города эффективное функционирование театра для детей и молодежи возможно лишь при условии педагогизации театральной практики, осуществляемой в двух направлениях: аутентичном (педагогическая работа внутри театрального коллектива) и социокультурном (педагогическая работа со зрителем) (83; 178). При этом мы полагаем, что успешность работы во втором направлении прямо пропорционально зависит от целенаправленности и последовательности работы в первом направлении, и наоборот.

В Ярославском ТЮЗе, на наш взгляд, оптимально решена проблема педагогизации театральной практики в ее аутентичном аспекте. Во-первых, в результате целевого воспитания для театра молодых актеров и режиссеров. Во-вторых, в результате создания в театре школы в качестве серьезной профессиональной выучки и единства творческих установок театрального коллектива, сформированного сильной режиссерской личностью.

Таковы в русском театре актерские школы, сложившиеся в рамках творческого лидерства Г.А. Товстоногова, А.А. Гончарова, А.В. Эфроса, М.А. Захарова, П.Н. Фоменко. О подобной прежде всего актерской и в меньшей пока степени режиссерской школе, формирующейся вокруг художественного лидера, на наш взгляд, можно говорить и в отношении костяка труппы Ярославского ТЮЗа периода 1990-х начала 2000-х годов, состоящего из актеров среднего и старшего поколения, разделяющих творческие интенции художественного руководителя театра А.С. Кузина и молодых актеров, являющихся его прямыми учениками.

В рамках сложившейся в Ярославском ТЮЗе школы можно говорить о формировании, во-первых, определенного типа актера, отличающегося новым для данного театра и театров города Ярославля и редкой для современного российского театра, качеством сценической правды, основанной на психологической проработке ролей; и, во-вторых, определенного типа режиссера, «режиссура которого, - по аналогии с определением режиссерского метода А.А. Васильева, - не что иное, как особый, новый способ воспитания актера» (239; 53)[5].

Обозначенные обстоятельства определяют, в свою очередь, происходящий в Ярославском ТЮЗе процесс формирования синтетической эстетики театра, соединяющей, во-первых, игровые традиции ТЮЗов 1930-1970-х годов и, во-вторых, психологическую углубленность и остроту индивидуальной проработки роли как традицию русской классики (сценической и драматургической).

Более того, в социокультурном аспекте названная эстетика стремится сформировать тип восприятия искусства, отличный от уже сформированного клипового, рекламного,PC-игрового типа восприятия современных детей и молодежи.

При этом педагогический эффект воздействия созданных в названной эстетике театра спектаклей на зрителя напрямую зависит от характера поставленных режиссером педагогических задач и от метода и качества их решения внутри театрального коллектива в процессе театрально-постановочной работы.


[4] В рамках данной работы мы не имеем возможности, представить сколько-нибудь подробный анализ художественного осмысления и взаимодействия с современной социокультурной средой города. Данный аспект исследования мы оставляем на перспективу.

[5] Характерно в данном случае сравнение М. Дмитревской режиссерского метода А.С. Кузина в спектакле «Последние» с таковым у А.А. Васильева в спектакле «Васса Железнова» ( ПЖ № 26; 106)



диплом



Оглавление:

Введение
2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства
1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров
8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Глава 2. Театр и современная российская педагогика
2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов
32 | 33 | 34 |
Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа)
3.1. Пропаганда театра
3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью
38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 |
Заключение
51 |
Библиография
53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 |
Приложения
65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 |
  
репертуар
анонс
клуб
о проекте
каталог театральных сайтов
 

© Ольга ОРЛОВА
©  нАш, только нАш
       интернет версия
       главный редактор
       o-rl@mail.ru
design by  radesign 2002—2003
ra design studio архитектура x.4 ПТАХИ пресс-служба галерея денег центр исследования хаоса Издательство ШтоРаМаг   
SUPERTOP
Hosted by uCoz