arch
Архивная версия / archive version:


Этот проект переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
 
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! 
Ольга ОРЛОВА ©

  нАш, только нАш!




Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

Театральная педагогика как социокультурная акция





   Кроме того, из нашего опыта общения с подростками по итогам просмотренных спектаклей нам известно, что собственно эстетическая реакция у подростков может быть сильно зашумлена, но это не значит, что она отсутствует вовсе. Более того, можно утверждать, что у некоторых подростков именно в недрах компенсаторного общения начинает формироваться эстетическое отношение к спектаклю. Так как компенсаторное общение провоцирует на активное сопереживание, что само по себе уже является предпосылкой и необходимым компонентом эстетического восприятия.

Таким образом, задача педагога, заключается в том, чтобы выявить и актуализировать для самого подростка «зародыши» эстетического восприятия, и это одна из тех задач, которую может решить обсуждение спектакля. (Методы и приемы организации обсуждения см. ниже).

Подростковый возраст, согласно той психологической концепции, которой мы придерживаемся, это возраст вторичной социализации. Когда подросток пытается строить собственную систему взаимоотношений с миром, на основе известных ему ценностных систем. Родители и ближайшее окружение перестают быть для него единственным и незыблемым авторитетом. Отсюда знаменитая конфликтность подростка, его негативизм, стремление прибиться к той или иной общности с ярко выраженным групповым поведением. Причем, известно, что если у взрослого, как правило, бывает одна единственная референтная группа, то у подростка в силу несформированности личной структуры таких групп зачастую оказывается несколько. В отношении интересующей нас проблемы данная особенность психологии дает несколько интересных поворотов.

Практикам театра и учителям, приводящим в театр класс, организуя восприятие театрального искусства в режиме «культпохода», известно, что непосредственная поведенческая реакция подростков в зрительном зале подвержена нивелировке индивидуальных качеств, подгонке под общие стереотипы и ориентирована прежде всего на возрастную референтную группу, состоящую из сверстников. Эта реакция моторна и автоматична, она, как правило, имеет социально-негативный характер. Это свист, топот, подтрунивания над персонажами спектакля и над настроенными на восприятие спектакля зрителями, прежде всего сверстниками.

О подобном поведении подросткового зрителя перед началом спектакля писали еще в 1924 году основатель первого ТЮЗа А.А. Брянцев и один из его сподвижников известный педагог того времени Н.Н. Бахтин (19; 121-124). С тех же времен начались и поиски методов борьбы с подобным поведением и нейтрализации его негативных сторон.

Причем можно утверждать, что в современных социокультурных обстоятельствах негативные стороны подросткового поведения в зрительном зале только усугубились. Во-первых, под воздействием TV-индустрии и виртуальной реальности, формирующих дискретный, клиповый, рекламный, PC-игровой, тип восприятия и соответственно поведения подростка в зрительном зале. Во-вторых, под воздействием массовой культуры, также определенный «противопоказанный» театральному зрителю тип восприятия и поведения, в котором современные исследователи отмечают такие характеристики, как «ослабление интеллектуальной деятельности, снижение уровня реакций, неспособность к умеренности и отсрочке действий, склонность к гиперэмоциональности и безудержность аффектов, непременно деятельностное выражение эмоций» (58; 145).



диплом



Оглавление:

Введение
2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства
1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров
8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Глава 2. Театр и современная российская педагогика
2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов
32 | 33 | 34 |
Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа)
3.1. Пропаганда театра
3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью
38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 |
Заключение
51 |
Библиография
53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 |
Приложения
65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 |
  
репертуар
анонс
клуб
о проекте
каталог театральных сайтов
 

© Ольга ОРЛОВА
©  нАш, только нАш
       интернет версия
       главный редактор
       o-rl@mail.ru
design by  radesign 2002—2003
ra design studio архитектура x.4 ПТАХИ пресс-служба галерея денег центр исследования хаоса Издательство ШтоРаМаг   
SUPERTOP
Hosted by uCoz