|
|
Джокеры развития. Игра по правилам
В Ярославле создан Фонд «Институт устойчивого развития городов и территорий ». « Джокеры развития – земля и недвижимость – должны определять выигрышность социально-экономических и бизнес - стратегий региона », – считают его создатели. Что этому мешает?
Как ни странно , мешает именно то, что призвано способствовать. Новое российское законодательство в сфере недвижимости вызывает у участников рынка много нареканий ( не исключено, что в силу недопонимания и недооценки ). Поэтому одним из основных направлений деятельности Фонда является внедрение и анализ проблем реализации нового законодательства, оказание практической помощи органам государственной власти субъектов федерации, муниципальным образованиям, застройщикам и населению в создании правовых основ градостроительной деятельности и осуществлении своих прав . Среди организаторов и партнеров Фонда ведущие аналитические, исследовательские, проектные организации России , такие как Департамент строительства и ЖКХ Минрегионразвития России, Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН), Союз архитекторов России, Фонд «Институт экономики города» и другие .
« Назвать новый Градостроительный кодекс совершенным документом, вероятно, нельзя, – соглашается президент Фонда советник Российской Федерации I класса, почетный архитектор России, председатель Ярославского отделения Союза архитекторов России Андрей Владиславович Лукашев.– Однако это первый шаг , непростого пути к ситуации в градостроительстве развитых стран, к результатам которой все мы стремимся, недоумевая при этом, почему «у нас» не получается строить города так, как «у них» .
Врезкой: Безусловно, в новое законодательство надо будет внести еще много поправок, учитывающих реальное положение дел на местах. Однако для того, чтобы приемлемые для региональных участников рынка недвижимости корректировки нового законодательства состоялись, считают создатели Фонда, необходима игра по правилам. В открытую. На местах должны принять новые правила. Тогда и корректировки станут очевидны и необходимы. А практика замалчивания и игнорирования никуда кроме тупика , не ведет. И это касается как властных, так и бизнес-структур регионов .
« Если определить значение нового этапа формирования российского градостроительного права, то его можно назвать сменой формаций – от социалистического градостроительства, правовой вершиной которого стал Градостроительный кодекс 1998 года, к градостроительству, ориентированному на рынок, – считает президент Фонда А. В. Лукашев. – Самое важное здесь создание ситуации, когда главным действующим администратором градостроительной деятельности становится муниципальная власть, которая использует данные ей историей и природой преимущества своей территории для собственного развития путем градостроительного освоения ».
Органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений , согласно новому законодательству, получают самые широкие полномочия по градостроительной деятельности (от выдачи разрешений на строительство до подготовки разрешений на ввод объекта в эксплуатацию ), которые подкрепляются положением о том, что основой формирования муниципальных бюджетов становятся налоги и платежи за землю и недвижимость. Следовательно, муниципалитеты должны быть особенно заинтересованы в совершенствовании и улучшении формирования своей налоговой базы – создании привлекательных, благоприятных и прозрачных условий для инвестиций в строительство и качественном улучшении собственной территории.
Как актуализировать устаревший генеральный план города или проект районной планировки муниципального округа? Как разработать правила землепользования и застройки территории муниципального образования на основе устаревшей градостроительной документации? Как выстроить экономически целесообразную систему организации градостроительного девелопмента в целях развития муниципального образования? Искать ответы на эти и другие градостроительные вопросы главам муниципальных образований скоро так или иначе придется. Так как в новом кодексе прописана норма о необходимости наличия у муниципального образования правил землепользования и застройки. И хотя вводится эта норма в действие с 1 января 2010 года, то есть чуть менее чем через пять лет, она содержит весьма суровый пункт (п. 3 статьи 51), который гласит: «Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки …». Тем более что субъекты градостроительного планирования и ответственности по новому кодексу четко разграничены. Теперь полагаться на то, что область (как это случалось раньше) централизованно обеспечит муниципалитет актуальной документацией , не приходится .
В преодолении трудностей перехода на новые условия игры специалисты Фонда готовы помочь главам муниципальных образований, а также застройщикам всех уровней и рангов. Например, Фонд предлагает застройщикам услуги по негосударственной экспертизе и организации страхования всех возможных в строительстве рисков.
|
|