|
|
ЖКХ должно быть эффективным
А для этого оно должно стать рентабельным
Так считает заместитель губернатора Ярославской области, курирующий вопросы ЖКХ и строительства, В. Ю. Блатов. О том, в чем суть начавшихся в сфере ЖКХ в новом 2005 году перемен и что нас ждет в ближайшие годы, наш разговор.
- Вячеслав Юрьевич, год назад, согласившись занять предложенный Вам пост заместителя губернатора Ярославской области, курирующего вопросы ЖКХ и строительства, Вы поставили перед собой весьма амбициозную задачу: сделать ЖКХ рентабельным. Можно ли на сегодняшний день говорить о результатах?
- Это задача не из тех, что решаются в одночасье. Реально ее можно решить в течение 4-5 лет. Как отметил недавно глава Минпромэнерго В. Б. Христенко, российское ЖКХ перейдет на рыночные условия работы к 2008 году. Ярославская область не исключение. Наша цель заключается в том, чтобы при осуществлении этого перехода граждане почувствовали улучшение качества оказываемых услуг и не почувствовали нагрузки на их оплату. Для этого необходимо привлечь в жилищно-коммунальный комплекс серьезные инвестиции и найти пути адресной поддержки отдельных групп населения, которые не в состоянии сами справиться с оплатой услуг отрасли.
- Именно достижению этих задач служит вступающее в силу с 2005 года Постановление Правительства РФ № 441 от 26 августа 2004 г. по 100 % оплате населением услуг ЖКХ?
- Да, как бы это парадоксально ни звучало.
Во-первых, его реализация позволит увеличить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса. Мы разговаривали с руководителем Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству В. А. Аверченко. Известно, что годовой оборот жилищно-коммунального комплекса в 2004 году составил порядка 900 млрд рублей, а при установлении федерального стандарта по 100 %-ной оплате услуг ЖКХ, он существенно возрастет. Это очень серьезные деньги, а значит, сфера становится более привлекательной для инвесторов, которые при грамотном подходе сумеют сделать ее не только рентабельной, но и выгодной. Более того, есть расчеты, по которым в 3-4 раза можно снизить издержки ЖКХ. А с приходом в отрасль частных предпринимателей и развитием конкуренции повысится и качество услуг в коммунальном хозяйстве . Об этом говорит опыт большинства стран - Германии, Италии, Дании, например. Частные котельные вовсе не означают высокие цены на тепло. Напротив, будет конкуренция: если владелец котельной установит тарифы выше принятых в регионе, то может вообще лишиться своего бизнеса.
Во-вторых, реализация Постановления подразумевает увеличение субсидий тем слоям населения, для которых данная нагрузка будет являться ощутимой. Например, если в 2004 году субсидии на оплату услуг ЖКХ получали 7 % населения, то в 2005 году - 17 %. Если в 2004 году на эти цели из бюджета было выделено 130 млн рублей, то в 2005 году запланировано порядка 365 млн рублей. Эти средства будут выделяться на поддержку тех слоев населения, для которых нагрузка увеличивается. Субсидии будут получать те семьи, для которых оплата ЖКХ составляет более 22 % семейного дохода.
- Есть ли уже сегодня инвесторы, готовые вкладывать средства в жилищно-коммунальный комплекс?
- Да, уже на сегодняшний день в Ярославской области есть инвесторы, заинтересованные во вложении средств в сферу ЖКХ . Инвестиционный проект окупается за 4, максимум 7, лет. Сейчас большой интерес к области проявляет немецкая фирма « Viessmann », которая производит современные высокотехнологичные котельные. Руководство фирмы приняло решение не только открыть в Ярославле представительство, но и начать в Ярославской области сборочное производство котельных. Это позволит нам приобретать высококлассное оборудование по более низким ценам. Кроме того, важно отметить, что монтировать и обслуживать оборудование будут обученные ярославские специалисты. В ведении департамента ЖКХ есть специализированные ГУПы, на базе которых в дальнейшем мы и планируем реализовать данное сотрудничество. Если проект сотрудничества с фирмой « Viessmann » будет реализован, то к 2008 году мы выйдем на безубыточность. Область окажется в двойном выигрыше: сократятся расходы на ЖКХ, и в казну поступят налоги от частника.
Отечественные инвесторы к сфере ЖКХ пока присматриваются. И наша задача сейчас создать максимально благоприятные для инвесторов условия. Так, например, есть чему поучиться в Угличе: муниципальное образование поделено на несколько районов, каждый из которых обслуживает своя управляющая компания. Сейчас у нас есть договоренность с Э. М. Шереметьевой о проведении в Угличе семинара для представителей сферы ЖКХ других МО.
- Каким образом новый федеральный стандарт по оплате ЖКХ может способствовать решению проблемы модернизации изношенного оборудования?
- Оплата услуг ЖКХ должна быть 100 %-ной. До этого у нас складывалась абсурдная ситуация. Население оплачивало 60-70 %, а оставшиеся 30-40 % муниципальные образования в бюджеты не закладывали, и эту разницу доплачивала область. Причем ЖКХ всегда выделяли средства по остаточному принципу: сначала платили зарплату, потом обеспечивали социальную сферу, а само ЖКХ, вроде как, и так всегда выживало... Хотя было очевидно, что оплата услуг ЖКХ не покрывала их себестоимости. Проблему осложняло еще и то, что обслуживание старого, изношенного оборудования, которое мы имеем, прогнивших теплотрасс и коммуникаций обходится куда дороже, чем поддержание нормального режима работы современной инженерии ЖКХ. В итоге муниципальные предприятия разорялись.
При условии же 100 %-ой оплаты населением услуг ЖКХ появится возможность расходовать средства и на покрытие затрат, и на модернизацию производства, и на капитальный ремонт жилья.
Нынешнее оборудование безнадежно устарело. Хватит закапывать деньги в землю и обогревать улицу. Ведь не секрет, что зимой у некоторых теплотрасс травка зеленая появляется. А все потому, что горячая вода идет не в батареи жильцов, а в землю. Давно уже существуют датчики, которые показывают, в каком именно месте произошел разрыв трубы. Или, например, известно, что сейчас мы примерно на 50 % воздух отапливаем. Допустим, сейчас на улице +3 С ° , а батареи при этом работают на полную мощь, мы распахиваем форточки... А у зарубежного оборудования есть электронные счетчики и датчики, которые реагируют на температурный режим на улице и регулируют работу оборудования. Да, новое оборудование стоит дорого, но это, поверьте, гораздо выгоднее, чем каждый год латать одни и те же дыры. Е сли мы реализуем программу модернизации, то потери будут не 50 %, а 3-10 %. Это уже на порядки сэкономит нынешние затраты. Сейчас это кажется фантастическим, но по этому пути пошли шведы, поляки, чехи, французы, датчане. Мы изучали их опыт.
Кроме того, раньше модернизацию ЖКХ пытались провести по дипломатичному принципу: «каждым сестрам по серьгам». Н из этого ничего не вышло. Постоянно, что называется, латали дыры. Сейчас мы избрали другую тактику. Более рационально, на наш взгляд, распределять средства тем, кто ждать уже не может, модернизировать и капитально ремонтировать этот объект и забывать про него лет на 10. При таком подходе к реализации программы модернизации процент изношенных сетей с каждым годом у нас будет сокращаться. И к 2008 году мы сможем выйти на рентабельное ЖКХ, когда средства нам нужны будут на обеспечение льгот и уплату федерального стандарта.
- Каковы в области перспективы развития ТСЖ (товариществ собственников жилья)?
- Приход бизнеса в жилищно-коммунальную сферу помимо привлечения частных финансовых ресурсов позволит осуществить более тесную связь между проектированием, строительством, эксплуатацией и обслуживанием объекта коммунального хозяйства. А именно это является непременным условием повышения качества услуг и снижения их себестоимости. Кроме того, станет возможным изменение неэффективной системы управления на более гибкую, свойственную частным предпринимателям. Однако появление всех этих плюсов возможно только при 100%-ной оплате за коммунальные услуги и адресных субсидиях малообеспеченным гражданам.
Я по опыту Санкт-Петербурга знаю, насколько могут быть эффективны ТСЖ. При этом не возникает вопроса о качестве обслуживания, точно также как не возникает вопроса и о стоимости услуг. В Петербурге, например, существует фиксированная стоимость - 5-7 рублей за кв. м. Схема монетизации, на которую мы планируем выйти к 2006 году, позволит обращаться к услугам ТСЖ даже пенсионерам, которые будут получать средства на персонифицированные счета. В Ярославле пока практика ТСЖ не отработана, но мы к ней так или иначе придем. Например, знаю, что эту практику намерен внедрять президент инвестиционно-строительного холдинга В. В. Соловьев.
- Вячеслав Юрьевич, каковы прогнозы в сфере ЖКХ и строительства на 2005 год?
- Сразу готов сказать, что в 2005 году мы ничего кардинального не предлагаем по улучшению отрасли. 2005 - год беспрецедентный. Это год бездефицитного бюджета. Год, когда мы коллегиально приняли решение ограничить расходы, в том числе сократив аппарат чиновников. Нельзя постоянно кредитоваться, принимать дефицитный бюджет...
Если мы будем более рационально использовать областную собственность, например, посредством продажи ненужной, тогда появятся дополнительные ресурсы, которые пойдут на повышение зарплаты, модернизацию ЖКХ и развитие сельского хозяйства области.
В области строительства, думаю, должен быть рывок, связанный с увеличением ввода жилья. В 2004 году мы много строили, но мало вводили в эксплуатацию. В 2005 ситуация изменится. Есть большое желание достойно подготовится к 1000-летию Ярославля. В том числе и в плане ликвидации и замены на новое ветхого и аварийного жилья.
- Это реально?
- Думаю, да. Но для этого нужны контакты на федеральном уровне. Надо чаще бывать в Москве… Реструктуризация правительства, которая была проведена в начале прошлого года, безусловно, дала результаты, но буквально на полгода парализовала возможность любых контактов. Старая команда уходила, новая еще не пришла… В этом смысле 2005 год должен стать более продуктивным. Думаю, что в этом году из федерального бюджета нам выделят средства на бюджетное строительство, разумеется, при условии софинансирования. В 2005 году мы хотим довести уровень федерального финансирования до 80 млн рублей, а к 1000-летию Ярославля, может быть, еще на порядок увеличить. Наша задача, чтобы в юбилейном Ярославле не осталось ветхого и аварийного жилья.
|
|