|
|
Алиби для режиссера
Александр Кузин: «Я своему театру не
изменяю!»
Творческий климат в театре, а следовательно, и качество его спектаклей,
всегда зависит от того, что и кого выбирают его творцы. В бурных перипетиях
прошлого года артисты Ярославского ТЮЗа выбрали и отстояли своего главного
режиссера и художественного руководителя. А что и кого выбирает сегодня
сам Александр Кузин?
Роман с Самарой
- АЛЕКСАНДР Сергеевич, вы недавно вернулись из
Самары, где на сцене Самарского ТЮЗа поставили свой очередной спектакль.
Раскройте, пожалуйста, секрет ваших взаимоотношений с этим городом и с
этим театром.
- С Самарой меня связывают давние отношения. Несколько лет назад в театре
«СамАрт» назрел кризис. Чтобы спасти театр, его художественный руководитель
Адольф Шапиро пригласил двух режиссеров – Георгия Цхираву, художественного
руководителя Казанского театра, и меня. С тех пор мы ставим в Самарском
ТЮЗе по одному спектаклю в год. Первым я поставил спектакль по сказкам
К. Чуковского «Чу-ха-ха».
- Правда ли, что летом на мировом конгрессе АССИТЕЖ (Международная ассоциация
театров для детей и молодежи) в Южной Корее спектакль был признан лучшим
детским спектаклем?
- Да. Сначала его выбрала международная комиссия из нескольких спектаклей,
представленных Россией для участия в конгрессе. А затем, просмотренный
театралами практически из 90 стран, он был признан лучшим спектаклем.
- Что вы поставили после «Чу-ха-ха»? - Спектакль по шуткам А. Чехова «Доктор
Чехов и другие»- Это совместный проект нашего и Самарского театров. Мы
играли спектакль вместе. Потом был мюзикл по пьесе современных итальянских
драматургов И. Терзоли и Э. Вайме «Женщина в подарок», теперь я хочу поставить
его в нашем театре. И только что завершена работа над спектаклем по пьесе
М. Горького «На дне».
Вот четыре спектакля и шесть лет жизни с Самарским ТЮЗом. Мне нравится
этот театр. Мне нравятся люди, которые в нем работают. Но при всем при
этом я своему театру не изменяю.
Публика в подарок
- АЛЕКСАНДР Сергеевич, могли бы вы соотнести ваши
постановки спектакля «На дне» на самарской и на ярославской сценах?
- Это принципиально разные спектакли. Десять лет назад в Ярославле я поставил
Горького в духе МХАТа: масштабное зрелище на большой сцене. За десять
лет мои художественные пристрастия сильно
изменились. Самарский спектакль идет на малой сцене. Он получился экспериментальным.
Но его полюбили артисты, и приняла публика.
- Многие в нашем городе скучают по вашей ярославской постановке «На дне».
Не возникала идея восстановить спектакль в репертуаре?
- Нет. Надо двигаться дальше. Театр – искусство временное. Каждый спектакль,
как человек, рождается и умирает. Жизнь спектакля всегда зависит от публики,
которая приходит на него. Когда наш, ярославский, спектакль «На дне» превратился
в подспорье школьной программы, он умер.
Театр или рынок?
- АЛЕКСАНДР Сергеевич, многие московские театры
не допускают сегодня па свои спектакли более пяти учеников из одного класса.
А если и допускают класс, то рассаживают его по всему залу. Как вы относитесь
к таким мерам?
- Хорошо. Современный мировой театр уходит от порочной практики «культпоходов».
Люди думают не о том, чтобы заработать на очередном школьнике свои пятнадцать
рублей, а о том, чтобы основную идею спектакля, который «выстрадали» режиссер
и артисты, донести до зрителя. Театр только тогда и имеет смысл. А если
это место, где зарабатываются пятнадцать рублей, то проще идти зарабатывать
их на рынок.
- Чем порочна практика «культпоходов»?
- Театр в этом случае не разговаривает с конкретным человеком. Театр не
становится властителем дум, потому что у детей, которые приходят вместе
:с классом, закрыта их чувственная природа. Когда рядом с ребятами, которые
могли бы воспринимать спектакль, сидят их одноклассники с более низким
интеллектуальным уровнем, то непременно действует инстинкт стадности.
Нельзя театр превращать в место, где правит «футбольное агрессивное большинство».
Дело семейное
-.В МОСКВЕ сегодня очень
популярна идея «семенного театра». В Ярославле эту идею уже давно пестуете
вы. Чем она вас привлекает?
- Это замечательная .русская традиция (мама или папа, дедушка или бабушка
берут своего ребенка за руку и приводят в театр), которая укрепляет семью,
воспитывает детей в определенных нравственных законах. Но это возможно
лишь в том случае, если родители занимаются воспитанием своих детей. А
им сегодня этим заниматься некогда - они зарабатывают деньги, чтобы прокормить
семью.
- Поэтому вы вернули в театр должность педагога?
- Да. Эта должность существует в театрах всего мира. Когда-то она была
и в России. Сегодня мы ее возрождаем. Педагог - мостик между театром и
зрителем. Он настраивает публику на верное восприятие спектакля, помогает
лучше понять его и, в конечном счете, себя. Педагог в театре - это обязательно
еще и психолог.
Чего театру не хватает?
- ТЮЗ известен в городе как театр, всегда готовый
к эксперименту, открытый современной эстетике и драматургии. Как вы сами
оцениваете сегодня его состояние?
-. В этом году у нас в театре произошло большое событие: он пополнился
девятью новыми молодыми артистами. Театр обновился.
Современный театр сегодня уже другой: изменился его художественный язык.
И, кроме всего прочего, он требует серьёзных капиталовложений. А у нас
сегодня денег нет.
- Александр Сергеевич, может быть, привлекать внимание к театру тех, у
кого есть деньги? Ставить спектакли для «денежной» публики?
- Мы, конечно, думаем о привлечении в театр публики со средствами. Но,
в: отличие от драматического театра, наш театр – адресный. Сегодня президент
делает акцент, на том, что детям надо уделять больше внимания. А денег
на это у государства по-прежнему нет. Хочется, чтобы необходимость воспитания
детей понимали люди, которые реально владеют сегодня экономическими рычагами.
Один из пяти
- ОТ ЧЕГО еще зависит современность театра?
-От творческой состоятельности его коллектива. Я отчасти понимаю тех,
кто не дает сегодня денег на наши художественные проекты. Очевидно,
они думают, что вложив свои средства, получат «шедевр» на уровне провинциального
Ярославля. Наш театр входит в пятерку лучших театров России. Признан он
и за границей. И только в родном городе о его существовании некоторые
даже не догадываются.
- Вы известны своей «подробной» режиссурой, на которую необходимо много
времени. Не возникает ли у вас соблазна «прогнуться» под современную ситуацию?
- Современная жизнь требует мобильности и быстрых результатов. Театр сегодня
все больше занимается бизнесом. А театр, который создаю я,
воспитывает, не надеясь на мгновенный результат.
Александр Сергеевич, если отбросить географические координаты, какой театр
вы можете назвать своим?
- Театр, в котором работает компания интересных друг другу людей: интересных
друг другу каждый день, думающих об одном и болеющих одним и тем же.
|
|