|
|
Предприятия всех стран – объединяйтесь!
"Развитие производственной кооперации: взаимодействие
крупного и малого бизнеса" так назывался прошедший первого июля в
ЯрТПП семинар, посвященный проблемам интеграции малого и крупного промышленного
предпринимательства. Семинар был установочным, так как его тема для Ярославля
еще пока нова и на практике не апробирована.
Мы позади планеты всей?
Процесс, который скрывается под незамысловатым лозунгом, переиначивающим
лозунг из нашего недавнего советского прошлого, во всем мире известен
как процесс субконтрактации. Кстати, это новомодное западное слово, имеет
свой подзабытый российский аналог. Еще в советское время отечественные
экономисты-теоретики серьезно разрабатывали идею производственной кооперации.
В плановой экономике того времени эта идея не прижилась. Зато активно
развивалась в промышленно развитых странах Запада с рыночной экономикой.
В 60-х годах прошлого столетия промышленные гиганты западных стран, установившие
монополию на выпуск продуктов массового потребления и подчинившие себе
весь производственный цикл, очень быстро осознали неэффективность существования
этой громоздкой модели в условиях рыночного хозяйства. Именно тогда крупные
предприятия и придумали распределять свой производственный цикл между
малыми и средними предприятиями, сознательно отдавая часть своего заказа
«на сторону», в виде подряда. В выигрыше оказались как экс-монополисты,
так и их менее масштабные коллеги-подрядчики.
Крупные предприятия при этом получили возможность уменьшить капиталовложения
в средства производства и число занятых на предприятии работников, отныне
концентрируя усилия и административные ресурсы на стратегических направлениях
развития производства, быстро обновляя модельный ряд, закупая комплектующие
только по мере необходимости, что, в свою очередь, позволило сократить
расходы в товарно-материальном секторе производства. Размещение заказов
на малых и средних специализированных предприятиях экс-монополисты по
достоинству оценили в качестве гаранта конкурентоспособности цен на их
конечную продукцию.
Малые и средние предприятия, имея стабильные заказы, получали дополнительную
возможность сосредоточиться на своем производстве, а значит – повышать
качество выпускаемой продукции, снижая ее себестоимость. Отныне им не
нужно было тратить средства на маркетинг и продвижение своей продукции.
Долгосрочное сотрудничество, как это показала уже дальнейшая практика,
приводило к тому, что заказчик редко отказывался от своего поставщика.
Более того, крупные предприятия зачастую помогали своим поставщикам внедрить
систему управления качеством и сменить износившееся оборудование.
В итоге в экономическом отношении западные страны оказались далеко впереди
той одной шестой части планеты, на которой нам с вами сегодня приходится
догонять преуспевающий Запад и возвращаться к некогда нереализованным
идеям наших экономистов-теоретиков вот уже полувековой давности.
Роль маленькая, но, по возможности, главная
Осуществлялось это запоздалое возвращение, как это принято у нас в России,
не совсем традиционным образом. Точнее даже: с точностью до «наоборот».
Первыми выгоду применения механизма субконтрактации в России оценили руководители
активно создаваемых в перестроечное и постперестроечное время малых и
средних предприятий. В отличие от развитых стран, в которых малые и средние
предприятия в основном являются подрядчиками, изготовляя комплектующие
детали для крупных предприятий, в нашей стране малый и средний бизнес
решил, по шутке театрального классика, сыграть роль маленькую, но, по
возможности, главную. То есть взялся за разработку, производство и продвижение
продукции конечного спроса.
Подобная рокировка случилась в силу неразвитости в нашей стране механизма
защиты новаций и невозможности авторов-разработчиков получать полноценные
роялти, то есть лицензионные платежи, от продажи своих разработок. Потому-то
многочисленные Кулибины земли русской и вынуждены были сами создавать
собственные малые и средние предприятия для производства своих же ноу-хау.
По оценкам специалистов, такие появившиеся в новой России предприятия
способны хорошо ориентироваться, а в случае необходимости и переориентироваться,
на рынке и быстро занимать свободные рыночные ниши. Их рыночная активность
и эффективность работы значительно выше, чем у большинства ныне существующих
крупных предприятий. Более того, малые и средние российские предприятия
не вкладывают значительные средства в закупку оборудования и аренду производственных
площадей, а осуществляют только производство узлов, несущих ключевые ноу-хау
и окончательную сборку продукта. Основной объем работы они лукаво перекладывают
на мускулистые плечи крупных предприятий, добиваясь тем самым быстрого
роста своего производства.
Производить по-русски
В остальном же цивилизованном мире сложилась несколько иная система субконтрактации.
В роли заказчиков там, как правило, выступают крупные предприятия, которые
могут иметь несколько ярусов подрядчиков-поставщиков из числа малых и
средних предприятий. При этом крупные предприятия оставляют за собой «самое
сладкое»: научно-техническую и опытно-конструкторскую работу, промышленный
дизайн, маркетинг, какие-то ключевые производственные процессы, влияющие
на качество, и окончательную сборку продукта. Все остальное для них выполняют
подрядчики – малые и средние предприятия, на долю которых может приходиться
до 80, а иногда и больше, процентов от общего производства.
В нашей стране подобную, отработанную на Западе и доказавшую свою эффективность
схему организации производства, крупные предприятия практически не используют.
Причина этого кроется, по мнению директора информационно-аналитического
центра Ярославской торгово-промышленной палаты Владимира Лаврова, в том,
что большинство наших крупных предприятий имеет в своем распоряжении все
необходимые производства для выпуска конечной продукции – своеобразные
«натуральные хозяйства», способные производить все: от кухонной утвари
до самолетов. Закономерным результатом такого универсализма является низкая
эффективность деятельности крупных российских предприятий, связанная с
перекосами в структуре управления, огромными накладными расходами, необходимостью
содержания вспомогательных производств и т.д.
Изменить ситуацию и поставить все с головы на ноги может активизировавшийся
в последнее время процесс реструктуризации российских промышленных производств.
Российские руководители крупных предприятий постепенно начинают понимать,
что владеть незагруженным оборудованием невыгодно, пустующими цехами –
абсурдно.
Сеть, в которую пойман успех
А помочь встретиться малому, среднему и крупному предпринимательству новой
России был призван созданный в 1998 году в Москве в рамках совместного
проекта Правительства Москвы и Специализированного агентства ООН UNIDO
по промышленному развитию первый в России межрегиональный Центр промышленной
субконтрактации и партнерства. На сегодняшний день в России действует
уже более 20 подобных региональных Центров, среди которых одно из лидирующих
мест занимает центр, организованный на базе Ярославской торгово-промышленной
палаты.
- Приступив к работе, – рассказывает генеральный директор первого в России
Центра субконтрактации Артем Киселев, – мы осознали необходимость создания
для российского предпринимателя максимально эффективного и доступного
инструмента для поиска партнеров по производственной кооперации. Тогда
была разработана специальная информационная система, использующая возможности
глобальной сети интеренет.
Основу этой информационной системы составляют две взаимосвязанные базы
данных. Первая из которых является базой данных по предприятиям-подрядчикам.
Она представляет собой регистр их технологий и производственных возможностей.
Предприятия, желающие быть занесенными в эту базу данных, предоставляют
в Центр субконтрактации подробную информацию о выпускаемой ими продукции,
о своих производственных возможностях, незагруженных мощностях и о том,
что собственно они предлагают выполнять на заказ для кооперации.
Вторая база данных содержит информацию о кооперационных заказах. Она включает
в себя чертежи, производственную программу и специальные требования к
поставщику и заказываемому у него изделию.
По этой схеме работают и региональные, в частности Ярославский, Центры
субконтрактации. В нашем городе такой Центр работает уже полтора года.
К деятельности Центра за это время проявили интерес более 40 предприятий
Ярославской области. Контакты налажены со многими предприятиями и Центрами
субконтрактации соседних областей. В Центр регулярно поступают производственные
заказы, которые размещаются на сайте Ярославской торгово-промышленной
палаты, рассылаются по электронной почте, вывешиваются на досках объявлений.
Созданная для поддержки российского предпринимательства информационная
система субконтрактации доказала свою эффективность. Она оповещает об
актуальных заказах и подрядчиках, способных выполнить эти заказы, в целом
более 2000 российских предприятий. Известно, что по итогам ее работы к
заказчику в течение двух недель поступает от 5 до 20 предложений от поставщиков,
что позволяет ему выбрать лучшего и сэкономить таким образом от 10 до
30 процентов стоимости изделия. А это, согласитесь, ощутимая выгода.
|
|