|
|
Чужой Сенчин
Эстетика остранения
Прошло время своего Сенчина.
Слишком долго и упрямо с доскональностью криминалиста-патологоанатома
ковырявшего подрасплывшее тело современной цивилизации. Заглядывавшего
вместе со своими героями-дегенератами да и просто людьми (слишком людьми)
в зловонные отверстия мироздания: «Старик, дотерзав мясо, ковырялся во
рту, обнажив ярко-красные, раздраженные работой десны с несколькими черноватыми
осколками зубов. Марина со страхом и любопытством засмотрелась туда…»
(«Один плюс один»). Пускавшегося во все тяжкие, насиловавшего мечту, и
не какую-нибудь там фигуральную, а реальную девушку, свою первую любовь,
вместе со своими многочисленными друганами («Первая девушка»)… В общем
делавшего всё для того, чтобы стать смелым и грубым, для того, чтобы люди
приняли его за своего.
Пришло время Сенчина чужого. И вот – в каждом абзаце нового рассказа
«Чужой» – отталкивание, остранение от всего, во что раньше герой так неистово
погружался.
Место действия нового рассказа для Сенчина типично. Это небольшой сибирский
городок. Райцентр. Мир традиций, терпения и распорядка. Мир своей моды,
своей правды, и, как итог, своего, заметьте, счастья.
«Сидит на жаре за прилавком, прикрывшись
зонтиком, отгоняет мух от копченной скумбрии с мойвой. По обе стороны
худые, ушастые – в Димку – дети. Девочка лет десяти и пацан дошкольник.
…«А где благоверный?» «Да где-то тут, - Наташка кивнула на ряды прилавков
с помидорами, огурцами, капустой, на ларьки, киоски, кишащих людей, -
где-то шляется». Но сказала это без злости, а скорее с состраданием к
нему, непутевому, который всё не может нашляться… А через пять минут я
увидел её муженька. Голый по пояс, в растянутых трениках, с модной в нашем
городке прической – три миллиметра волос, а надо лбом топорщится чубчик.
Стоит возле пивного ларька, в правой руке стакан пива, в левой обглоданный
трехрублевый окунек. Рожа счастливая».
Мир как подводная лодка. Помните, как всегда до одури простой совет психологов
стареющим особам: представьте, что на этих трех кандидатах род человеческий
кончается, представьте и – выбирайте. Практическая философия. Сон чувств
рождает прагматиков. XX век – век психологии, век Фрейда и же с ним, явно
обозначил альтернативу многим метафизическим, духовным тупикам века XIX.
Его поискам и борениям. Утомленному массовыми психозами индивиду, брошенному
в круговорот массового производства и потребления, нужна расслабуха. Так
сказать, компенсация. А закомплексованному провинциалу маленького райцентра,
расположившегося на окраине этого самого круговорота массового производства
и, что самое обидное, потребления, расслабуха и компенсация нужны в ещё
большей степени.
Сегодня российская провинция – комбинат, матрица, если хотите, по переработке
человеческого ресурса. Скопление трудяг и алкашей. В линейной (от пункта
А в пункт Б), за редким исключением, прогрессии. Существу хоть сколько-нибудь
способному к рефлексии на обширных пространствах русской провинции, по
логике (и опыту) автора, сегодня в принципе нет места. Это Вам не «большая
деревня» Маршала Маклюэна (в «провинциальном» тексте Сенчина герои Интернет
и не нюхали), и не «дворянского гнездо» позапрошлого века с доставкой
на дом новинок европейского ума. Это нечто своё, российское, современное…
И особь думающая в российской глубинке должна погрузиться и мимикрировать
под местный одичавший колорит. Такова правда автора. «Да, я одна из миллионов
лягушек, попавших в горшок с нечистотами, но в отличие от других я уверен:
возня не поможет» («Вдохновение») – писал автор периода своего Сенчина.
В новом рассказе иначе.
Автобиографический герой Сенчина уже не оглоушен реальностью. (Кстати,
не только провинциальной, но и столичной, в которой проживать герою довелось).
Не погружен в неё. Не жмуриться, не пятится, не гнётся… Она его отпустила.
Ему незачем уже сводить с ней счёты. Изживать её мучительно в рассказах.
Ужасы прошли. Осталась ностальгия. «Что пройдет, то станет мило», как
говаривал некогда классик.
«Я поглядываю вокруг с усмешкой; я чувствую, что всё больше и больше отдаляюсь
от этих людей», - пишет автор. Его умиляет «ежелетнее нянченье мамой никак
не растущих баклажанов, перцев, дынь» и т.д. Он посмеивается над «потешными
уродцами-дворнягами, произошедшими от скрещения, бог знает каких пород…».
И точно также героя смешит «их (бывших односельчан – прим. О.О.) одежда
– или просто убогая, или, что нелепее, слишком городская: эти коротенькие
юбки, костюмы и галстуки, туфельки с тонюсеньким каблучком на фоне кривых
заборов, на засыпанных угольным шлаком улицах…».
Некогда в своем послесловии к первой книге Сенчина «Афинские ночи» А.
Рекемчук, анализируя «тараканий мир» подробно, наряду с человечьим, выведенный
в рассказе «Погружение», воскликнул: «рассказ написан вовсе не о тараканах,
а о людях!» Замечали ли Вы, как часто герои Сенчина ловят себя на желании
заскулить? Как часто готовы зарычать и огрызнуться? Эта навящевая параллель
с незамысловатыми «братками» человека – аксиома авторского метода и один
из ключей к пониманию его нового рассказа. Уродцы-дворняги века сего –
люди – да собственно мы с Вами – рожденные от скрещения эпох, города и
деревни, провинции и столицы.
Возможно, в этой ёмкой метафоре пограничья, безвременья и безродства автором
и найдена та точка остраняющей опоры, с помощью которой можно в некотором
смысле перевернуть мир. Опрокинуть его в область художественных смыслов.
О чем «фактографичный» и «натуралистичный», «скурпулезно документирующий»
и «очерковый» Сенчин, кажется, давно помышляет устами своих автобиографических
героев: «Сейчас снова наступило время критического реализма, литература
вернулась к тому с чего вообщем-то и началась. Но критический реализм
поверхностен и недолговечен, и уже Гоголь это понял и отрекся… А идти
дальше мы не готовы. От наблюдения до анализа очень долгий путь…» («Вдохновение»).
Сам с клеймом дворняги, - ибо не ко двору нигде: ни в провинции, ни в
столице, - герой Сенчина в новом рассказе, наверное, впервые пытается
понять другого. Не растворяется в нем и не сгущает его до себя. Подобная
мимикрия автора наплодила уже в его текстах достаточно «образованных обывателей»,
«мелкобуржуазного быдла», рожденного из «недоделанных творцов» – этих
странных мутантов традиционного героя русской литературы – интеллигента.
Герой рассказа «Чужой» несравненно более
интеллигентен, чем герои других вещей прозаика, и, соответственно, более
укоренен в русской литературной традиции. «Чеховскую струну», отмеченную
у Сенчина критиком Е. Ермолиным, автор явно поднасторил. Он во-человечил
(обратная перспектива булгаковского Шарика) героя и как-то художественно
его о-правдал. «Правда, - вновь прибегнем к рефлексии автогероя Сенчина,
- появляется тогда, когда не на ком отвести душу, нечем обмануться, не
в кого спрятаться» («Вдохновение»). Причем, на этот раз герой, остраняясь
от действительности, уже не «принимает непристойную позу», показывая «до
какой степени ему не надо» (всё это и не нужны все эти, люди – прим. О.О.)
(«Вдохновение»).
Герой слегка, но всё-таки жалеет «пацанов, будущее которых торчать при
магазинах грузчиком или шакалить на базаре, в лучшем случае - шоферить»,
«соболезнующе качает головой вслед стройненькой симпатичной девушке, которая
наверняка через несколько лет превратиться в мясистую, толстоногую клаву,
задавленную и одновременно закаленную грузом новых и новых, никогда не
переводящихся дел» и т.д.
Но плебс есть плебс. И игры с ним опасны. Это доказал XX век. И автор
этого, кажется, ни на минуту не забывает. Он верен своей роли диагноста
современной действительности. Он ловко балансирует между созерцательной
жалостью и практичной трезвостью: «Я про них написал достаточно откровенно,
за это могут и рожу разбить – чего-чего, а самолюбия у них хоть отбавляй,
и, кажется, чем меньше перспектив более менее приличной жизни, тем сильнее
растет самолюбие» и т.д.
*
Однако центральная для рассказа категория чужого помимо разобранной явно
продуктивной и перспективной для автора метапрозаической (как рефлексии
о собственном методе) интерпретации, предполагает наличие и иного, возможно,
более спорного значения. Это значение актуализируется во второй части
рассказа, когда в повествование, наряду с автором, включается «типичная
уроженки городка» начальница главпочтампа, рассказывающая о том, как её
подчиненная «почтальонка» перепутав суммы (1.5 и 15 тыс. руб.) чуть не
подвела себя под монастырь. Отдала вместо полутора 15 тысяч. А ошарашенные
столь щедрым подарком судьбы земляки деньги возвращать не собираются…
«Нищета разум застила», - признаются позже. Хитросплетения, развитие,
развязка этого местечкового социального детектива описаны автором лихо,
задорно, с переменным пунктиром авторских ремарок: «От этого подробного,
в лицах рассказа голова стала тяжелеть… Хотя дослушать и не мешало – может,
пригодиться» и т.д.
Через эту историю просвечивает разобщенность, монадность существования
современных людей. Все друг другу оказываются как бы чужими, посторонними…
«А ты-то чего гоношишься? Тебе-то что?» - спрашивает заступницу-рассказчицу
дома муж. «Это её («почтальонки»- прим. О.О.) проблемы» - вторят ему не
желающие возвращать деньги счастливцы. И герой, выслушав пламенный рассказ
искательницы правды да совести в народе, провозглашает ей в ответ свой
очередной диагноз: «Народец… И ведь до чего отупели, даже фантазии не
хватает сказать: нет, не получили мы полторы тысячи, как положено, ничего
не знаем. И всё бы, никто никогда не доказал. Наглости хоть отбавляй,
а мозгов… Обыдлился народ до предела». Поняв, что сказанул что-то не то,
герой осекся… Но взгляда не отвел. Отстаивая как бы право на существование
своего, молодого, да, меркантильного, настоянного на прагматике современных
будней, а не на утраченной совести, взгляда на жизнь.
Молодое поколение описывается у Сенчина как энергийно обанкротившееся.
Поколение, призванное по определению собирать камни (например, в качестве
варианта: создавать литературу в поисках утраченной совести), оно жаждет
праздника, расточения: «Ну, где оглушительный праздник, афинские ночи?»
(«Афинские ночи»). И в этом его трагедия. Тупик поколения. И автора, который
на интуитивном уровне, уровне своей поэтики от этого поколения уже остранился,
а духовно всё ещё с ним, тычится в тупики поколения.
*
Кто-то из критиков ещё в «Афинских ночах», взалкав луча света, предостерёг
тем не менее автора оных от написания второго тома «Мертвых душ». Дескать,
всё это мы уже проходили… Неисповедимы пути Господни. Но у духовных троп
есть некоторая логика. Некогда её прочувствовал великий Гоголь. Верна
она и сегодня. И Сенчин это, кажется, даже знает (см. цитату выше).
Следуя одной из тех духовных истин, по которой «каждый грех – есть прежде
всего потеря контакта с собственной глубиной», можно сказать, что в произведениях
периода своего Сенчина воссоздана та пустыня человеческого духа, которую
он, как автор, исходил уже вдоль и поперек. И народ читающий бродить по
этой пустыне устал! Он вопиет и жаждет земли обетованной. Или уродцы-дворняги
её ещё не достойны?
ноябрь 2003
|
|