Коммуникативные концепции молодых писателей в современном информационном пространстве
В данном докладе я рассмотрю коммуникативные концепции трех молодых писателей: Р. Сенчина как «самого раскрученного» > критиками молодого писателя России, С. Шаргунова как образца «самораскрутки» и В. Орловой в качестве примера продуктивной оппозиции обозначенным авторам. Выбранные персоналии могут быть рассмотрены в качестве модели коммуникации в определенной литературно-медийной среде >. Коммуникативная концепция бывшего провинциала, а ныне москвича Р. Сенчина – своеобразное эксплуатирование автором провинциальной , а в современном информационном пространстве возможна замена – информационной – «ущербности», которая по принципу нусодинамики В. Франкла становится главным стимулом творчества. И даже когда автор уже проживает в столице, по своей коммуникативной идентичности он остается провинциалом и как бы в обратную перспективу опрокидывает свою информационную ущербность теперь уже на провинцию: «…Я приезжаю сюда (в провинцию – прим. О.О.) набраться впечатлений, деталей провинциальной жизни, о которой… писал все эти годы» >. В произведениях Сенчина, независимо от того, в провинции или в столице происходит их действие, моделируется провинциальный тип взаимоотношений автора и героев с действительностью. Она неизменно предстает в произведениях Сенчина в реальном , свойственном, по оценкам молодых писателей, провинциалам, а не виртуальном , свойственном москвичам, модусе >. Другой вариант коммуникативной концепции в дискретном информационном пространстве современной России представляет В. Орлова. В основе ее концепции лежит не раз высказываемая ею в публицистических и критических статьях мысль о том, что центр и периферия современного литературного процесса, как центр и окружность вселенной Н. Кузанского, везде и нигде >. Коммуникативная концепция Орловой по своей «везде» и «всегда» самодостаточности , в том числе информационной, противоположна концепции столь же тотальной «ущербности» Сенчина. В художественном мире своих произведений Орлова моделирует современное информационное пространство, которое, по наблюдению исследователя, «не линейно, а шарообразно-замкнуто» и в котором, по приведенной там же цитате теоретика информационного общества М. Маклюэна, «все времена и пространства сразу» >. По своей открытости экзистенциальному опыту современного человека и диалогичности коммуникативная концепция Орловой противоположна изоляционистской и монологической концепции С. Шаргунова. Коренной москвич, отличающийся столичным, «виртуализированным» >, типом сознания, Шаргунов является идеологом нового художественного метода молодых литераторов. Он противопоставляет иронии избыточно информированных постмодернистов «новую серьезность», «новый реализм», основным художественным приемом которого декларируется «прямота зеркала» >. Однако формальная закрытость Шаргунова множественности культурных и литературных кодов постмодернистов, с одной стороны, и отсутствие глубины собственного экзистенциального опыта, с другой, оборачиваются для автора коммуникативным коллапсом, продуцированием «субтекстов субкультуры». Если Орлова в построении своей коммуникативной концепции опирается на осмысление внутренних характеристик современной культуры, то Шаргунов – на подражание внешним. Так, Шаргунов широко использует в своем творчестве известные в современной PR -практике приемы манипуляции сознанием читателя, определяя тем самым его глубоко монологичный, отрицающий наличие равноправного собеседника характер >.1 Н. Осминская Падение элит, или общество анонимных писателей («круглый стол» «Стуктура современного литературного пространства и песпективы ее изменения») // НЛО – 2003, №62. – С.429. 2 К. Кокшнева Проза молодых: мифы и реальность // http://www.hrono.ru/text/2002/kokshe01.html 3 Эта среда тождественна прежде всего читательской аудитории приложения к «Независимой газете» «Ex libris» и газеты «Литературная Россия», а также широкому кругу литературной общественности, сплоченной деятельностью Фонда СЭИП: участников и ведущих мастер-классов ежегодного Форума молодых писателей России и читателей изданий Фонда, нацеленных на поддержку молодых литераторов. 4 Р. Сенчин «Чужой»// еще неопубликованный рассказ. 5 Антонимия «реальность» и «виртуальность» предстает в рефлексии молодых писателей в качестве одного из центральных критериев отличия жизни в современной провинции и столице. Так, В. Орлова говорит «Москва слишком стремиться жить в виртуальности – конечно, не обязательно в Интернете, но все равно в некоем придуманном мире… очень далеком от тех жизненных вопросов, которыми озабочены регионы» // выступление В. Орловой на открытии Третьего Форума молодых писателей России «Столица и провинция: Диалог России с самой собой» 6 В. Орлова Проза молодых// Интернет-журнал «Пролог» № 10 (18): http://www.ijp.ru/show/pr.php ; В. Орлова XXL _Проза тридцатилетних// Интернет-издательство «ШтоРаМаг» http://x-4.narod.ru/pub/; 7 В.П. Терин Информационное и коммуникативное воздействие в условиях глобализации// http://www.isn.ru/info/seminar-doc/inf.doc 8 см. комментарий в сноске № 7 9 С. Шаргунов Русская литература: Жизнь молодая // Люди о премии (раздел сайта премии «Дебют») http://www.mydebut.ru/people/site/site2.phtml 10 К. Кокшнева Проза молодых: мифы и реальность // http://www.hrono.ru/text/2002/kokshe01.html 11 Подробный разбор использования PR -приемов С. Шаргуновым см. в докладе автора тезисов на Шестом международном философско-культурологическом конгрессе « Д ифференциация и интеграция мировоззрений: динамика ценностных ориентаций в современной культуре»:
|
||||
nt-n.da.ru o-rl@mail.ru гостевая |
||||
© Ольга Орлова |