|
|
Non-stop или Что происходит в ТЮЗе?
Традиционная для современного европейского, как,
впрочем, и для русского театра XIX - начала ХХ веков традиция «блуждающих»
творцов возрождается. И две мартовские премьеры Ярославского ТЮЗа – результат
совместного творчества труппы театра и свободных художников из Самары
и Питера – прямое тому подтверждение.
Премьера первая. Сценическая версия поэмы Н. Гоголя «Мертвые души». Автор
инсценировки, постановки и оформления спектакля самарец Олег Скивко. Странная
получилась вещь. Действие грандиозной поэмы сжато волей режиссера до пределов
малой сцены, на которой сконструирована не то повозка (Птица-Тройка?),
не то купе (мчащего через ХХ век?) паровоза. В этом символичном пространстве
сцены философствующий шулер Чичиков (Илья Богатырев) и встретится гм…
с еще одним жуликом русской провинции, поочередно переодевающимся во всех
остальных персонажей гоголевского оригинала (Юрий Круглов). Режиссер,
следуя известному принципу Вс. Мейерхольда, поставил скорее не произведение,
а всего автора, ненавящево реализовав в этом втором – играющем всех остальных
– герое мотивы извечного русского ревизорства-самозванства. Есть в этой
истории и третий непременный герой русской драмы: Мужик (Юрий Иванов).
Два мошейнника на все времена, объединяясь в финале, мчатся дальше. Идет
дождь. Мужик танцует и поет. Фреска, на мгновение оживающая у зрителя
перед глазами. Притча, разгадать которую ему еще предстоит. «Спектакль
из серии того, что еще никто не делал» - прокомментировал работу автор.
Думаю, что и не видел тоже. Кстати, еще один эксклюзив: «русское танго»,
наряду с прочей музыкой, звучащей в спектакле, сочиненное специально для
ярославской постановки композитором с мировым именем Антоном Чердакли,
маэстро известного квартета «Non-stop».
Премьера вторая. Философская сказка для тинэйджеров и не только. Большое
двухактное полотно, поставленное по пьесе В. Ольшанского по повести Ф.Э.
Бернет «Принцесса Кру». Питерские авторы спектакля уже известны ярославцам:
режиссер – Борис Гуревич и художник – Ольга Слезкина по поставленной в
ТЮЗе десять лет назад комедии испанца Тирсо де Молина «Ревнивая к себе
самой», композитор – Сергей Сушко по целому ряду осуществленных в этом
театре работ.
«Сказка сказок», вбирающая в себя мотивы Золушки и алых парусов, мистические
трансформации Гофмана и андерсеновские быт и стойкость человеческого духа
презентуются зрителю жестко и современно, трогательно, но не слезно. В
игре занятых в спектакле молодых артистов ТЮЗа чувствуется освоенная ими
стилистика подлинного реализма, иногда – бытового гротеска. Они играют
не сусальность переживаний заводных Золушек и укутанных в мантии принцев,
а первые – настоящие чувства – обычной лондонской девчонки Сары Кру (Ирина
Наумкина) и лондонского парня Дональда (Сергей Василюк). Вовсе несказочную
забитость и униженность служанки Бэкки (Татьяна Мухина). Играют так, что
остается сожалеть вместе с питерским режиссером о том, что в Ярославском
ТЮЗе утеряна традиция совместных – родители с детьми или старшие сестры
и братья с младшими – походов в театр.
Феномен «блуждающих» творцов самим пилигримам искусства дает возможность
реализации своих давних или, напротив, новаторских новорожденных замыслов.
Труппе – отличный тренаж, ощущение иных творческих школ и эстетических
систем, толчок к саморазвитию.
P.S.: Некогда социально-ответственный Жан Виллар утверждал, что театр,
как творческий организм живет ровно 20 лет, а после либо умирает, либо
меняет эстетику. Ярославский ТЮЗ накануне своего 20-летия, начав свой
предъюбилейный сезон принятием в театр девяти молодых артистов да небывалым
(пять штук) количеством добротных премьер, думается, подтвердив подобный
творческий тонус премьерами самого взыскательного для театралов месяца
– марта, пойдет по второму пути. Non-stop!
|
|