|
|
Гамбургский счет Волковской сцены
«БРАТЬЯ меньшие» первого русского театра, как сострил
его директор Валерий Сергеев, съехались в пятницу в Ярославль на третий
. международный Волковский фестиваль. Старейшие театры российской провинции
и ближнего зарубежья составили афишу фестиваля, в которой даже взыскательная
публика
найдет постановки как русской
классики – Толстого, Достоевского, Гоголя, Островского, так и мировой
– Пиранделло, Брехта, вариации японского модерниста Кавабаты и современный
постмодерн на темы чеховской «Чайки».
В ЭТОМ году у Волковского фестиваля три лауреата: Юрий Григорович
художественный руководитель Краснодарского театра балета, Валерий Яковлев
- художественный руководитель Чувашского академического театра драмы им.
К. Иванова и Воронежский академический театр драмы
им. А. Кольцова.
Фестиваль открылся римейком легендарного балета Юрия Григоровича на музыку
Дмитрия Шостаковича «Золотой век». Известно, что масштабные и красочные
зрелища Юрия Григоровича сначала осваивали сцену Мариинского театра в
Ленинграде. Потом, следуя советскому девизу «Все лучшее - Москве», перекочевали
на сцену Большого театра. А теперь, подтверждая негласный девиз Волковского
фестиваля «Все лучшее - провинции», возрождаются на сцене Музыкального
театра творческого объединения «Премьера» в Краснодаре. После только что
отшумевших четырехмесячных гастролей в Америке, и предстоящих гастролей
в Англию, приехали на Волковский фестиваль в Ярославль.
- Я оченъ горжусь тем, что получил эту русскую премию именно в вашем
театральном городе, - сказал на пресс-конференции Юрий Григорович.
Он и в свои 70 лет имеет репутацию
«молодого человека»: по 12 часов в день работает с артистами в классе.
Сам лично, никому не доверяя, перед каждым спектаклем проверяет сцену,
декорации, освещение. На вопрос незадачливой журналистки, почему его балет
будет идти на Волковской сцене два вечера, а не один, подобно постановкам
других участников и лауреатов фестиваля, хореограф среди шумихи, поднятой
ярославским административным бомондом:«Это же Гри-го-ро-вич!», пояснил
причины технического характера. Например, что в Ярославль из Краснодара
привезли только танцовщиков 187 человек, а чтобы показ прошел при живой
музыке, еще и исполнителей оркестра. Если Григорович и коснулся чьей-то
гениальности, то не своей, а Дмитрия Шостаковича. Мастер вообще не говорил
на пресс-конференции громких фраз, которые можно запоминать и потом цитировать.
Он рассказывал о воспитании молодой поросли танцовщиков в Краснодарском
хореографическом училище и о своем детстве, когда он мечтал стать милиционером
или пожарником, вспоминал историю постановки балета «Золотой век».
В 1996 году в Краснодаре проходил фестиваль «Дмитрий Шостакович и мировая
музыкальная культура» В качестве председателя жюри на фестиваль пригласили
Юрия Григоровича. В Краснодаре Григорович и познакомился с небольшим ансамблем
классического балета, работавшим в «Премьере» с 1992 года, и осуществил
постановку сюиты из балета «Золотой век». С тех пор сцена Музыкального
театра в Краснодаре стала репетиционной базой мастера, на которой он успел
поставить и воскресить к жизни уже более 10 своих балетных проектов.
Постановки других лауреатов Волковской премии - Чувашского и Воронежского
драматических театров -ярославцам еще предстоит увидеть.
Художественный руководитель Чувашского театра Валерий Яковлев поведал
на пресс-конференции, что премия для него оказалась двойной:
«соседство на одной сцене с выдающимся Григоровичем важнее официального
признания». А на открытии фестиваля процитировал Белинского: «Федор Волков
- отец русского театра». И от себя добавил: «И для чувашского он не отчим!»
А в ходе общения ярославских журналистов с представителями Воронежского
театра выяснилось, что не только «Волкову, Волкову, Волкову» и Ярославлю
обязаны театралы России, но и современный театральный Ярославль признателен
Воронежу за таких актеров, как супруги Попенко, Владимир Солопов, Сергей
Куценко. Юрий Ваксман, Вадим Романов и другие
|
|