|
Заметки о национальности Архитектуры Из Гэст_архива «Избушки и отупение» (если уж вспомнили Лооса). Так сегодня могла бы называться статья об этом повсеместном рвении к «созидательству, причем посредством… (простите, Тропин, домыслю) национальности». «Как определить, что дом выстроен в "национальном стиле"? По башенкам, кокошникам и шатрам - в них отражается душа народа.» (Россия. Год 2000. Аннотация на archi.ru). Вот так. Начиная с XVII столетия, с так называемого "русского барокко" - с шатровыми колокольнями, с восьмериками на четвериках, заимствованных из деревянного зодчества Древней Руси, продолжая Шехтелями и Щусевыми, кот. опять вернулись к шатрам - и не только в церквях, но и в зданиях, например, вокзалов, ну и заканчивая что ли «постмодернистскими теремками», о которых я уже писала, - так ничего нового и не придумали? Я, конечно, возможно, что-то и путаю, и не учитываю, но, по крайней мере, такое ощущение складывается по итогам просмотра столичных глянцевых журналов по архитектуре и дизайну и недавней выставки ярославских интерьеров в АРС-Форуме и т.д. …А потом ещё взращенные этим однообразием эпигоны, с атрофированной фантазией, смотрят на био-сити и пишут в этой гостевой «vy shto izdewajetis', eto goroda budushchewa - ?» или, возможно, они же отзываются по поводу Музея Гугенхейма упоминавшегося в этой гостевой Фрэнка Гэри: «гнездо противотанковых ежей». «Избушки и лоскутные одеяла! - до сих пор идеал жителей русской провинции», как сказал Семен после названной выставки. …А между тем вся эта архитектурная Хунта США ли, Москвы ли, Ярославля ли и т.д., (экстраполирую Дженкса): приведет к тоталитаризму, потому что архитектура, по всей видимости, является не только самым национальным из искусств, но и самым массовым вне зависимости от уровня грамотности населения. Хотя мне-то при всех этих тезисах «национальности» архитектуры и размышлениях русских философов XX века о том, что гений всегда укоренен в национальном духе, так сказать, архетипах нации, ближе упоминавшийся здесь Фрэнк Гэри – непонятной – национальности. (Кстати, а как быть с гениями в архитектуре? Есть критерии, иерархия? ) Уважаемая Изольда (правильно?), вероятно, права в своих архитектурных интуициях, распахивая архитектуру современного Дублина в мистическое и угрюмое прошлое Ирландии. (А Вы, уважаемый Тропин, порываетесь нечто вроде «нового тоталитаризма» развести на микропространстве гостевого диванчика ПТАХ. Или Вы думаете, что это: «Cмею Вас заверить, что это произошло по вине вышестоящей организации, мы заботимся о наших пользователях...» нечто иное? Вряд ли прозорливый Дженкс в своей последней статье под тоталитаризмом подразумевал maxi-симулякры типа культов личностей в XX веке и т.д. Тоталитаризм, знаете ли, это когда кто-то называет себя «вышестоящей организацией» и начинает упорно заботиться о пользователях, гражданах и т.д., не спрашивая их о том, нужно ли им это. «Дьяволизм, как писал один из теоретиков современной эпохи, - это добро, которое на себе настаивает» и т.д.) © Ольга Орлова |
||||||||||||||||||||||