arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
  Эволюция формы и символики древнеегипетских храмов
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

Следующий этап в развитии ордера (Среднее царство) знаменует тенденцию к преодолению массивных опор, придание им более стройной и пластичной формы. Получают широкое развитие колонны в виде гранёного цилиндра с 8 и 16 гранями или врезанными в тело её ствола желобами – каннелюрами. Иногда ствол колонны равномерно уменьшался от основания кверху. Высота колонн обычно в 5 – 5,5 раза превышает размер колонн в основании. Часто колонны имели капитель в виде квадратной плиты – абаки. При сохранении геометрической регулярности форм египетский ордер отличается строгостью и конструктивной логичностью.

Ордер с колоннами, подражающими формам растительного мира, в период Нового царства стал ведущим в храмовых постройках. Развились несколько типов колонн, но в основе их формообразования, как правило, лежал единый принцип – стилизованное воспроизведение в камне ствола, бутона или цветка таких распространённых в Египте растений, как папирус, лотос и пальма. Ствол колонны был круглым в сечении или состоял из «пучка стеблей», т.е. имел выпуклости в виде полукружий (соответственно круглому стеблю камыша или лотоса), а иногда в виде заострённых рёбер (следуя угловатому сечению стебля папируса). [20] По горизонтали ствол пересекался орнаментальными полосами или объёмными «жгутами», как бы стягивающими «связки стеблей». Капитель воспроизводила форму закрытого бутона или раскрывшейся чашечки цветка. В отличие от более ранних видов ордера, стилизованный ордер Нового царства имеет декоративно-изобразительную основу композиций. Отображение в камне растительных форм во многом шло вразрез с конструктивной логикой стоечно-балочной системы (сужение колонн книзу, сосредоточение усилий в сравнительно малой по сечению абаке, декоративная трактовка капителей, лишённых функций наружных частей системы и т.п.). Обусловленное идейно-художественными задачами стремление к монументализации форм было ведущей чертой разработки ордера. [21]

Как отмечалось в предыдущем параграфе, колонны применялись в основном лишь в двух помещениях храмового комплекса Нового царства – в открытом дворе (в виде портика) и в гипостильном зале. Так как оба эти помещения символизировали собой земной Египет (точнее долину Нила от Мемфиса до Элефантины) [22] , то колонны представляли собой растительность этих территорий – заросли папируса, лотоса и пальм. Кроме того, грандиозные колоннады дворов и залов имитировали первозданные заросли тростников, в которых родилось когда-то солнечное божество. [23] Столбы в храмовом зодчестве Нового царства сохранились только в заупокойных храмах, да и то лишь с изображением тех или иных божеств – так называемые осирические, хаторические и другие колонны. К середине времени Нового царства всё более стали прибегать к колоннам с гладкими круглыми стволами (отказ от ребристых колонн), на поверхности которых было очень удобно наносить рельеф и росписи. Стремление к максимальному заполнению изображениями всех открытых поверхностей храма хорошо видно на примере гипостильного зала храма Амона-Ра в Карнаке, где даже балки поддерживавшие потолок были испещрены многочисленными изображениями.

Рельефы и надписи применялись во всех внутренних помещениях храмов, где они сплошным ковром покрывали стены и колонны. Композиции носили лентообразный характер. Ленты располагались друг над другом, смыкаясь одна с другой, размеры их по высоте менялись в зависимости от изображаемого сюжета. Содержание рельефов было связано с прославлением фараона – строителя храма – и богов. В изобразительном искусстве Египта существовали определённые каноны в передаче тех или иных персонажей или происходящих сцен. При построении рельефной или живописной композиции стены, пилона, колонны определялись положение и взаимная связь отдельных ленточных полос, на которые членилась их поверхность. Изобразительные мотивы чередовались здесь с иероглифами.

Египетские рельефы Нового царства врезались в камень (рельефы «ан крё»). Швы, оконтуривавшие изображения, углублялись в поверхность материала. Таким образом, сами изображения не выступали по сравнению с фоном, а как бы укладывались в общую его поверхность, что помимо прочего предохраняло изображения от скалывания, особенно на стволах колонн. [24] Очертания фигур и предметов несколько округлялись, смягчались, придавая изображениям особую пластичность. [ 25]

 

Перекрытия потолка в храмах Нового царства лежали на продольных и поперечных балках, перекинутых между абаками колонн и скреплённых особыми каменными скобами, которые применялись уже с эпохи Древнего царства. Потолок в храмах имел рельефную пластику в виде кессонов , образованных каменными балками и гладкой поверхностью каменной плиты покрытия. Поверхности балок могли иметь рельефные или живописные украшения. [ 26]

Потолочные плиты являлись одновременно крышей храмового комплекса, так как над ними было только открытое небо. Кровли храмы древнего Египта не имели, так как дождь в Египте большая редкость. Такой высокий потолок не защищал и от зимней ночной прохлады (храм не был жилым помещением). Единственным предназначением крыши была защита от прямых солнечных лучей, которые могли проникать лишь в дверные и оконные проёмы. Потолок имелся только в двух больших помещениях храма – гипостильном зале и комплексе святилища, а также в подсобных помещениях храмового комплекса. Потолок храма, являвшийся небом этого микрокосма, традиционно украшался золотыми звёздами, созвездиями и фигурами летящих коршунов, сжимающих в лапах кольца шен – символы бесконечности. [ 27] Потолок был единственной поверхностью, где никогда не делались рельефы, – только роспись. [28] Ко времени Нового царства в храмовых постройках сохранился лишь плоский потолок, но ещё незадолго до этого в культовой архитектуре шли эксперименты по выбору наиболее удобной его формы.

Наряду с круглым кирпичным, а также, возможно, плетёным сводом, уже на заре Раннего царства в лёгких постройках применялся своеобразный чисто «египетский» полусвод, округло приподнятый спереди и плавно скошенный назад. Верх построек уже при I династии увенчивала иногда перегибавшаяся вперёд надставка (карниз) – вероятно, воспоминание о составлявших некогда стены тростниках, с наклонёнными вперёд свободными верхушками. Как устраивались скошенные полусводы и выгнутые выкружки в Раннем царстве – неизвестно: те и другие известны только по изображениям. [29]

 

Вернёмся в Новое царство. Форма окон была тесно связана с обустройством потолка гипостильного зала. Ширина окон всегда располагавшихся над центральным походом гипостиля, зависела от расстояния между колоннами, а их высота – от перепада высоты колонн главного нефа и второстепенных нефов, а, соответственно, и перепада высоты потолка над главным нефом и над остальным залом. Первоначально окна закрывались тростниковыми или деревянными решётками, а с начала Нового царства – каменными. С одной стороны решётки отгораживали помещение от внешнего мира, с другой – пропускали (рассеивали) солнечный свет и воздух. Отверстия в потолке комнат святилища диаметром до 1 м не являлись полноценными окнами, а лишь выполняли функцию дымовых люков (канал символической связи бога и приносимой ему жертвы).

 

Другим обязательным атрибутом древнеегипетского храма Нового царства были дверные проёмы и сами двери . Двери в храмовом строительстве использовались в основном двустворчатые. Дверных проёмов в храмовом комплексе могло быть очень много, но двери были установлены лишь на главных из них – в святилище и в дверных проёмах пилонов. Основными, естественно, были двери, олицетворявшие врата 12 часов ночи (по «Книге Амдуат»). Эти двери, вероятно, имели засовы и задвижки изнутри помещений и открывались лишь по особым случаям. [30] О дверях в первом пилоне храма (о входе в Дуат) повествует «Книга Дверей»: «Двери Неба растворятся предо мной, и двери земли [31] уже не мешают моему шагу… Откиньте засовы с Врат Геба! Дайте войти мне в Край Первый!» [32] Материал, из которого изготовлялись двери и дверные проёмы в храмах на протяжении веков менялся: вначале двери были деревянные и каменные [ 33] , позднее – металлические.

Двери в древнем Египте устраивались несколько необычным образом. Створки дверей в те времена не имели петель. Они вращались на выступах, вставленных в углубления в притолоке и пороге. Открывание и закрывание двери сопровождалось вращением выступов – пяток в ямках. Рельефные изображения таких деревянных двустворчатых дверей можно увидеть на некоторых стенах пирамидного комплекса Джосера. Сами деревянные двери этого времени до нас не сохранились. Свидетельством того, насколько развилась строительная техника к середине III тысячелетия по сравнению с предшествующим временем, является использование египтянами своего рода камней-подшипников. При устройстве каменных дверных обрамлений в храмах, начиная со времени Древнего царства, применялись камни-подпятники из более твёрдых пород. [34]

В Среднем царстве приходят к осознанию недолговечности деревянных и громоздкости каменных дверей храма и начинают использовать металлы. К тому же это прекрасно накладывалось на представления «Текстов пирамид» о характере материала дверей, ведущих на Небо: «Врата земного бога открыты… ты можешь вознестись на небо и воссесть на своём железном престоле… Небесное окно открыто для тебя… Двери из железа, что в звёздном небе, распахнуты для меня, и я прохожу сквозь них…» [35] Однако делать даже в главном храме страны железные двери не было никакой возможности, так как железо в это время было известно лишь метеоритное. [36] Поэтому использовались другие металлы, как об этом сообщает в своей гробничной надписи архитектор Карнака Инени ( XVIII династия): «Я наблюдал за поставлением больших дверей (именуемых) «Амон могучий обилием»; большая дверь была из азиатской меди; тень бога [37] была на ней, изваянная из золота». [ 38]

 

Фасадом зданию служил большой парный пилон , он выглядел как сплошная массивная стена здания, возвышающаяся над и по обеим сторонам ворот. [39] Пилон возвышался над зданием храма, его стены были заметно наклонены внутрь. Фасад храма был украшен барельефами, верхняя часть завершалась карнизом. Перед пилоном находились деревянные шесты для флагов и, в большинстве случаев, огромные каменные статуи. Внутри пилона была лестница, по которой можно было попасть на крышу. В больших пилонах предусмотрены и внутренние помещения. [ 40]

Монументальный вход в храм стал известен лишь в эпоху Среднего царства. Полагают, что в Карнаке перед храмом Амона он впервые был поставлен при Ментухотепе III ( XI династия). Все первые кирпичные строения этого рода со временем разрушились, и даже план их удаётся восстановить лишь весьма приблизительно. При правителях XVIII династии их стали строить из камня, хотя позднее, при XX династии и при Птолемеях, нередко возводили и из кирпича, но уже с соблюдением непременного условия: одевали каменной обшивкой.

[20] См. Рис.17 в приложениях.

[21] Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. 3-е изд., доп. – М.: Стройиздат, 1984. – С.11-12.

[22] См. Табл.1 в приложениях.

[23] Солкин В.В. Египет: Вселенная фараонов. – М.: Алетейа, Новый Акрополь, 2001. – С. 149.

[24] Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Указ. соч. – С.16-17.

[25] Для египетского, как изобразительного, так и прикладного, искусства вообще была характерна тенденция к смягчённости и пластичности форм, к стремлению избежать прямых углов, округлить места перегибов. В изобразительном искусстве, в частности в скульптуре, элементы условной трактовки не мешали добиваться основного в искусстве – художественно выразительности реалистического воспроизведения натуры. В основе древнеегипетской архитектуры, изобразительного и прикладного искусства лежит принцип синтетического их единства при создании памятников – от крупных монументальных и до самых небольших размеров. ( Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Указ. соч. – С.17.)

[26] Раннев В.Р. Указ. соч. – С.17.

[27] Солкин В.В. Египет: Вселенная фараонов. – М.: Алетейа, Новый Акрополь, 2001. – С. 149.

[28] Видимо, из-за предохранения от раскалывания плит перекрытий, имеющих небольшую толщину.

[29] Перепёлкин Ю.Я. Указ. соч. – С.510.

[30] Интересные подробности об оформлении древнеегипетских дверей приведены в знаменитой 125 главе «Книги Мёртвых» в связи с прохождением умершего в Зал двух истин, где должен состояться суд Осириса: «–Мы не дадим тебе пройти мимо нас, - говорят косяки этих врат, - пока ты не скажешь наше имя. «Гиря-Точного-Отвеса» – ваше имя. – Я не дам тебе пройти мимо меня, - говорит правая створка этой двери, - пока ты не назовешь моё имя. – «Чаша-Весов-Для-Взвешивания-Правды» – твоё имя. - Я не дам тебе пройти мимо меня, — говорит левая створка этой двери, — пока ты не назовешь моё имя. —«Приношение-Вином» — имя твоё. — Я не дам тебе пройти мимо меня, — говорит порог этой двери, — пока ты не назовешь моё имя. — «Бык-Геба» — имя твоё. — Я не открою тебе, — говорит задвижка этой двери, — пока ты не скажешь моего имени. — «Плоть-Матери-Его» — твоё имя. — Я не открою тебе, — говорит засов этой двери, — пока ты не скажешь моего имени. — «Живое-Око-Собека-Владыки-Баху» — твоё имя. — Я не открою тебе, я не дам тебе пройти мимо меня, — говорит привратник этой двери, — пока ты не назовешь моего имени. — «Хат-Шу-Которое-Он-Дал-Как-Защиту-Осириса», — твоё имя. — Мы не дадим тебе пройти мимо нас, — говорят притолки этой двери, — пока ты не назовешь наших имен. — Они — «Отродья-Кобр». — Ты знаешь нас. Проходи». (Цит.по: Древнеегипетская «Книга Мёртвых» / Пер. с древнеегип., введение и комментарии М.А. Чегодаев // http://www.kemet.ru/texts/026j.htm . – Гл.125).

[31] Двери Неба отождествляются с дверями земли (пилоном). События, описываемые в отрывке, происходят одновременно и на Небе и на земле.

[32] Цит. по: Ливрага Х.А. Указ. соч. – С.117.

[33] Трудно сказать, наружными или внутренними были каменные двери последнего царя II династии в государственном храме в Нехене. Каменные плиты-столпы с именами царей водружались над их плоскими могильными насыпями при двух первых династиях, и от времени I династии дошло множество плит с именами частных лиц, отмечавших также снаружи места их погребений. Потому те двери могли быть обращены наружу высеченными на них царскими именами, однако с другой стороны тех же дверей было также высечено множество изображений. ( Перепёлкин Ю.Я. Указ. соч. – С.509.)

[34] Кинк Х.А. Как строились египетские пирамиды. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1967. – С.40.

[35] Цит. по: Хэнкок Г., Бьювэл Р. «Загадка Сфинкса (Хранитель бытия)» (конспект) // http://piramyd.express.ru/lah/konsp.htm

[36] До начала т.н. железного века железные изделия в Египте были единичны – стальные скобы, скреплявшие камни в пирамиде Хеопса, стальной ножик на мумии Тутанхамона и т.п. (Подробнее см.: Бьювэл Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. Созвездие Ориона и фараоны Египта. – М.: Вече, 1997.)

[37] В надписи Аменхотепа IV , повествующей о построении третьего карнакского пилона, также говорится в связи с вратами о «тени бога» в виде окна, украшенного ляпис-лазурью, золотом и другими драгоценностями. Здесь, судя по детерминативу, «тень» была изображением Мина. См. Рис.18 в приложениях.

[38] Цит. по: Рассказ египтянина Синухета и образы египетских документальных автобиографий. / Серия «Культурно-исторические памятники Древнего Востока», под общ. ред. проф. Б.А. Тураева. Вып. 3. – М., 1915; Архитектор Инени // http://www.kemet.ru/texts/

[39] См. Рис.19, 20 в приложениях.

[40] Целлар К. Указ. соч. – С.113.

  . страницы:
1
2
3
 
 
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
Миллениум — Ярославль — Диплом — ШтоРаМаг
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    ©
http://egypt.boom.ru/egyptboom/polka/autor/05-14.htm
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz