|
В конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором
Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической,
экономической и общественной жизни переходит в восточную часть. С этого
времени начинается эпоха византийского государства, центром которого стала
его новая столица — Константинополь. История архитектуры Византии делится
на три пе-риода: ранне-византийский (V—VIII .вв.), средне-византийский (VIII—XIII
вв.) и позд-невизантийский (XIII—XV вв.). Временем высшего расцвета был
первый период, особенно время царствования Юстиниана (20—60 гг. VI в.),
когда Византия превратилась в могущественную державу, покорившую помимо
Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного Средиземноморья, Италии
и Адриатики.
Продолжая античные традиции, Византия наследовала также культурные достижения
завоеванных народов. Глубокий синтез античных и восточных элементов составляет
характерную черту византийской культуры.
Господство христианской идеологии сказалось на развитии доминирующих типов
монументального каменного строительства. Поиски композиции церкви в соответствии
с назначением здания сочетались с задачей утверждения императорского могущества.
Это обусловило известное единство поисков и относи-тельную общность развития
типов культовых зданий, несмотря на региональные различия, в которых про-являлись
особенности и традиции отдельных народов,
Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является развитие
купольных ком-позиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур—купольной
базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-кулольной
системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантий-ский период.
Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период
средне-византийской архитектуры.
К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого (типа архитектурных
ком-плексов. Наиболее своеобразны загородные монастыри, обычно представляющие
собой обнесенные стенами укрепленные пункты, внутри которых помимо жилых
и хозяйственных построек монахов сооружалась об-ширная трапезная и доминирующее
здание — церковь. Здания и крепостные сооружения, располагаясь ча-ще всего
на возвышенном месте асимметрично, представляли собой гармонически согласованные
про-странственные композиции — ансамбли.
Архитектура Византии наследовала от Рима его достижения в области арочно-сводчатых
конст-рукций. Однако бетонная техника не была воспринята в Византии; стены
обычно складывались из кирпича или тесаного камня, и также из кирпича с
каменными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. Своды делались
из кирпича или камня. Перекрытия — по большей части сводчатые, иногда сочетавшиеся
с деревянными конструкциями. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами
были широко распростране-ны крестовые своды. В опирании купола на квадратное
основание нередко использовался восточный прием — тромпы.
Наиболее существенным конструктивным достижением византийской архитектуры
является разра-ботка системы опирания купола на отдельно стоящие четыре
опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосредственно
на паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конст-рукцией
стали устраивать цилиндрический объем — барабан, в стенах которого оставляли
проемы для ос-вещения подкупольного пространства.
Эта конструктивная система позволила освободить интерьер зданий от громоздких
стен и еще более расширить внутреннее пространство. Той же идее пространственности
интерьера служил прием подпира-ния подпружных арок полукуполами, создающими
вместе с куполом единое пространство, иногда достигавшее очень больших размеров.
Взаимное уравновешивание сводов — одно из выдающихся достижений византийской
архитектуры. Использование пространственных форм, обладающих в силу геометрического
строения жесткостью и устойчивостью, позволило свести до минимума массивность
опорных конструкций, рационально распределить в них строительные материалы,
получить значительную экономию в трудовых и материальных затратах.
Основными строительными материалами был плоский кирпич — плинфа толщиной
около 5 см, ук-ладываемый на растворе. Наиболее употребляемый размер плинфы
35,5Х Х35,5Х5,1 см. В восточных облас-тях империи, богатых карьерами известняков
и туфа, применялась кладка из тесаных камней на растворе (Сирия, Закавказье).
В растворе использовали известь, к которой примешивали мелко истолченный
кирпич — цемянку для придания раствору большей прочности и гидравлической
стойкости. В стенах раствор укладывался го-ризонтальными слоями толщиной
в несколько сантиметров. Иногда применялась смешанная кладка: 3—5 рядов
плинфы, уложенных на толстом слое раствора, чередовались с несколькими слоями
тесаного камня. Наружная поверхность стен обычно не штукатурилась.
Быстросхватывающийся цемя-ночный раствор позволял возводить своды и купола
по древневос-точному обычаю—без применения дорогостоящих лесов. При возведении
куполов кладка велась отдельны-ми кольцами с наклонными рядами кирпича.
Продолжая строительные традиции восточных областей импе-рии и сопредельных
стран, конструкция византийских сводов из кирпича резко отличается от конструкции
римских сводов, возводимых по деревянным кружалам.
Для облегчения веса в кладку сводов вводились пористые каменные породы,
в частности пемза. Ку-пола и своды покрывались черепицей или свинцовыми
листами.
Для восприятия распора арок и сводов в процессе их сооружения в византийских
постройках часто применялись металлические и деревянные затяжки, которые
иногда оставлялись и в уже возведенном здании. В куполах закладывали растяжные
кольца, изготовленные из дубовых брусьев или полосового железа.
Широко применявшиеся в Византии крестовые своды чаще всего имели вспарушенную
форму, поя-вившуюся в результате отказа от эллиптического очертания диагональных
ребер обычного свода и перехода к более простому полуциркульному абрису,
легко очерчиваемому с помощью короба,
Следующим шагом в эволюции свода были отказ от диагональных ребер и превращение
вспару-шенного свода в парусный.
В восточных областях империи, где преобладал в кладке естественный камень,
своды и купола воз-водились по кружалам. Наряду с тесаным применялся бутовый
камень на растворе.
Среди сводчатых форм, выполненных из камня, следует отметить сомкнутые и
крестовые своды, а также появившиеся в Сирии и Закавказье арки и своды со
стрельчатым очертанием.
Общий прогресс строительной техники и архитектуры сопровождался развитием
теоретической мысли. Зодчие Византии были знакомы с трактатом Витрувия.
Известен написанный на рубеже VI—VII вв. оригинальный труд епископа Исидора
«20 книг начал, т. е. истинных знаний», в котором содержатся сведе-ния по
архитектур но-с трои тельном у делу. Этот труд, в большой мере основывающийся
на Витрувии, от-ражает также потребности византийского времени.
Следует отметить использование и развитие византийскими зодчими эллинистических
источников. Известно, что один из строителей собора Софии Константинопольской
Исидор из Милета был автором не дошедшего до нас комментария к книге Герона
Александрийского «О конструировании сводов». Второй архитектор собора Софии
Анфимий из Тралл сам был автором трактата «О парадоксах механики».
Художественное осмысление новых конструктивных систем в византийском зодчестве
шло при воздействии местных архитектурных школ и прежде всего под влиянием
греческих традиций. Выявление в композиции конструктивной формы, свойственное
древнегреческому зодчеству, стало и в византийскую эпоху основным тектоническим
принципом. Однако этот принцип проявился в новых условиях, подготов-ленных
гигантским развитием сводчато-купольных форм при доминирующем значении внутреннего
про-странства. Основными средствами выразительности служили сами конструктивные
элементы — купола, своды, аркады, ясно читаемые в интерьере с подчеркнуто
выявленными поверхностями без лишней пласти-ки и декоративной перегрузки.
Стены часто покрывались фресковой живописью или облицовывались раз-ноцветными
плитами мрамора. Широко применялась мозаичная живопись, располагавшаяся
обычно на изо-гнутых поверхностях стен, в куполах и сводах. Резная скульптурная
обработка стен воспринимается как легкий рельефный рисунок, не разрушающий
плоскости стены.
В четких членениях интерьера сохранились ордерные мотивы, но исчезла характерная
для Древнего Рима ордерная аркада.
Аркада на колоннах, появившаяся еще в период Римской империи, стала в византийской
архитекту-ре господствующим мотивом. Форма аркады — конструктивна. От римского
ордера осталась лишь его не-сущая часть—колонна, воспринимающая нагрузку
от арок. Изменилась и форма капители, передающей со-средоточенные усилия
от арки с прямоугольным основанием на круглую колонну. Более массивная,
чем в римских колоннах, она получает форму опрокинутого полушара с усеченными
сторонами. Ее скульптурная обработка выполнялась в виде легкого геометрического
узора, форма и пластика — варьировались. Ствол, колонны часто делался монолитным,
в ряде случаев на оба конца колонны накладывались свинцовые про-кладки.
Все элементы системы отличались целесообразностью.
В ранневизантийских храмах находит применение тип базилики — удлиненного
здания с выделен-ным по ширине и высоте средним нефом, отделенным от малых
нефов аркадой на колоннах. Большое зна-чение для развития византийского
зодчества имели базилики, строившиеся в восточных районах—в Сирии, Малой
Азии, Закавказье.
Большое влияние на развитие византийских центрических зданий оказали и сложившиеся
в этих областях купольные сооружения (церковь в Эсре 5?0—515 гг., церковь
«вне стен» в Русафе в Месопотамии, 569— 586 гг.). Особое значение приобретает
купол на четырех или восьми опорах. Одним из ранних приме-ров этого типа
в Сирии может служить церковь в Босре (513 г.), в которой купол опирался
на четыре опоры.
Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (527 г.) представляет собой центрическую
композицию на восьми устоях, основа которой — сильно развитое подкупольное
пространство (табл. VI, 1). Ступенчатая структура и богатая пластика образованы
в основном конструктивными элементами:
куполом, полукружными арками, диагональными экседрами, устоями, арками на
колоннах и т. п.
При господстве купола в композиции большое значение имеют диагональные ниши-экседры.
В со-четании с колоннами они образовали пространственные устои, воспринимающие
распор купола в диаго-нальном направлении. В этой развитой структуре центрического
купольного здания роль интерьера стала ведущей в соответствии с особенностями
христианского ритуала, происходившего главным образом в цен-тре храма под
куполом — символом небосвода.
Вершиной развития арочно-сводчатых структур явилась грандиозная купольная
базилика собора Софии в Константинополе построенная греческими архитекторами
Анфимием из Тралл и Исидо-ром из Милета в 532—537 гг., в правление императора
Юстиниана. Это наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского
зодчества.
|
.
страницы: |