|
Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом
в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и частично
Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика» введен
в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового
искусства, считавшегося «варварским». С начало 19 века, когда для искусства
был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки
Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.
Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь,
и под её эги-дой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и
культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно
культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено
с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.
Для Готики характерны символико - аллегорический тип мышления и условность
худо-жественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство
архитектуры в сис-теме искусств и традиционные типы культур, зданий. Особое
место в искусстве Готики зани-мал собор - высший образец синтеза архитектуры,
скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком
пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры
ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние вит-ражей оказывали
сильное эмоциональное воздействие на верующих.
Развитие искусства Готики отражало и кардинальные изменения в структуре
средне-векового общества: начало формирования централизованных государств,
рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных,
а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания,
ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических
мировоззрений, расширялись возможности позна-ния и эстетического осмысления
реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической
системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитек-тура.
Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания,
укрепле-ния, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась
домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах.
От площади расходились главные улицы, узкие фасады двух-, реже трёх -этажных
домов с высокими, фронтонами выстраива-лись вдоль улиц и набережных. Города
окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки
постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных
сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застрой-кой, находился
собор, становившийся средоточием городской жизни. В нем наряду с бого-служением
устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили
соб-рания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом
богословского), символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший
торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов
со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи
средневековой общественной иерархии и власти бо-жественных сил над человеком,
но и растущее самосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике
- пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания
складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами
и 4 арками,
которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного
облегченными небольшими сводами - распалубками.
Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок
(аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки
стены в промежутках меж-ду столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация
распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов
позволила создать ощущение лёгкости и творче-ское величие усилий человеческого
коллектива.
Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12
в. и достиг-ла расцвета в первой половине 13в. Каменные готические соборы
получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные
базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора («деамбула-торием»),
к которому примыкают радиаль-ные капеллы («венец капелл»). Их высокий
и просторный интерьер озарен цветным мерцани-ем витражей. Впечатление
неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов,
мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным рит-мом аркад
верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутем-ных
боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности
пространства.
На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические
декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д. Статуи на
кон-солях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы
на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют
цельную символическую сюжет-ную систему, в которую входят персонажи и
эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения
готической пластики - декор, статуи фасадов соборов в Шар-тре, Реймсе,
Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и бла-городством.
На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко
с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величеств.
дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне),
строились особняки («отели») богатых горожан.
Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая
торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть
массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое
единство внутреннего пространства.
В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение
системы сюжетов, в которой отразились средневековое представления о мире.
Основным видом изо-бразительного, искусства была скульптура, получившая
богатое идейно-художественное со-держание и развитые пластические формы.
Застылость и замкнутость романских статуй сме-нились подвижностью фигур,
их обращением друг к другу и к зрителю. Со временем возник интерес к реальным
природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Новую трактовку
получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жерт-венной
стойкости человека.
В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты,
возвышен-ная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и
фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во эту в эпоху расцвела книжная
миниатюра и появилась алтарная жи-вопись; достигло высокого подъёма декоративное,
искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.
В поздней Готике, во Франции, получили распространение скульптурные алтари
в ин-терьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру
и темпер-ную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный
строй образов, отли-чающийся драматической (нередко экзальтированной)
экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. К лучшим образцам
французского готического искусства принад-лежат мелкая скульптура из слоновой
кости, серебрянные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.
Для поздней («пламенеющей») Готики характерен прихотливый, напоминающий
языки пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане). Появились росписи
на светские сю-жеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах
(гл. обр. часословах) наме-тилось стремление к одухотворённой человечности
образов, к передаче пространства и объё-ма. Воздвигались светские постройки
(городские ворота, ратуши, цеховые и складские зда-ния, танцевальные залы).
Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге) отличают жизненная
конкретность и монументальность образов, мощная пластическая экспрессия.
Час-ти храмов украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом,
изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских
мотивов (сцены труда ре-месленников и крестьян, гротескные и сатирич.
изображения). Разнообразна и тематика вит-ражей, в гамме которых преобладали
красные, синие и жёлтые тона.
Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства
Сен-Дени (1137—44). К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже,
Шартре, например, собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже. Богатством
ритма, совершенством архитектуры композиции и скульптуры декора отличаются
грандиозные соборы зрелой Готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель
в Париже (1243-1248) с многочисленными витражами.
|
.
страницы: |