|
В выставочной комнате представлены мемориальные экспонаты и предметы декоративно-прикладного
искусства конца XIX - начала XX века. Внимательный зритель может увидеть
на фотографии два живописных полотна "Благовещение" художника
Гранича и "Мадонна с младенцем" художника Тумана, украшавшие
интерьер как до 1941 года, так и сегодня. Как и раньше здесь размещены
фарфоровые вазочки, предметы из стекла и бронзы, фотографии, книги из
библиотеки Александровского дворца. В витрине между окон экспонируется
часть парадного пурпурового Царскосельского сервиза, изготовленного на
Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге в 1900е годы и состоявшего
из 1690 предметов: тарелок пяти видов, чашек с блюдцами и салатников.
Все предметы украшены монохромными пейзажными композициями.
СИРЕНЕВЫЙ КАБИНЕТ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ
На месте третьей выставочной комнаты до революционных событий 1917 года
находился Сиреневый кабинет, входивший в анфиладу личных комнат императрицы
Александры Федоровны и получивший свое название благодаря шелковой материи
любимого императрицей сиреневого цвета, натянутой на стены. Декор стен
завершал фриз из стилизованных цветов ириса. Многочисленные предметы мебели,
частично встроенные в панели, были окрашены эмалевой краской цвета слоновой
кости. На полках углового дивана, шкафах и камине располагались предметы
из фарфора, камня и стекла, в том числе вазы, изготовленные Э. Галле.
В кабинете находилось более тысячи томов книг на русском и иностранном
языках, среди которых особое место занимала литература философского и
религиозно-мистического содержания. В этой комнате императрица Александра
Федоровна проводила больше времени, чем в других: работала, читала, сидя
у окна в кресле или на кушетке, возле которой стоял стол с телефонным
аппаратом. Тут же на столике складывались письма и телеграммы. В Сиреневый
кабинет иногда подавался чай для императорской семьи, обычно в 5 часов
вся чета собиралась за столом. Сегодня стол в кабинете сервирован фарфоровым
сервизом конца XIX века, изготовленным в Петербурге на заводе братьев
Корниловых. Иногда императрица Александра Федоровна оставалась здесь с
Анной Вырубовой; сидя на ковре возле кушетки императрицы, А. Вырубова
работала, читала или слушала чтение, рассказы и жалобы Александры Федоровны.
Бывало к ним заходил с прогулки император Николай II.
Некоторое представление об историческом интерьере Сиреневого кабинета
сегодня можно получить благодаря воспроизведению на стене фотографии 1941
года методом широкомаcштабной струйной технологии на виниловой основе
(4 x 6 м). Мемориальных вещей здесь мало. Представление об убранстве можно
получить благодаря экспонатам, хранившимся в фондах ГМЗ "Царское
Село" и ГМЗ "Павловск", аналогичных с теми, которые находились
в Александровском дворце до 1917 года. Среди исторических предметов мебели
особого внимания заслуживают письменный стол, этажерка, кресло и подставка
для цветов, изготовленные на фабрике Ф. Мельцера в 1890-е годы и находившиеся
в кабинете до 1941 года, остальные предметы мебели подобраны по времени.
УБОРНАЯ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ
Экспозиция первой комнаты рассказывает о начальном этапе в истории Александровского
дворца и включает портрет императрицы Екатерины II, по указу которой архитектор
Дж. Кваренги построил это здание. Портрет и свадебный костюм великого
князя Александра Павловича (будущего императора Александра I), изображение
его юной супруги Елизаветы Алексеевны и подлинные предметы из убранства
интерьеров дворца конца ХVIII - начала ХIХ века.
Здесь можно познакомиться с экспонатами, рассказывающими об эпохе Николая
I, для которого Александровский дворец стал настоящим родовым гнездом,
где в узком кругу императорская семья проводила несколько месяцев в году.
Здесь в 1842 году великолепным праздником императорская чета отметила
25-летнюю годовщину своего брака, напоминаем о котором навсегда останется
полотно французского художника О. Верне "Царскосельская карусель",
экспонирующееся в этой комнате, а также портрет немецкого живописца Ф.
Крюгера, изображающий Николая I со свитой.
СПАЛЬНЯ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ
На месте второй комнаты ранее располагалась Спальня императрицы Александры
Федоровны, созданная в 1896 - 1898 годах рядом со служебными помещениями.
Стены и мебель этой комнаты были обиты английским чинцем, в глубине комнаты
располагался альков, сплошь завешанный иконами, образками и крестами —
подношениями общин, войсковых частей и отдельных лиц. Их общее число достигало
семисот. В Спальне по традиции находились две витрины для драгоценностей,
среди которых особое место занимали пасхальные яйца, изготовленные фирмой
К. Фаберже и поднесенные Николаем II супруге.
Некоторое представление об историческом интерьере Спальни сегодня можно
получить благодаря воспроизведению на стене фотографии 1941 года методом
широкомаcштабной струйной технологии на виниловой основе (4 x 6 м). Предметы
мебельного убранства воссозданы по историческим обмерам и иконографии
в 1997 году. Собрание икон конца XVIII - XX века получено в 1998 году
в дар. Развеска икон вплотную друг к другу оформлена в древнерусских традициях,
которые почитал император Hиколай II. Особого внимания заслуживает икона
"Вера, Надежда, Любовь и мать их София", выставленная в витрине
между окон. Икона была поднесена жительницей Вологодской губернии наследнику
русского престола цесаревичу Алексею Николаевичу. До 1917 года икона находилась
в Спальне цесаревича Алексея, в формировании характера, привычек и образовании
которого большую роль играла религия.
|
.
страницы: |