|
Водоёмы фонтанов изготавливались из привозного мрамора и аспида, последний
доставлялся из Пскова и Нарвы, иногда чаши привозились готовыми, например
из Ревеля, одна с маскаронами – из Италии. Водоёмы фонтанов украшали раковинами
и резным деревом, мраморными и свинцовыми позолочен ными статуями, вазами,
маскаронами.
В 1720-х годах во втором Летнем саду началось строительство лабиринта.
Лабиринт – характерны атрибут регулярного сада. На определённой территории
устраивали запутанную планировку дорожек. Дорожки обсаживались шпалерами,
и не выбраться из лабиринта было не так-то легко. Площадки, образован
ные аллеями, были украшены скульптурой, фонтанами. Проектирование лабиринта
было поручено Леблону В 1719 году. Но в этом году он умер, и задание передали
Земцову. Лабиринт строился во втором саду, на площади между Поперечным
каналам и Карпиевым прудом. Теперь на месте лабиринта в Летнем саду проложили
лучевые аллеи, и это место назвали Кресты.
Лабиринт состоял из четырёх куртин со сложной системой дорожек. В углуб
лениях зелённых стен были устроены 32 ниши. Свинцовые чаши бассейна, обложенные
мхом, наполнялись струившейся водой фонтанов. В каждой нише изображались
герои какой – нибудь басни, большинство фигурок животных были представлены
в натуральную величину: мыши, лягушки, змеи, ястреб и две курицы, ёж,
черепаха с орлом и другие.
Все скульптуры были отлиты из свинца и позолочены. У каждого фонтана стоял
столб с белой жестью, на нём чётким русским письмом были написаны басня
и её толкование. При входе в лабиринт возвышалась выполненная в
натуральную величину свинцовая позолоченная статуя горбатого Эзопа.
Снабжение фонтанов водой оказалось довольно сложным делом. Будучи в Англии
Петр приобрёл паровой насос. Вода поступалась в фонтаны из каналов,
она использовалась на пивоварне, позднее её подвели на Фуражный двор,
что на Шпалерной улице где поступала в ветеринарный лазарет.
Мраморная скульптура
Летний сад – богатейший музей садово парковой скульптуры. В наши он
многих привлекает своей старинной мраморной пластикой. Статуи и бюсты,
Украшающие аллеи и площадки,появились здесь в первой четверти XVIII века.
В России до начала XVIII века светской пластики почти не было. В Летнем
саду, на Школьной аллеи есть статуя, условно названная исследователем
Ж. А. Мацулевич ''Нимфой Летнего сада''. Очевидно она и есть копия Нимфы
леса, созданная неизвестным римским скульпторам с оригинала. Нимфа типична
для раннего борокко. Молодая женщина опирается на высокий пень, на нём
внизу крупные листья и распустившийся цветок. Это атрибуты дриад. Они
жили в лесах среди листвы и цветущих деревьев. Исследователи считают эту
статую од ной из самых ценных приобретений для Летнего сада.
У Петра I в Летнем садубыла создана уникальная коллекция статуй и бюстов.
В первой половине XVIII века их насчитывалось около 200. После Петра коллекции
постепенно стала разобщатся: одни статуи увезли в Царское Село, в Павловск,другие
попали в Эрмитаж. Много статуй погибло особенно в XIX веке.
В настоящее время в Летнем саду находится 92 скульптуры, из них 87 стоят
на аллеях, в том числе несколько – позднего времени.
Пластику Летнего сада можно разделить по тематике на следующие группы
: персонажи античной мифалогии; греческие и римские императоры, учёные
и фи-
лософы древнего мира; скульпторы, позволяющие в аллегорической форме
пропагандировать важные для России общественно – политические события,
прославлять преобразовательную и воинскую деятельность Петра I, и, наконец
познавательно – развлекательная скульптура – ''Круговорот суток'' скульптура
Д. Бонацца, сохранившееся до наших дней. Из первой группы в настоящее
время в саду имеются бюст Аполлона работы П. Баратта и копия античной
скульптуры Аполлона Бельведерского, выполненная в конце XIX века. Среди
зелени, под сенью деревьев стоят статуи муз: Талия, Эвтерпа, Терпсихора,
Нимфа воздуха. На аллеях и площадях сада можно увидеть статуи известных
в то время мастеров: Флору, Помоны и Сатурна, бюст Вахта, Немезиду, Беллону,
Сивилу Дельфийскую, сивилл Ливийскую и Европейскую.
Среди скульптурных изображений персонажей древних мифов особенно выделяются
художественным совершенством моделировка форм, тонкостью и изысканностью
рисунка и композиции, одухотворенностью образов Минерва, Церера, Беллона
и группа '' Амур и Психея.'' Эту группу в 1719 году приобрел Ю. Кологривов
и писал о ней с большим восторгом.
Стилестическое исследование группы ''Амур и Психея'' и некоторые косвенные
архивные документы привели исследователей к выводу,что эта скульптура
была исполнена неизвестным талантливым мастером школы Бернини.
К группе портретных скульптур относятся бюсты Александра Македонского
работы скульптора П.Баратта; Цезаря; Августа- первого римского императора,
покровителя литературы, искусств и наук, за что время его правления называли''
золотым веком римской литературы''; Траяна Римского императора, при котором
были построены в Риме здания замечательной архитектуры. Кроме перечисленных
в саду стоят портретные бюсты Марцелла, Нерона, Клавдия, Яна Собеского
и другие. Скульптурные изображения философов и ученых древнего мира способствовали
распространению наук, пропаганде культуры.
На портере в северо – западном углу сада стоят бюсты древнегреческих философов:
Демокрита – ''в шапочке и меховой тоге'', Гераклита – ''в драпировке,
покрывающей голову'', и другие.
Бюсты римских императоров, учёных античного мира и многие другие скульпторы
Летнего сада пока остаются безымянными. К аллегорическим скульптурам в
саду относятся, прежде всего, группа Ништадский мир, статуи Слава, Навигация,
Архитектура и четыре фигуры, изображающие Искренность, Истину, Милосердие,
Правосудие. Аллегории последних четырёх статуй были призваны прославлять
самодержавие и добродетели монарха, утверждая абсолютизм.
Ништадтский мир, Слава, Правосудие, Милосердие-работы П. Баратта. Исследуя
стилистические особенности произведений этого скульптора, можно предполагать,
что статуи Навигация и Архитектура тоже исполнены им. Пьетро Баратта наиболее
ярко выражал позднебарочный стиль.
Не может вызывать сомнения, что статуя Навигация была заказана для русского
царя. На развернутом листе карты, которую держит в руках Навигация, изображен
Скандинавский полуостров с названиями стран, а на месте Петербурга рельефно
выделен солнечный диск в виде лица.
То же можно сказать и о статуе Архитектура, стилистические черты которой
очень близки к изображаемым скульптором женским фигурам. Аллегория этой
Статуи представляет бурное строительство в стране новых городов и портов.
Имеется архивный документ, освещающий историю приобретения скульп-
туры Ништадтский мир.
В 1726 году С. Рагузинский писал интенданту Б. Неронову о данном ему государем
задании заказать в Венеции в мраморном изображении заключение ''с коронною
швецкого вечного мира. '' И одновременно были заказаны еще две статуи
– Слава и Храбрость воинская. За все он (Рагузинский) уплатил 800 рублей,
скульптуры были приняты и установлены в Летнем саду.
Какое-то время скульптурную группу Ништадтский мир называли Мир и Изобилие.
Но как видим, аллегория скульптуры посвящена знаменательному для России
событию победоносному завершению Северной войны и подписанию в 1721 году
мирного договора в городе Ништадте. Поэтому скульптурная группа Ништадтский
мир и должна так именоваться. Именно за эту историческую победу Петр I
получил титул императора Великого и наименование Отца Отечества.
Скульптурная группа Ништадтский мир в настоящее время установлена на высоком
гранитном пьедестале у северного фасада Летнего дворца. Своим мягким живописным
силуэтом белоснежная мраморная скульптура прекрасно вписывается в набережный
ландшафт сада.
Композиционным и смысловым центром группы является величаво сидящая Аллегорическая
женская фигура с рогом изобилия и опрокинутым горящим факелом, олицетворяющая
собою Россию. У ее ног находятся щит, пушка и барабан, что говорит о постоянной
бдительности.
Другая аллегорическая женская фигура расположена чуть выше, справа, своими
широко раскрытыми крыльями напутствует и оберегает сидящую фигуру. Это
Ника, богиня победы, венчает Россию лавровым венком, в руке
она держит пальмовую ветвь-символ мира, а ногой попирает поверженного
льва, олицетворяющего Швецию. Лев лапой придерживает картуш с надписью
на латин –
ском языке: '' Велик тот, кто дает , и тот, кто принимает, но самый великий
тот, кто и то, и другое свершить моет''. Девиз истинно великих, благородных
личностей, которые не теряют присутствия духа и при поражениях, которые
не теряют присутствия духа , и при достижении вершин славы. Он как бы
уменьшает, смягчает неизбежную пропасть между победителем и побеждённым.
По совершенству композиции, пластическому решению, по глубине проникновения
в идейно–эмоциональную сущность аллегорических образов скульптурная группа
Ништадтский мир принадлежит, пожалуй, к лучшим образцам садово-парковой
скульптуры XVIII века. В Летнем саду имеется бюст шведской королевы Христины
(правила в 1644-1649 гг.). Долгое время он не был атрибутирован. А за
изображение Христины принимали бюст жены Яна Собеского Марии Казимиры.В
1950-х годах на основании проведённого исследования были сделаны правильные
атрибуции, которые подтвердила приезжав шая из стокгольмского национального
музея научный сотрудник Ева Хофф.
В первой половине XVIII века декоративная скульптура стояла преимущественно
в первом парадном саду ив Гроте. |
.
страницы: |